ДЕРЖА́ВИН Гаврила (Гавриил) Романович [3(14).7.1743, дер. Карамачи, по др. данным, дер. Сокуры Казанского у. Казанской губ. – 8(20).7.1816, имение Званка в Новгородском у. Новгородской губ.; похоронен в Хутынском мон.], рус. поэт, гос. деятель, д. тайн. сов. (1800). Дворянин. Учился в Казанской гимназии (1759–62). Поступил на воен. службу в л.-гв. Преображенский полк (в его составе участвовал в свержении имп. Петра III в 1762). Во время Пугачёва восстания 1773–75 был прикомандирован к Секретной следственной комиссии при команд. войсками А. И. Бибикове. С 1777 на гражд. службе: экзекутор 1-го деп-та Сената (с 1777); расследовал беспорядки и нарушения чиновников в Сенате. Советник учреждённой 1-й экспедиции о гос. доходах (с 1780), автор инструкции «Начертание должности», определявшей порядок деятельности экспедиции. Дальнейшему продвижению Д. по службе способствовало появление его «Оды к Фелице» (1782, опубл. в 1783 в ж. «Собеседник любителей российского слова»), обращённой к имп. Екатерине II. Губернатор Олонецкой (1784–85) и Тамбовской (1785–88; вступил в должность в 1786) губерний. Будучи тамбовским губернатором, Д. уделял внимание вопросам улучшения судопроизводства, содержания заключённых, строительства обществ. зданий в Тамбове (нар. училище, сиротский дом, театр и др.), а также вопросам просвещения: в своём доме он организовал «классы» для юношей, а его жена – занятия для молодых дворянок. В 1787 по инициативе Д. были открыты школы в Козлове, Лебедяне, Шацке, Липецке и др. городах Тамбовской губ. Статс-секретарь Екатерины II (1791–93). Сенатор (1793). В 1794–1796 президент, в 1800–01 и. д. президента Коммерц-коллегии. Чл. Совета при Высочайшем дворе (1800–01). Гос. казначей (1800–01). Мин. юстиции (1802–1803). Чл. Непременного совета (1802–1803). Один из первых членов Рос. академии (1783).
Поэтич. путь Д. начался с сочинения солдатских песен, сатирич. и шутливых стихов, од. Произведения, написанные в ранний период, были в осн. сожжены Д. в 1770. 1-я (анонимная) публикация – прозаич. перевод с немецкого («Ироида, или Письмо Вивлиды к Кавну», ж. «Старина и новизна», 1773). Первый сб. «Оды, переведённые и сочинённые при горе Читалагае 1774 года» (опубл. анонимно в 1776) был воспринят как подражательный и не принёс Д. известности. Сближение с поэтами «львовского кружка» (Н. А. Львов, В. В. Капнист, И. И. Хемницер и др.) способствовало формированию оригинального поэтич. стиля Д.: «гиперболический размах» (Н. В. Гоголь), унаследованный от стиля барочной оды, направлен в поэзии Д. на воссоздание всего разнообразия внешнего мира, образы которого обретают исключит. зримость, пластичность, богатство красок. «Ода на смерть кн. Мещерского» (1779, опубл. анонимно в ж. «Санктпетербургский вестник») стала этапным для Д. произведением, ознаменовав создание нового типа оды: Д. ввёл в неё разговорную лексику, иронию и шутку, автобиографич. мотивы, соединив приметы высокого и низкого стиля; абстрактная риторика сменилась лирич., порой исповедальной интонацией. Эксперим. характер «Оды к Фелице» был обусловлен парадоксальным сочетанием принципов одической и сатирической поэзии: панегирик Екатерине II и сатира на её окружение оказались сопряжены воедино. К вершинам поэзии Д. кон. 1770-х – 1-й пол. 1790-х гг. относятся также переложение 81-го псалма «Властителям и судиям» (1780; 2-я ред. 1787); оды «Вельможа» (1774–94, опубл. в 1798), «Бог» (1780–84), «Видение Мурзы» (1783–89, опубл. в 1791), «Водопад» (1791–94, опубл. в 1798). Поэтич. итоги этого периода были подведены Д. в оде «Памятник» (1796), восходящей к традиции Горация: свою заслугу Д. видит в поэтич. «дерзости», соединившей «забавный слог», «сердечную простоту» и «улыбку» с высокими темами добродетели, Бога и истины.
С сер. 1790-х гг. начался новый период и в личной жизни Д. (после смерти в 1794 его первой жены Екатерины Яковлевны, урождённой Бастидон, воспетой им под именем Плениры, Д. женился в 1795 на Д. А. Дьяковой, дочери обер-прокурора Сената), и в его поэтич. творчестве. Знакомство с переводами Н. А. Львова из Анакреонта привело к созданию лирич. стихотворений в духе антологической поэзии, объединённых затем в сб. «Анакреонтические песни» (1804): рядом с переводами и подражаниями др.-греч. авторам здесь помещены стихи, воспевающие рус. быт и нравы. В 1790-е гг. Д. печатался в «Новых ежемесячных сочинениях», в «Московском журнале» Н. М. Карамзина, в ж. «Приятное и полезное препровождение времени», в альм. «Аониды» и др. Среди лучших произведений этого периода: «Похвала сельской жизни» (1798, опубл. в 1808), «Снегирь» (1800, опубл. в 1805), «Евгению. Жизнь Званская» (1807). Не имели успеха опыты Д. в драматургии: «театральное представление с музыкой» «Добрыня» (1804), «героическое представление» «Пожарский, или Освобождение Москвы» (1806); трагедии «Ирод и Мариамна» (1807), «Евпраксия» и «Тёмный» (обе 1808); либретто опер «Грозный, или Покорение Казани» и «Эсфирь» (обе 1814) и др. В последние годы жизни Д. готовил своё собрание сочинений (ч. 1–5, 1808–16), выстраивая в нём стихи по темам в иерархич. порядке: о Боге, о царе, о героях, о себе; писал комментарии к собств. стихотворениям, размышлял о сущности лирич. творчества (трактат «Рассуждение о лирической поэзии или об оде», ч. 1–4, 1811–15). Составил автобиографич. «Записки», описывающие всю его жизнь вплоть до 1812 (1811–13, опубл. в 1859).
Лит. кружок, сложившийся в С.-Петербурге в 1804–07 вокруг Д., стал основой лит. общества «Беседа любителей русского слова», заседавшего в доме Д. на Фонтанке. Дружба с «архаистами» не мешала Д. верно оценить лит. достоинства не только сочинений Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, В. А. Жуковского, но и юного А. С. Пушкина, чьё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» он слушал на лицейском экзамене 8.1.1815.