https://i.imgur.com/EjsJsL5l.jpg
фото: peoples.ru

Эд Йост (Ed Yost). Американский воздухоплаватель. Создатель первого в мире современного теплового аэростата: аэростата с горелкой, работающей на пропане. Его имя первым при жизни внесено в Зал Славы международной авиационной федерации, наряду с братьями Монгольфье и графом Цеппелином.

Эд Йост родился 30 июля 1919 года на ферме рядом с городом Бристоу, США. Всю свою мужчина посвятил воздухоплаванию. Со времен полетов первых монгольфьеров в 1783 году, тепловые аэростаты считались крайне ненадежными и очень сложными конструкциями, поэтому почти везде вышли из употребления, уступив место в то время более надежным и дешевым газовым аэростатам. Попытки отдельных энтузиастов возродить полеты особого успеха не имели.

     После Второй мировой войны спортсменов-воздухоплавателей в мире насчитывалось всего несколько десятков. Гелий являлся крайне дорог, а летать на водороде разрешали в то время далеко не везде. В умах многих авиаторов все чаще появлялись мысли о полном исчезновении воздухоплавательного спорта в ближайшие годы. Именно Эд Йост задался целью не допустить заката воздухоплавания и создать дешевый и практичный аэростат.

     Йост в 1955 году попытался решить эту проблему с помощью керосиновой горелки, как пытались сделать и до него некоторые инженеры. Керосиновые горелки являлись крайне сложны в эксплуатации, и Эд создал принципиально новую схему горелки на новом топливе: жидком пропане.

     Заручившись финансовой поддержкой Военно-морских сил США инженер сделал новую конструкцию оболочки теплового аэростата каплевидной формы. Снабдив его своей горелкой и двумя баллонами сжиженного пропана, Эд совершил 22 октября 1960 года первый полет на тепловом аэростате нового поколения. К сожалению, ВМС так и не выдали Йосту контракт на его аэростаты, зато частные американские воздухоплаватели завалили созданную им фирму заказами.

     В 1976 году Йост установил тринадцать мировых авиационных рекордов по дальности полета и количеству времени в воздухе при пересечении Атлантического океана в одиночку на воздушном шаре. Самостоятельно сконструировал и построил воздушный шар «Серебряный Лис», который выполнен в форме лодки, чтобы в случае вынужденной посадки в море остаться на плаву.

     Со временем Йоста обошли более коммерчески грамотные предприниматели и его фирма слилась в начале 1980-х годов с фирмой «Aerostar». Однако Эд продолжал технически усовершенствовать созданный им подкласс аэростатов, ставить рекорды и учить молодежь.

     В 1995 году имя Эда Йоста первым при жизни оказалось внесено в Зал Славы международной авиационной федерации, наряду со знаменитыми братьями Монгольфье и графом Цеппелином.

     Йост внес свой вклад в развитие спорта на воздушных шарах, являясь одним из основателей Федерации воздушных шаров Америки. Помимо этого помог в организации первого национального чемпионата США по воздухоплаванию в городе Индианол. В 2002 году основал историческое общество воздушных шаров, которое посвятило Йосту памятник, чтобы увековечить его проекты созданные в 1930-х годах, а также второй полет современного воздушного шара.

     Эд Йост скончался 28 мая 2007 года от сердечного приступа в возрасте 87 лет. Похоронен великий воздухоплаватель и конструктор на кладбище города Аллисон.