https://i.imgur.com/zd9nPQql.jpg
фото: belcanto.ru

Джулия Гризи (Giulia Grisi). Итальянская оперная певица. Артистка обладала сильным, звучным, энергическим сопрано.

Джулия Гризи родилась 28 июля 1811 года в городе Милан, Италия. Девочка выросла в семье военного Гаэтано Гризи и певицы Джованна Гризи. Ее тетя Джузеппина Грассини, прославилась как одна из лучших певиц начала XIX столетия. Помимо этого, ее старшая сестра Джудитта обладала густым меццо-сопрано, с отличием окончила Миланскую консерваторию, после чего дебютировала в Вене, в опере Россини «Бьянка и Фальеро», и быстро сделала блистательную карьеру.

     Именно Джудитта стала первой учительницей Джулии. Затем занималась у Франческо Целли и Пьетро Гульельми. Следующим стал Джеминиано Джакомелли. Когда девушке исполнилось семнадцать лет, Джакомелли посчитал, что ученица готова для театрального дебюта. Молодая певица дебютировала в роли Эммы в постановке Джоаккино Россини «Зельмира». Позднее, уехала в Милан, где продолжала учиться у старшей сестры. Джудитта стала ее покровительницей. Джулия занималась и у педагога Марлини. Лишь после дополнительной подготовки снова появилась на сцене. Теперь Джулия исполнила партию Дорлиски в ранней опере Россини «Торвальдо и Дорлиска» в болонском «Театро Комунале». Критика оказалась к ней благосклонна, и девушка отправилась в первое турне по Италии.

     Во Флоренции ее услышал автор ее первых спектаклей Джоаккино Россини. Композитор по достоинству оценил и великолепные вокальные данные, и редкую красоту, и поразительную работоспособность певицы. Покорен оказался и другой оперный композитор Винченцо Беллини, написавший для сестер Гризи главные партии: Ромео и Джульетты в своей новой опере «Монтекки и Капулетти». Премьера спектакля состоялась в 1830 году в Венеции.

     В театре «Ла Скала» 26 декабря 1831 года состоялась премьера «Нормы» Беллини, где Джулия исполнила роль Адальджизы с истинно вдохновенной смелостью и неожиданным мастерством. Выступление в «Норме» окончательно способствовало ее утверждению на сцене.

     После этого Гризи быстро поднималась по лестнице славы. Девушка уехала в Париж, Франции, где ее тетя, Джузеппина Грассини, некогда покорившая сердце Наполеона, возглавляла Итальянский театр. Великолепное созвездие имен украшало тогда парижскую сцену: Каталани, Зонтаг, Паста, Шредер-Девриент, Луиза Виардо, Мария Малибран. Но всемогущий Россини помог получить молодой певице протекцию в «Опера комик». Последовали выступления в «Семирамиде», затем в «Анне Болейн» и «Лукреции Борджиа». В 1833 году перешла на сцену Итальянской оперы и вскоре осуществила свою заветную мечту, исполнив здесь партию Нормы.

     С этого момента Гризи встала в один ряд с величайшими звездами своего времени. В 1836 году певица стала женой графа де Мелей, но артистическую деятельность не прекратила. Ее ждали новые триумфы в операх Беллини «Пират», «Беатриче ди Тенда», «Пуритане», «Сомнамбула», Россини «Отелло», «Женщина озера», Доницетти «Анна Болейн», «Паризина д’Эсте», «Мария ди Рохан», «Велизарий». Широкий диапазон голоса позволял ей практически с одинаковой легкостью исполнять и сопрановые, и меццо-сопрановые партии, а исключительная память: разучивать новые роли с поразительной быстротой.

     Успешные гастроли в Лондоне принесли неожиданную перемену в ее судьбу. Она пела здесь с известным тенором Марио. Джулия и раньше выступала с ним и на сценах Парижа, и в салонах, где собирался весь цвет парижской художественной интеллигенции. Но в столице Англии впервые по-настоящему узнала графа Джованни Маттео де Кандиа, таково было настоящее имя ее партнера.

     Граф в юности, отказавшись от семейных титулов и земельных угодий, стал участником национально-освободительного движения. Окончив Парижскую консерваторию под псевдонимом Марио начал выступать на сцене. Быстро стал знаменит, объездил всю Европу, и немалую часть своих огромных гонораров отдавал итальянским патриотам.

     Джулия и Марио полюбили друг друга. Первый муж певицы не возражал против развода, и влюбленные артисты, получив возможность соединить свою судьбу, остались неразлучными не только в жизни, но и на сцене. Выступления семейного дуэта в операх «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Тайный брак», «Гугеноты», «Трубадур» вызывали овации публики повсюду: в Англии, Германии, Испании, Франции, Италии, в Америке. Гаэтано Доницетти написал для них одно из самых оптимистических своих творений: оперу «Дон Паскуале», увидевшую свет 3 января 1843 года.

     С 1849 по 1853 год Гризи вместе с Марио многократно выступала в России. Поклонники слышали ее в партиях Семирамиды, Нормы, Эльвиры, Розины, Валентины, Лукреции Борджиа, донны Анны, Нинетты. Особый интерес представляло для петербургских зрителей выступление в опере «Пуритане». До той поры непревзойденной исполнительницей роли Эльвиры оставалась Эрминия Фреццолини. Впечатление, произведенное Гризи, было ошеломляющим.

     Во второй половине 1850-х годов болезнь начала подтачивать кристально чистый голос Джулии Гризи. Певица боролась, лечилась, продолжала петь, хотя прежний успех уже не сопутствовал ей. В 1861 году женщина оставила сцену, но не прекращала выступать в концертах.

     В 1868 году Джулия спела в последний раз. Это произошло на похоронах Джоаккино Россини. В церкви Санта-Мария дель Фиоре вместе с огромным хором Гризи и Марио исполнили «Стабат матер». Это выступление оказалось последним для певицы. По свидетельству современников, голос ее звучал красиво и проникновенно, как в лучшие годы.

     Во время поездки на поезде в Санкт-Петербург осенью 1869 года Гризи и Марио попали в аварию в Берлине. Они добрались до Берлина пешком. Здесь Гризи, от холода и всего этого приключения заболела и на протяжении месяца лечилась, но чуда не произошло.

     Джулия Гризи скончалась 29 ноября 1869 года в немецком городе Берлин. Ее муж отвез тело в Париж, где великую оперную певицу похоронили на кладбище Пер-Лашез.

Семья Джулии Гризи

Отец - Гаэтано Гризи, майор наполеоновской армии.
Мать - Джованна Гризи, певица.

Тетя - Джузеппина Грассини, прославилась как одна из лучших певиц начала XIX столетия.

Сестры - Джудитта и Карлотта Гризи впоследствии также стали известными артистками оперы и балета.

Первый муж - граф де Мелей (брак 1836).

Второй муж - Джованни Маттео де Кандиа.
В браке появились две дочери.