Последствия COVID-19 для лиц, переживших сексуальное насилие в условиях конфликта
Пандемия коронавирусной инфекции сильно отразилась на жизни жертв и лиц, переживших сексуальное насилие в условиях конфликта (далее: сексуальное насилие), а также на всех аспектах работы, проводимой Канцелярией Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о сексуальном насилии в условиях конфликта, Канцелярией Специального представителя по вопросу о детях и вооруженных конфликтах и Организацией Объединенных Наций в целом.
При том что сексуальное насилие уже является часто замалчиваемым преступлением, из-за пандемии о нем стали сообщать еще реже. COVID-19 ограничивает возможности жертв сообщать о сексуальном насилии и еще больше усугубляет существующие структурные, институциональные и социально-культурные барьеры, препятствующие сообщению о таких преступлениях. 23 марта Генеральный секретарь выступил с глобальным призывом к прекращению огня перед лицом пандемии COVID-19, заявив, что такое глобальное прекращение огня «даст надежду местам, находящимся в наиболее уязвимом положении по отношению к COVID-19».
Борьба с безнаказанностью за сексуальное насилие является центральным аспектом сдерживания и предотвращения таких преступлений. Она также является центральным элементом предоставления возмещения жертвам. В этой связи COVID-19 оказывает значительное и пагубное воздействие на все аспекты ответных мер в области верховенства права, включая ответственность за совершение сексуального насилия. Это влечет за собой ограничения в плане способности правоохранительных и судебных органов получать и обрабатывать сообщения о случаях сексуального насилия.
Службы, в которых нуждаются пострадавшие, такие как приюты, медицинские услуги, услуги полиции и сектор правосудия, рискуют недополучить необходимого внимания со стороны властей. Эта пандемия серьезно влияет на оказание целого ряда медицинских, социально-психологических и правовых услуг, необходимых для поддержки жертв насилия. Поступают сообщения о закрытии приютов для жертв гендерного насилия, отмене передвижных госпиталей и консультационных услуг и перенаправлении ресурсов. Еще одним препятствием для доступа к услугам является страх перед распространением вируса. Медицинские работники и службы экстренного реагирования часто являются первой инстанцией, к которой обращаются жертвы сексуального насилия. Тем не менее, женщины, включая жертв сексуального насилия, могут быть в меньшей степени готовы обратиться за помощью, особенно в медицинские службы, из-за предполагаемого риска заражения COVID-19, из-за страха перед инфекцией и возможности передачи вируса своим семьям.
Карантин и другие меры, препятствующие передвижению людей, способствовали росту бытового насилия и насилия по признаку пола. Женщины и девочки, которые уже подвергаются жестокому обращению, в большей степени подвержены усилению контроля и ограничениям со стороны своих обидчиков, практически не прибегая к помощи или вообще не прибегая к ней. Доступ к помощи также может быть затруднен в связи с принудительной изоляцией вместе с насильником.
Наконец, карантины и другие ограничения на передвижение также нарушают работу старших советников по вопросам защиты женщин, советников по вопросам защиты детей и подразделений Организации Объединенных Наций, которым поручено собирать информацию, проверять нарушения и обеспечивать более строгое соблюдение как государственными, так и негосударственными сторонами международных обязательств, в том числе соответствующих резолюций Совета Безопасности.
Мероприятие
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи от 13 июля 2015 года (A/RES/69/293), 19 июня 2020 года (с 10.00 до 11.30 по нью-йоркскому времени) будет организовано виртуальное мероприятие в ознаменование шестого ежегодного Международного дня борьбы за ликвидацию сексуального насилия в условиях конфликта. Цель этого мероприятия состоит в том, чтобы привлечь внимание к последствиям, связанным с воздействием COVID-19 на жизнь переживших насилие, а также на осуществление мандата в отношении сексуального насилия и работу системы ООН в целом. Прямая трансляция. Программа мероприятия.
Основные сведения
Определение явления и его распространенность
Термин «сексуальное насилие в условиях конфликта» охватывает изнасилование, сексуальное рабство, принудительную проституцию, принудительную беременность, принудительные аборты, принудительную стерилизацию, насильственные браки и любые другие сопоставимые по степени тяжести формы сексуального насилия в отношении женщин, мужчин, девочек или мальчиков, имеющие прямое или косвенное отношение к конфликту. Термин также включает торговлю людьми в условиях конфликта с целью сексуального насилия или эксплуатации.
Хотя угроза сексуального насилия в условиях конфликта, совершение такого насилия или его последствия могут наблюдаться в самых различных местах, в последнем докладе Генерального секретаря основное внимание уделяется 19 странам, по которым имеется достоверная информация. В нем также впервые содержится информация о случаях использования сексуального насилия в качестве тактики терроризма.
Cохраняется озабоченность по поводу того, что чувство страха и культурная стигматизация в совокупности удерживают подавляющее большинство жертв, подвергшихся сексуальному насилию в условиях конфликта, от информирования о таком насилии. По оценкам экспертов, работающих на местах, на каждое зарегистрированное изнасилование, совершенное в условиях конфликта, приходится от 10 до 20 незарегистрированных случаев.
Резолюции ООН
19 июня 2015 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию A/RES/69/293, учреждающую Международный день борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта, чтобы повышать уровень осведомленности о необходимости положить конец сексуальному насилию, связанному с конфликтом, чтить жертв сексуального насилия и переживших его повсюду в мире и воздавать должное всем тем, кто отважно посвятил жизнь борьбе за искоренение этих преступлений или потерял жизнь в этой борьбе.
Дата была выбрана в честь принятия 19 июня 2008 года резолюции Совета Безопасности 1820 (2008), в которой Совет осудил сексуальное насилие в качестве тактики ведения войны и препятствия на пути миростроительства.
В ответ на рост насильственного экстремизма Совет Безопасности принял резолюцию S/RES/2331 (2016), в которой впервые была рассмотрена связь между торговлей людьми, сексуальным насилием, терроризмом и другими видами транснациональной организованной преступной деятельности. Признавая сексуальное насилие в качестве террористической тактики, она подтвердила далее, что жертвы торговли людьми и сексуального насилия, совершаемого террористическими группами, должны иметь право на официальную компенсацию в качестве жертв терроризма.