https://sun9-36.userapi.com/uBKgUhPY3JVLN-l9BETjTJVs6cfT2YeTdBJQPg/wp3YHrlxAOk.jpg

Александрова Мария Александровна. Артистка балета. Народная и Заслуженная артистка Российской Федерации. Прима-балерина Большого театра до 2 февраля 2017. Лауреат премии «Золотая маска».

Мария Александрова родилась 20 июля 1978 года в городе Москва. Свой творческий путь девочка начала в ансамбле «Калинка», однако через некоторое время начала проявлять немалый интерес к балету. В десять лет Мария поступила в Московскую государственную академию хореографии, где стала заниматься под руководством Людмила Коленченко. Впоследствии ее наставниками выступали Лариса Добржан и Софья Головкина.

     В период обучения приняла участие в балетных постановках «Щелкунчик», «Коппелия», «Шопениана». Долгое время ее партнером по сцене являлся известный в будущем танцовщик Николай Цискаридзе. Диплом об окончании академии хореографии получила в 1996 году. В этот же период начала появляться на различных международных фестивалях.

     Особенно успешным для Марии Александровой стал московский конкурс артистов балета. В рамках данного форума, проходившего в российской столице в 1997 году, девушка исполнила вариацию Гамзатти из «Баядерки». Яркое выступление танцовщицы принесло ей первую премию конкурса, а вместе с ней и престижное приглашение в труппу Большого театра.

     Исполнять на сцене Большого театра сольные партии Александрова начала уже в дебютном для себя сезоне. Весьма примечательным представляется тот факт, что в это время девушка еще числилась танцовщицей кордебалета. Далее балерина участвовала в таких постановках как «Сон дон Кихота», «Баядерка», «Легенда о любви», «Щелкунчик» и некоторых других. В те годы ее наставницей и репетитором являлась Марина Семенова.

     Талантливая молодая балерина исполнила первую для себя сольную партию: роль Царицы в постановке «Фантазии на тему Казановы» 19 октября 1997 года. Выступление оказалось удачным и всего месяц спустя отправилась в составе труппы Большого театра на гастроли в Нью-Йорк.

     В начале сезона 1998 года Александрова переведена из числа танцовщиц кордебалета в разряд корифеек. В современном балете представительницы данной категории танцовщиц выделены из общего числа танцовщиц кордебалета и находятся среди них на переднем плане. После этого последовали новые яркие выступления, которые не остались незамеченными видными российскими критиками. В 1999 году авторитетный журнал «Балет» присудил Александровой престижную премию в номинации «Восходящая звезда». Столь высокое признание подтолкнуло молодую балерину к новым свершениям.

     В 1999 году Мария исполнила несколько новых номеров в балетных постановках и уже очень скоро официально переведена в солистки Большого театра. В этот период ее постоянным репетитором стала Татьяна Голикова. Начиная с 2000 года, Александрова стала одной из главных звезд Большого театра. Вместе с его балетной труппой объездила много стран. Гастроли театра прошли в различных городах России, а также во Франции, в США, Финляндии, Италии.

     Вскоре, в 2004 году за исполнение партии в балете «Светлый ручей» Мария получила престижную театральную премию «Золотая маска». Год спустя в коллекции личных наград появилась также грамота о присуждении ей звания Заслуженной артистки России. Позднее удостоена также звания Народной артистки России. За всю свою карьеру Александрова исполнила более шестидесяти различных партий, большинство из которых до сих пор считаются образцом высокого балетного искусства.

     В августе 2013 года артистку балета постигло несчастье: на гастролях в Великобритании Мария повредила ногу. Травма оказалась серьезной, разорвалось ахиллово сухожилие. Артистка к тому моменту успела выступить только на первом запланированном спектакле Большого театра «Баядерка». Во время танца Александрова столкнулась с партнером Владиславом Лантратовым, что и привело к травме. Первую помощь артистке оказали на месте, в Ковент-Гардене, после чего балерина в экстренном порядке улетела в Россию. Прима восстанавливалась год, после чего с триумфом продолжила танцевальную карьеру.

     Далее, в середине января 2017 года в творческой биографии Александровой произошли изменения. Без объяснения причин прима Большого театра написала заявление об увольнении по собственному желанию. Администрация театра, а также поклонники балерины, которые узнали об увольнении оказались шокированы решением Марии.

     Однако Мария успокоила фанатов тем, что вовсе не собирается бросать балет, а хочет начать сотрудничество с другими танцевальными коллективами, выйти на международную сцену. Отчасти девушка чуть ранее воплотила эту мечту в жизнь: Мария Александрова в годом ранее уже участвовала в пластической постановке Губернского театра под названием «Калигула», где исполнила роль Цезонии. Спектакль поставлен на границе драматического и хореографического искусства режиссером Сергеем Землянским.

     После ухода из Большого артистка подписала контракт с американскими коллегами, и уже в конце марта 2017 года Мария выступала в Нью-Йорке в постановках, которые носили название «Deesses & Demones». Партнершей россиянки выступала Бланка Ли, художниками по костюмам: Жан-Поль Готье, Аззедин Алайя и Стелла МакКартни. Выступление танцовщиц призвано раскрыть разные грани женской личности: от ангельских воплощений до демонической сущности.

     В ноябре того же года Мария Александрова побывала в Санкт-Петербурге, где выступила на концерте «Балетмейстер», посвященном 80-летнему юбилею хореографа Олега Виноградова. На сцене БКЗ «Октябрьский», помимо артистов Большого и Мариинского театров, выступили также звезды зарубежной сцены: танцовщики из США, Южной Кореи, Испании, Германии.

     В конце декабря 2017 года артистка участвовала в мировой премьере «Нуреев». Образ главного героя на сцене воплотил премьер балетной труппы Владислав Лантратов. Мария Александрова в постановке, которая еще до выхода наделала много шума, исполнила партию Марго Фонтейн, собирательный образ советских танцовщиц Аллы Осипенко и Натальи Макаровой воплотила Светлана Захарова. Музыку к балету, который представил из себя сплав классического танца, оперы, хорового, драматического и кинематографического искусства, написал композитор Илья Демуцкий. Либреттистом, сценографом и режиссером действа выступил Кирилл Серебренников. Хореографию поставил Юрий Посохов.

СЕМЬЯ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВОЙ
Муж - Сергей, художник (брак с 2005).

РЕПЕРТУАР МАРИИ АЛЕКСАНДРОВОЙ
Сценическая практика МГАХ

В школе танцевала сначала па-де-труа из балета «Щелкунчик» (хореография В. И. Вайнонена), Куколку в «Коппелии», позднее - номер «Журавли» (хор. Г. А. Майорова), вариации из балета «Пахита», па-де-де из «Коппелии» (Франц - Дмитрий Гуданов), Классическое па-де-де на музыку Адана (хор. Л. М. Лавровского), Большое классическое па на музыку Обера (хор. В. И. Гзовского), Седьмой вальс в «Шопениане» (партнер в дуэтах - выпускник 1992 года Николай Цискаридзе).

1997 год

Московский конкурс артистов балета

Вариации Гамзатти («Баядерка») и Сванильды («Коппелия») - I тур, вариации Маши («Щелкунчик») и Эсмеральды, современный номер Tutu («Пачка», хор. Николая Огрызкова) - II тур, вариация Одиллии («Лебединое озеро») и вариация из Гран па Обера - III тур, Гран па Обера (партнер - Николай Цискаридзе) - гала-концерт конкурса.

Большой театр

Царица бала, «Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта, хореография М. Л. Лавровского
Гран па (1-я вариация), «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа и А. Горского в редакции Ю. Григоровича
Мирта, «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции В. Васильева (позднее - в редакции Ю. Григоровича)
Фрейлины, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича

1998 год
Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса
Фея Смелости, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
«Сны о Японии» на музыку Л. Ето, Н. Ямагучи и А. Тоша, хореография А. Ратманского

1999 год
Три вариации в картине «Тени», «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
Три дриады, «Дон Кихот» Л. Минкуса
Солистка, III часть «Симфонии до мажор», музыка Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина
Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина
Кобылицы, «Конек-горбунок» Р. Щедрина, хореография Н. Андросова

2000 год
Императрица, «Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера, хореография Б. Эйфмана
Китри, «Дон Кихот», хореография М. Петипа и А. Горского в редакции А. Фадеечева
Рамзея, вариация Конго, «Дочь фараона» Ц. Пуни, хореография П. Лакотта
Гамзатти, «Баядерка»

2001 год
Одиннадцатый вальс, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина
Сверстница принца, Испанская невеста, «Лебединое озеро» П. Чайковского, вторая редакция Ю. Григоровича (была в числе первых исполнителей)

2002 год
Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича
Сильфида, «Сильфида» Г. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен

2003 год
Классическая танцовщица, «Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского (удостоена премии «Золотая маска» за эту партию)
Клеманс, «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
Эсмеральда, «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра, хореография Р. Пети
Мехмене Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича
Аспиччия, «Дочь фараона» Ц. Пуни, хореография П. Лакотта
Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, постановка Д. Доннеллана и Р. Поклитару

2004 год
Фея Сирени, «Спящая красавица» М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
Па де де на музыку Чайковского, хореография Д. Баланчина
Леа, «Леа» на музыку Л. Бернстайна, хореография А. Ратманского (вторая редакция)
Гермия, «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети, хореография Д. Ноймайера

2005 год
Мельничиха, «Треуголка» М. де Фальи, хореография Л. Мясина
Одетта-Одиллия, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, редакция Ю. Григоровича
Солистка, «Игра в карты» И. Стравинского, хореография А. Ратманского
Раймонда, «Раймонда» М. Петипа в редакции Ю. Григоровича

2006 год
Кармен. «Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина, хореография А. Алонсо

2007 год
Солистка, Misericordes на музыку А. Пярта, хореография К. Уилдона
Солистка, «В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп
Медора, «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, редакция А. Ратманского и Ю. Бурлаки
Солистка, «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера
Ученица, «Урок» Ж. Делерю, хореография Ф. Флиндта

2008 год
Жанна, «Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография А. Ратманского с использованием фрагментов спектакля В. Вайнонена
Вариация, Пахита, Большое классическое па из балета «Пахита», хореография М. Петипа в редакции Ю. Бурлаки

2009 год
Сванильда, «Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти в редакции С. Вихарева
Никия, «Баядерка» (дебютировала на гастролях театра в США)
Эсмеральда, «Эсмеральда» Ц. Пуни, постановка Ю. Бурлаки и В. Медведева по М. Петипа и А. Вагановой

2010 год
Графиня, «Пиковая дама» на музыку П. Чайковского, хореография Р. Пети
Принцесса Аврора, «Спящая красавица» М. Петипа в редакции Ю. Григоровича

2012 год
Дуэт, Dream of Dream на музыку С. Рахманинова, хореография Й. Эло
Главная Мочалка, «Мойдодыр» Е. Подгайца, хореография Ю. Смекалова

2013 год
Плита, вальс, пылесосы, «Квартира» на музыку Fleshquartet, постановка М. Эка

2014 год
Катарина, «Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.- К. Майо

2016 год
Цезония, Калигула, в Губернском театре, реж.-хореограф - Сергей Землянский

НАГРАДЫ И ПРИЗНАНИЕ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВОЙ
1997 - I премия Международного конкурса артистов балета в Москве.
1999 - Приз журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда»).
2004 - Национальная театральная премия «Золотая маска» за исполнение партии Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича в постановке Алексея Ратманского (сезон 2002/03).
2005 - Звание «Заслуженная артистка Российской Федерации».
2009 - Звание «Народная артистка Российской Федерации».
2018 - Удостоена Премии Леонида Мясина (Позитано) в категории «Танцовщица года на международной сцене».