фото: s30265035144.mirtesen.ru
Сергей Лемешев — выходец из бедной крестьянской семьи — уже к 30 годам стал известен всей стране. Долгие годы он выступал на сцене Большого театра со своей любимой ролью — партией Ленского из «Евгения Онегина». Тенор исполнил ее более 500 раз.
40 верст пешком, чтобы исполнить арию Ленского
Сергей Лемешев родился в селе Старое Князево Тверской губернии в бедной крестьянской семье. У обоих его родителей — Якова Лемешева и Акулины Шкаликовой — были красивые, звучные голоса. Мать Лемешева пела в церковном хоре и считалась лучшей певицей в деревне.
Сергей рано остался без отца: ему еще не было и 10 лет, когда глава семьи скончался от чахотки. В 1914 году Лемешев окончил 4-й класс церковно-приходской школы и вместе с дядей отправился в Санкт-Петербург — обучаться сапожному делу. Но после начала Октябрьской революции вернулся в родную деревню и поступил вместе с братом Алексеем в местную художественно-ремесленную школу. Однажды ее директор Николай Квашнин услышал, как Сергей Лемешев пел. Он пригласил мальчика в гости и познакомил со своей женой, Евгенией Квашиной. У той было консерваторское образование, и она предложила учить Лемешева певческому мастерству и нотной грамоте. Именно в ремесленной школе Квашнина юный певец выучил арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин», которая спустя годы стала его визитной карточкой.
Зимой 1919 года Лемешев пешком отправился в Тверь — за 40 верст. Он хотел выступать в центральном городском клубе самодеятельности. Руководитель клуба Николай Сидельников прослушал весь репертуар молодого певца: русские песни, арии Ленского, Надира и Левко. Сергей Лемешев выступил в клубе в первый же свой вечер в Твери. Его концерт так понравился публике, что молодого певца долго не отпускали со сцены. Однако на работу Лемешева не взяли, и ему пришлось отправиться домой.
Через полгода он вернулся в Тверь, но уже для того, чтобы поступить в кавалерийское училище. Параллельно Сергей Лемешев полтора года учился в музыкальной школе у Сидельникова — за это время они стали близкими друзьями. Частные уроки у Николая Сидельникова певец брал еще долго, даже когда стал знаменит.
Студент Московской консерватории и ученик Станиславского
Через полтора года, в 1921 году, Лемешев поехал поступать в Московскую консерваторию. Молодому певцу удалось стать студентом, хотя конкурс был огромный — на 25 мест подали более 500 заявок. В консерватории Лемешев попал в класс Назария Райского, известного вокального педагога.
«Я считал, что учиться пению просто и приятно, а это оказалось столь мудрено, что и осилить-то почти невозможно. Я никак не мог понять, как надо петь правильно! То упускал дыхание и напрягал мышцы горла, то мне начинал мешать язык. И все же я был влюблен в свою будущую профессию певца, которая казалась мне лучшей на свете».
Сергей Лемешев
Сергей Лемешев не только занимался в классе Райского, который развивал его технику, но брал уроки у других педагогов — супругов Соколовых, Надежды Кардян, Людмилы Звягиной. Своим вторым университетом певец считал Большой театр. Там он услышал выступление Федора Шаляпина и Леонида Собинова, которого особенно любил: «У Леонида Витальевича Собинова была своеобразная, одному ему присущая манера образования звука. <...> И это придавало особое очарование его пению».
Первый сольный концерт Сергея Лемешева прошел в 1924 году на сцене Российского института театрального искусства. За него певец получил внушительный по тому времени гонорар — 175 рублей, на который он построил для матери и брата новую избу.
В этом же году Лемешева приняли в оперную студию Константина Станиславского.
«Под непосредственным руководством великого мастера русской сцены я приступил к изучению своей первой роли — Ленского. <...> Конечно, всю пушкинскую характеристику Ленского, как, впрочем, и весь роман, я знал наизусть и, мысленно твердя его, непрестанно вызывал в своем представлении, в своих чувствах ощущение образа юного поэта».
Сергей Лемешев
«Артист, озаряющий счастьем»
В 1925 году Лемешев окончил консерваторию. На выпускном экзамене он пел две партии — Водемона из оперы Петра Чайковского «Иоланта» и Ленского. Вскоре певца пригласили в Свердловский оперный театр имени Анатолия Луначарского (сегодня — Екатеринбургский театр оперы и балета). Директор обещал молодому исполнителю главные роли, и Сергей Лемешев согласился. В Свердловске он проработал около года, затем два сезона солировал в Русской опере в Харбине, а в 1929–1931 годах пел в Тифлисском театре оперы и балета. Здесь его услышал оперный певец Александр Пирогов, он посоветовал молодому певцу попробовать свои силы в Большом театре.
В 1931 году Лемешев дебютировал на сцене Большого в роли Царя Берендея в опере «Снегурочка». После этого выступления его зачислили в труппу.
«Есть только один [артист], которого я особенно люблю — и не только как товарища по искусству, но прежде всего как артиста, озаряющего счастьем! Это — Сергей Яковлевич Лемешев. Его глубокое искусство, драгоценный сплав голоса и высокого мастерства, результат большой и упорной работы, — все это несет печать мудрой простоты и непосредственности, проникая вам в сердце, задевая сокровеннейшие струны».
Борис Хайкин, дирижер Большого театра
Долгие годы певец был одним из ведущих теноров Большого театра. За это время Лемешев исполнил множество партий: герцога в «Риголетто», Ромео в «Ромео и Джульетте», Фауста, Левко в «Майской ночи». Но коронной ролью певца оставалась партия Ленского в «Евгении Онегине» — за свою жизнь он исполнил ее 501 раз.
В 1939 году певец первый и последний раз снялся в кино. Он сыграл шофера Петю Говоркова в фильме «Музыкальная история». Несмотря на успех фильма, Сергей Лемешев на экране больше не появлялся. О съемках в кино он говорил: «На экране — не в театре, здесь ничего не исправишь».
Концерты с одним легким
С началом Великой Отечественной войны основной состав Большого театра эвакуировали в Куйбышев, однако Лемешев, Сергей Обухов, Елена Катульская и Елена Степанова остались в Москве. Театр работал даже во время войны. Пока на сцене Ленский стрелялся с Онегиным, в небе разворачивалась своя дуэль — между советскими летчиками и немецкими бомбардировщиками. Генерал Иван Журавлев говорил Лемешеву: «Как это хорошо, что вы остались! Сейчас так важно, чтобы Большой театр работал. Ведь это символ нашего города. Символ непобедимости».
В октябре 1941 года Сергей Лемешев сильно простудился, у него началось воспаление легких. Болезнь прогрессировала, поэтому врачам пришлось «отключить» правое легкое. Лемешеву больше нельзя было петь, однако он упорно разрабатывал голос, и со временем врачи разрешили выходить на сцену.
«Поначалу я не мог петь, задыхался — ведь работало одно легкое. Врачи разрешили одно-два выступления в месяц, однако я приспособился и пел три-четыре спектакля в месяц до 1948 года».
Сергей Лемешев
К 1957 году Лемешев перестал гастролировать, но периодически возвращался на сцену Большого театра — вплоть до 1965 года. Он посвятил себя режиссуре и педагогике: руководил кафедрой оперной подготовки и кафедрой сольного пения в Московской консерватории, а также вел передачи на Всесоюзном радио и был руководителем его вокальной группы.
В 1972 году певец дал юбилейный концерт. Несмотря на жару, больные легкие и недавний инфаркт, Лемешев в последний, 501-й раз исполнил свою любимую роль — партию Ленского. Зал аплодировал ему стоя.
Сергей Лемешев умер 26 июня 1977 года. Похоронили оперного певца на Новодевичьем кладбище.