https://i.imgur.com/0fnx28rl.jpg
фото: mondoweiss.net

ДЕРРИДА́ (Derrida) Жак (15.7.1930, Эль-­Би­ар, Ал­жир – 8.10.2004, Па­риж), франц. фи­ло­соф. Учил­ся в Выс­шей нор­маль­ной шко­ле (с 1952). Пре­по­да­вал в Сор­бон­не (1960–64), Выс­шей нор­маль­ной шко­ле (1964–84), Выс­шей шко­ле со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний (с 1984). Один из ини­циа­то­ров соз­да­ния в 1983 Ме­ж­ду­нар. фи­лос. кол­ле­жа в Па­ри­же и его пер­вый ди­рек­тор.

Фи­лос. по­зи­ции Д. бы­ли чёт­ко за­яв­ле­ны уже в трёх ра­бо­тах, опуб­ли­ко­ван­ных в 1967: «Го­лос и фе­но­мен» («La voix et la phénomène», рус. пер. 1999), «Пись­мо и раз­ли­чие» («L’écriture et dif­férence», рус. пер. 2000), «О грам­ма­то­ло­гии» («De la grammatologie», рус. пер. 2000, всту­пи­тель­ная ста­тья Н. С. Ав­то­но­мо­вой). В них со­дер­жа­лась кри­ти­ка ев­роп. «ло­го­цен­три­че­ской» ме­та­фи­зи­ки, ос­но­ван­ной на по­ни­ма­нии бы­тия как «при­сут­ст­вия» (présence), на­ли­чия, дан­но­сти (по­ня­тий, чув­ст­вен­ных впе­чат­ле­ний, опы­та и т. д.), и обос­но­вы­ва­лось пре­одо­ле­ние ме­та­фи­зи­ки с по­мо­щью ме­то­да «де­кон­ст­рук­ции» – раз­бор­ки-сбор­ки письм. тек­стов фи­лос. и лит. тра­ди­ции как ри­то­ри­ко-ме­та­фо­ри­че­ских, прин­ци­пи­аль­но не то­ж­де­ст­вен­ных се­бе, со­дер­жа­щих «сле­ды» пе­ре­кли­чек с др. тек­ста­ми, не сво­ди­мых к к.-л. син­те­зу. Де­кон­ст­рук­ция рас­кры­ва­ет тон­кие от­тен­ки смыс­ла, мо­даль­но­стей вы­ска­зы­ва­ний, мно­же­ст­во раз­но­пла­но­вых па­ра­док­сов в тек­стах. Пись­мо, в ко­то­ром ло­го­цен­трич. фи­ло­со­фия ви­де­ла не­что вто­рич­ное (по срав­не­нию с ре­чью, «ду­хом», жи­вым сло­вом), – од­но из центр. по­ня­тий «грам­ма­то­ло­гии» Д., во мно­гом обу­слов­лен­ное прак­ти­кой совр. лит. аван­гар­да: пись­мо не под­чи­ня­ет­ся прин­ци­пу бы­тия как при­сут­ст­вия, но во­пло­ща­ет сам прин­цип раз­ли­чия, «рас­сеи­ва­ния», не­са­мо­дос­та­точ­но­сти. Пред­ше­ст­вую­щее ре­чи «про­то-пись­мо» (ar­chi-­écriture) оз­на­ча­ет у Д. са­му воз­мож­ность чле­но­раз­дель­ной ар­ти­ку­ля­ции – мыс­ли, язы­ка, опы­та.

Стрем­ле­ние «ог­ра­ни­чить» ме­та­фи­зи­ку не оз­на­ча­ло для Д. «кон­ца фи­ло­со­фии». В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия в его ра­бо­тах на­рас­тал ин­те­рес к па­ра­док­сам со­ци­аль­ной мыс­ли и со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов (напр., как воз­мож­на спра­вед­ли­вость, ес­ли пра­во опи­ра­ет­ся лишь на си­лу за­ко­на?), к па­ра­док­саль­ной струк­ту­ре та­ких че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, как друж­ба, гос­те­при­им­ст­во, сви­де­тель­ст­во, дар и др., ле­жа­щих в ос­но­ве фор­ми­ро­ва­ния люд­ских со­об­ществ.

Лек­ции, ко­то­рые на­чи­ная с 1966 Д. чи­тал в разл. уни­вер­си­те­тах США, ока­за­ли боль­шое влия­ние на амер. ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние, оп­ре­де­лив од­но из его осн. на­прав­ле­ний – де­кон­ст­рук­ти­визм.