https://i.imgur.com/SG9ziHjl.jpg
фото: zvezd.ru

Илья Олейников начинал свою актерскую карьеру в театре кукол. После он окончил цирковое училище и выступал с юмористическими номерами на эстраде. Прославился актер как участник комедийного дуэта «Олейников и Казаков». А в 1990-х вместе с Юрием Стояновым он создал юмористическую передачу «Городок», за которую получил премию ТЭФИ и звание народного артиста.

Ученик кукловода

Илья Клявер (Олейников) родился 10 июля 1947 года в столице Молдавской ССР Кишиневе (сейчас — Республика Молдова). Его отец Лейб Клявер работал шорником — делал конскую упряжь, а мать Хая Пресель была домохозяйкой. Фамилию Олейников Илья Клявер взял в 1970-х годах — это была фамилия его жены Ирины Олейниковой.

С детства Олейников увлекался театром и музыкой, мечтал стать артистом. Родители заметили его интерес к искусству. Они наняли сыну педагогов, которые учили его играть на скрипке, аккордеоне и фортепиано.

В 1964 году, после окончания школы, Олейников стал актером Кишиневского народного театра. Он вспоминал: «Условия приема в сей храм художественной самодеятельности были просты. Хочешь поступать — будешь принят. Не хочешь поступать — не будешь принят». Олейникову дали небольшую роль в спектакле «Девушка из Сантьяго». Однако незадолго до премьеры артист поссорился с режиссером и другими актерами труппы и позже ушел из театра.

В том же месяце Илья Олейников устроился учеником кукловода в Кишиневский кукольный театр.

Попалось мне на глаза в вечерней газете объявление о наборе в кукольный театр учеников кукловодов с зарплатой сорок рублей. Больше рубля в моем кармане не водилось. Сумма показалась значительной. Я явился на показ. Выбирать было не из кого, поскольку только я один и явился. Главреж… насмотревшись вдоволь, поскучнел. Впечатления на него я явно не произвел. <...> И я понял, что берут меня не из-за искрометности моего таланта, а ввиду полной безысходности.
Илья Олейников. Книга воспоминаний «Жизнь как песТня»

В кукольном театре Олейников играл в детских спектаклях роль барсука. Актер был очень высоким, и его голова торчала над ширмой. Специально для него костюмеры сшили шапку в виде пня, на котором выступал его герой.

Студент циркового училища и «ефрейтор-конферансье»

Через несколько месяцев Илья Олейников ушел из театра и уехал в Москву. Он решил поступить в Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства. На вступительных актер прочитал басню Сергея Михалкова «Заяц во хмелю» и рассмешил приемную комиссию своим акцентом и дикцией.

Разговаривал я на какой-то адской смеси молдавского, русского и одесского. К этому «эсперанто» прибавлялось полное неумение произносить шипящие и свистящие. <...> Все это фонетическое изобилие подкреплялось скороговоркой, что делало мою речь совершенно невразумительной. <...> Я внезапно начал изображать пьяного зайца, бессвязно бормоча, заикаясь и усиленно подчеркивая опьянение несчастного животного всеми доступными мне средствами. И когда к скороговорке, шипенью, посвистыванию и хрюканью прибавилось еще и заячье заикание, комиссия не выдержала <...>
— Прекратите это истязание! Мы принимаем вас! Только замолчите!
Илья Олейников. Книга воспоминаний «Жизнь как песТня»

Олейникова приняли на отделение клоунады, речевых и музыкально-эксцентрических жанров. Первое время актер дополнительно занимался сценической речью и дикцией, чтобы говорить правильно. Одногруппником и другом Олейникова в училище был актер Геннадий Хазанов. Они познакомились еще во время вступительных экзаменов.

После того как Олейников окончил училище, он работал артистом разговорного жанра в Москонцерте. В то же время он снимался в массовке на телевидении, появился в эпизодах в картинах «Трембита» и «Солдат и царица».

Однако из Москонцерта Олейникову пришлось уйти. Актера призвали в армию. Два года он служил в Московской области, играл в ансамбле Кантемировской танковой дивизии. В его военном билете записали звание «ефрейтор-конферансье».

После окончания службы Олейников поехал в Кишинев, где работал в местной филармонии. Он выступал с ансамблем «Зымбет». Артист вспоминал: «В расшитой цыганской жилетке и вдетых в сапоги среднеазиатских шальварах я должен был олицетворять собой обаятельного русскоговорящего молдаванина, эдакого рубаху-парня, но, очевидно, было в моем облике что-то такое, что заставляло публику сомневаться в чистоте моих намерений».

Из Кишинева Олейников переехал в Ленинград, где стал работать в Ленконцерте артистом разговорного жанра. Он выступал с юмористическими сценками и скетчами, которые писали Аркадий Арканов, Михаил Мишин и Марьян Беленький.

Олейников работал в дуэте с Романом Казаковым. В 1977 году их коллектив победил на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Вместе актеры работали до смерти Казакова в 1986 году.

Личная жизнь

Илья Олейников женился трижды. Однако его первые браки были фиктивными — так артист получал московскую прописку.

Со своей третьей женой, химиком Ириной Олейниковой, артист встретился в 1974 году в Славянске. Там он был на гастролях, а Олейникова — в командировке. Она пришла на концерт ансамбля «Зымбет» и сидела в первом ряду. После выступления артист решил с ней познакомиться.

Вскоре Олейников женился. В 1975 году у него родился сын Денис Клявер, который позднее стал певцом и выступал в музыкальной группе «Чай вдвоем».

«Городок» Ильи Олейникова и Юрия Стоянова

После смерти Романа Казакова Олейников выступал с Сергеем Стремлянским и Владимиром Границыным. Артист снимался на телевидении, вел передачу «Утренняя почта», где пародировал спортивных комментаторов.

Олейников вновь начал сниматься в кино. Артист сыграл в картине «Приморский бульвар» и двухсерийной мелодраме «Гу-га».

В конце 1980-х Илья Олейников познакомился с актером Юрием Стояновым. Они встретились на съемках фильма «Анекдоты» 10 июля 1989 года. Тогда каждый из них праздновал день рождения. Артисты родились в один день с разницей в десять лет.

С 1991 года Олейников и Стоянов вместе вели юмористическую рубрику в передаче «Адамово яблоко». Тогда же они решили создать собственную пародийную программу. Название для нее придумал Стоянов. Он служил в Большом драматическом театре, где в тот момент шел спектакль «Наш городок» по пьесе Торнтона Уайлдера. Изначально юмористическая передача Олейникова и Стоянова называлась «Городок N».

Премьера первого выпуска «Городка» прошла в мае 1993 года. Сначала Олейников и Стоянов просто экранизировали анекдоты и показывали пародии на артистов эстрады и политиков. Затем актеры придумали единый сюжет, который связывал все скетчи. В программе появились постоянные персонажи — например, бродяга Модест. В передачу добавили специальные рубрики — «Реклама», «Жизнь замечательных людей», «Сказка» и другие. Впервые на российском телевидении Олейников и Стоянов стали использовать прием скрытой камеры. Они разыгрывали случайных прохожих и снимали это на видео. Их включали в специальную рубрику «Приколы нашего Городка».

Писатель Аркадий Арканов вспоминал: «В «Городке» мы видим творческую пару, использующую парадоксальный… принцип, который обеспечивает им успех. <...> Они работают друг на друга! Создается впечатление, что каждый отдает самые выигрышные… роли другому. Это, безусловно, новация в искусстве разговорных пар, работающих в смешном жанре…»

С 1994 года в заставке программы стала звучать песня Анжелики Варум «Городок».

Несколько раз «Городок» награждали премией ТЭФИ как лучшую развлекательную передачу, а Илья Олейников и Юрий Стоянов получали премию как лучшие ведущие. В 2001 году «за большие заслуги в области искусства» актерам присвоили звание народных артистов России.

Кроме «Городка», с конца 1990-х Илья Олейников много снимался в кино. Он стал получать и главные роли. В 2005 году он сыграл Кису Воробьянинова в мюзикле «Двенадцать стульев». В том же году актер снялся в экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Он исполнил роль Григория Римского.

Занимался Олейников и музыкой. В 2004 году вместе с женой он записал альбом «Шансон на двоих». В него вошли песни, которые актер сочинил сам. В 2008 году Илья Олейников написал музыку и текст к мюзиклу «Пророк», в котором исполнил главную роль.

С конца 2000-х Олейников болел, но не переставал работать над «Городком». В июне 2012 года он потерял голос, поэтому в последних сериях передачи его озвучивал актер Геннадий Богачев. Илья Олейников умер 11 ноября 2012 года. Актера похоронили на Казанском кладбище в городе Пушкине Ленинградской области.

После смерти Олейникова Юрий Стоянов снял фильм о его жизни «Нам его не хватает» и закрыл передачу «Городок».