ПАРЕ́ТО (Pareto) Вильфредо (15.7.1848, Париж – 19.8.1923, Селиньи, кантон Женева, Швейцария), итало-швейц. экономист и социолог, один из основоположников микроэкономики и теории элит. Родился в семье инженера из знатного генуэзского рода. Окончил Туринский политехникум (1869), где изучал математику и физику; служил инженером-путейцем. В 1886–89 преподавал экономику в ун-те Флоренции. Будучи крайним приверженцем либеральных идей манчестерской школы, резко критиковал национализацию железных дорог и поворот к протекционизму в Италии. По приглашению М. Э. Л. Вальраса стал его преемником на кафедре политэкономии Лозаннского ун-та (1893–1907, лекции продолжал читать до 1917), наряду с ним являлся вторым ведущим представителем лозаннской школы. Осн. экономич. труды: «Курс политической экономии» («Cours d’économie politique», vol. 1–2, 1896–97), «Учебник политической экономии» («Manuale di economia politica», 1906). С нач. 20 в. П. уединился на своей вилле в Селиньи на берегу Женевского оз. и работал над проблемами социологии. «Трактат по общей социологии» («Trattato di sociologia generale», vol. 1–2, 1916) был задуман П. как «гигантское возражение» К. Марксу; отвергая трудовую теорию стоимости и концепцию способов производства, называя «Капитал» непомерно разросшимся аппендиксом «Манифеста Коммунистической партии», П. в то же время отмечал важное значение классовой борьбы как «реального факта, следы которого можно найти на каждой странице истории».
Крупным вкладом П. в теорию маржинализма стало чёткое разграничение между кардиналистской (количественной) и ординалистской (порядковой) полезностью и обоснование критерия оптимальности в теории общего экономич. равновесия. П. использовал предложенный Ф. Эджуортом аппарат кривых безразличия для демонстрации того, что простое ранжирование (определение порядка) предпочтений достаточно для выведения всех важнейших положений теории потребительского спроса. Концепция «оптимума Парето» как равновесной экономич. ситуации (закреплённой структурой относительных цен товаров), при которой улучшение чьего-либо положения возможно только за счёт ухудшения положения хотя бы одного члена общества, сопровождалась попыткой доказать, что оптимальное распределение экономич. ресурсов достигается при совершенной конкуренции.
Социологич. и политич. взгляды П. отразили его наступившее в 1900-х гг. разочарование в либерализме и парламентаризме 19 в. и неприятие социалистич. (эгалитарных и коллективистских) идей и движений. Наблюдения за ростом популярности марксизма побудили П., начиная с острополемич. трактата «Социалистические системы» («Les systèmes socialistes», vol. 1–2, 1902–03), приступить к анализу причин влияния идеологии на обществ. жизнь, приведшему к ключевому различению «логического» и «нелогического» поведения. Отграничив меньшинство контролируемых логикой человеческих поступков от большинства действий, представляющих собой выражение иррациональных чувств, страстей, инстинктов – «остатков» (итал. residui), П. развёл предметы экономич. теории, изучающей рациональный хозяйств. выбор, и социологии, призванной к изучению обусловленности обществ. жизни «остатками» и их «производными» (итал. derivazioni) – идеологиями, порождёнными человеческой склонностью использовать разум для прикрытия нерациональных поступков «маскирующими» логич. аргументами (П. называл идеологии «языками чувств»). Как экономист и социолог П. выступил решительным противником эгалитаризма, сформулировав экономико-статистич. принцип неизбежного неравенства в распределении (80% доходов на 20% семей) – «закон Парето» (активно популяризованный амер. теоретиком менеджмента Дж. Джураном) – и утвердив в социологии понятие элиты.
Понятие «элиты», понимаемой как правящий слой общества, П. соединил со своей теорией «остатков», разделённых на 6 классов, из которых наибольшее значение имеют два первых: «инстинкт к комбинациям», толкающий к изменениям и определяющий тип «спекулянта» в экономике, и «групповое постоянство», способствующее обществ. равновесию и определяющее тип «рантье». К первому типу П. отнёс торгово-пром. предпринимателей, владельцев городской недвижимости, банкиров и обслуживающих их интересы инженеров, юристов, журналистов, корпоративных клерков и т. д.; ко второму – всех, живущих на фиксированные доходы, включая рабочих (наиболее высокооплачиваемых и организованных рабочих П. иногда относил к первому типу). Интересы «спекулянтов» в условиях представительной демократии выражают политики-«лисы», обладающие прирождённой способностью манипулировать «остатками» др. людей и захватывающие контроль над гос. управлением и принуждением. Правящая элита может быть более или менее открытой. Она обновляется, рекрутируя из низших классов энергичных новых членов и пополняя таким образом пропорции «остатков», необходимые для удержания власти. Но если эти пропорции нарушаются, приводя к чрезмерному преобладанию либо «спекулянтов», либо «рантье», общество или становится слишком неустойчивым, или загнивает, что открывает дорогу для революц. смены элит, выдвигающей на первый план политиков-«львов», способных на расширенное применение насилия. «Циркуляция элит» поддерживает необходимые пропорции «остатков» первого и второго классов, лежащие также в основе чередования периодов веры и скептицизма.
В кн. «Трансформация демократии» («Trasformazione della democrazia», 1921, рус. пер. 2011) П. резко критиковал политич. режимы, основанные на избират. праве, как «демагогическую плутократию». Это определило симпатии к нему Б. Муссолини, который после прихода к власти настоял на возведении П. в сенаторы. Признание П. предшественником фашизма осложнило его посмертную репутацию, однако уже с сер. 1930-х гг., после перевода на англ. яз. «Трактата по общей социологии» (1935) и консолидации неоклассического направления, труды П. вошли в круг классич. обществознания, оказав особое влияние на экономич. теорию благосостояния, структурно-функциональный анализ Т. Парсонса и разл. политологич. концепции.