https://i.imgur.com/naBlBgRl.jpg
фото: zn.ua

Пётр Константинович Лещенко (рум. Petre Leșcenco). Родился 2 (14) июня 1898 года в селе Исаево Херсонской губернии — умер 16 июля 1954 в румынской тюремной больнице Тыргу-Окна. Русский и румынский эстрадный певец, танцор, ресторатор.

Петр Лещенко родился 2 (14 по новому стилю) июня 1898 года в селе Исаево Херсонской губернии. Ныне это Николаевский район Одесской области.

Мать - Мария Калиновна Лещенкова.

Петр был внебрачным ребенком. В метрической книге районного архива сохранилась запись: «Лещенкова Мария Калиновна, дочь отставного солдата родила сына Петра 02.06.1898». В графе «отец» запись: «незаконнорождённый».

Крещен 3 июля 1898 года и в дальнейшем в документах Петра Лещенко фигурировала именно дата крещения. Крёстные: дворянин Александр Иванович Кривошеев и дворянка Катерина Яковлевна Орлова.

Известно, что мать Петра обладала абсолютным музыкальным слухом, знала много народных песен и хорошо пела, что оказало должное влияние на формирование его личности. Он с раннего детства также обнаружил незаурядные музыкальные способности.

Семья матери вместе с 9-месячным Петром переехала в Кишинёв, где примерно спустя девять лет мать вышла замуж за зубного техника Алексея Васильевича Алфимова.

Пётр Лещенко владел русским, украинским, румынским, французским и немецким языками.

Сам музыкант о себе писал: "В возрасте 9 месяцев с матерью вместе, а также с её родителями переехали на жительство в город Кишинёв. До 1906 года я рос и воспитывался дома, а затем, как имевший способности по танцам и музыке, был взят в солдатский церковный хор. Регент этого хора Коган позднее определил меня в 7-е народное приходское училище в Кишинёве. Одновременно с этим регент архиерейского хора Березовский, обратив на меня внимание, определил в хор. Таким образом, к 1915 году я получил общее и музыкальное образование. В 1915 году ввиду перемены голоса я в хоре участвовать не мог и остался без средств, поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7-й Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 года. Оттуда я был направлен в пехотную школу прапорщиков в город Киев, которую окончил в марте 1917 года, и мне было присвоено звание прапорщика. После окончания упомянутой школы через 40-й запасной полк в Одессе был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55-й пехотный Подольский полк 14-й пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен и контужен — и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в город Кишинёв. Революционные события октября 1917 года застали меня в этом же госпитале. Ещё и после революции я продолжал находиться на излечении до января 1918 года, то есть до момента захвата румынскими войсками Бессарабии".

Бессарабия была в 1918 году объявлена румынской территорией, и Пётр Лещенко официально выписался из больницы уже румынским подданным.

После выхода из госпиталя жил у своих родственников. До 1919 года Лещенко работал токарем у одного частника, затем служил псаломщиком в церкви при Ольгинском приюте, подрегентом церковного хора в Чуфлинской и кладбищенской церквах. Кроме того, участвовал в вокальном квартете и пел в Кишинёвской опере, директором которой была некая Белоусова.

С осени 1919 года в составе танцевальной группы «Елизаров» (Данила Зельцер, Товбис, Антонина Кангизер) четыре месяца выступал в Бухаресте в театре «Алягамбра», затем с ними же весь 1920 год — в кинотеатрах Бухареста.

До 1925 года как танцор и певец в составе различных артистических групп гастролирует по Румынии. В 1925 году с Николаем Трифанидисом уезжает в Париж, где встречается с Антониной Кангизер. С нею, её 9-летним братом и матерью, с Трифанидисом в течение трёх месяцев выступает в парижских кинотеатрах.

Лещенко выступал с гитарным дуэтом в балалаечном ансамбле «Гусляр» с номером, в котором он играл на балалайке, а затем, переодевшись в кавказский костюм, выходил на сцену «арабскими шагами» с кинжалами в зубах, танцуя в «присядку» и сопровождая всё это метанием кинжалов в пол. Номер имел успех у публики.

Желая усовершенствовать технику танца, Лещенко поступил в балетную школу Трефиловой, которая считалась одной из лучших во Франции. В школе он познакомился с артисткой Жени (Зинаида) Закитт из Риги, латышкой. Пётр и Зинаида разучили несколько танцевальных номеров и стали выступать дуэтом в парижских ресторанах, с большим успехом. Вскоре танцевальный дуэт стал супружеской парой.

В феврале 1926 года в Париже Лещенко случайно встретил знакомого по Бухаресту Якова Вороновского. Тот собирался уезжать в Швецию — и предложил Лещенко своё место танцора в ресторане «Норманди». До конца апреля 1926 года Лещенко выступал в этом ресторане.

Поляки-музыканты, ранее работавшие в ресторане в Черновцах и имевшие контракт с турецким театром в городе Адане, приглашают Петра Лещенко и Закитт поехать с ними на гастроли. И с мая 1926 до августа 1928 года семейный дуэт совершил гастрольную поездку по странам Европы и Ближнего Востока — Константинополь, Адана, Смирна, Бейрут, Дамаск, Алеппо, Афины, Салоники.

В 1928 году супруги Лещенко возвращаются в Румынию, поступают в Бухарестский театр «Театрул Ностра». Затем они выезжают в Ригу, по случаю смерти отца жены. В Риге пробыли две недели и перебрались в Черновцы, где три месяца отработали при ресторане «Ольгабер». Затем — переезд в Кишинёв.

Вплоть до зимы 1929 года супруги Лещенко выступают в ресторане «Лондонский», в Летнем театре и кинотеатрах. Потом — Рига, где до декабря 1930 года Пётр Лещенко работал один в кафе «A.T.». Лишь на месяц уезжал по приглашению танцоров Смальцовых в Белград.

Когда Зинаида забеременела, их танцевальный дуэт распался. Ища альтернативный способ зарабатывания денег, Лещенко обратился к своим вокальным способностям.

Театральный агент Дуганов устроил Лещенко на месяц выезд на концерты в Либаву. В это же время Лещенко заключает контракт с летним рестораном «Юрмала». Всё лето 1931 года проводит с семьёй в Либаве. По возвращении в Ригу вновь работает в кафе «A.T.». В это время состоялось знакомство певца с композитором Оскаром Строком — создателем танго, романсов, фокстротов и песен. Лещенко исполнил и записал песни композитора: «Чёрные глаза», «Синюю рапсодию», «Скажите, почему» и другие танго и романсы. Работал и с другими композиторами, в частности с Марком Марьяновским — автором «Татьяны», «Миранды», «Насти-ягодки».

Хозяин нотного магазина в Риге, по фамилии Юно́ша, осенью 1931 года предложил Лещенко на десять дней поехать в Берлин для записи песен на фирме «Parlophon». Лещенко заключает также контракт с румынским филиалом английской фирмы звукозаписи «Columbia» (записано около 80 песен). Пластинки певца издают фирмы «Parlophone Records» (Германия), «Electrecord» (Румыния), «Bellaccord» (Латвия).

С весны 1932 года вновь работает вместе с Закитт в Черновцах, в Кишинёве. В 1933 году Лещенко с семьёй решил обосноваться на постоянное жительство в Бухаресте и поступил на работу в павильон «Рус». Кроме того — турне по Бессарабии, поездка в Вену для записи на фирме «Коламбия».

В 1935 году с Кавурой и Геруцким по улице Каля Виктория, 2 открывает ресторан «Лещенко», который просуществовал до 1942 года. Лещенко в своём ресторане выступал с ансамблем «Трио Лещенко»: супруга певца и его младшие сёстры — Валя и Катя.

В 1935 году Лещенко дважды выезжает в Лондон: выступает по радио, записывается на студии звукозаписи и по приглашению известного импресарио Гольта Лещенко даёт два концерта. В 1937 и 1938 годах на летний сезон с семьёй выезжал в Ригу. Всё остальное время до начала войны проводит в Бухаресте, выступая в ресторане.

За свою творческую жизнь певец записал свыше 180 граммофонных дисков.

Петр Лещенко в оккупированной Одессе

В октябре 1941 года Лещенко получил извещение из 16 пехотного полка, к которому был приписан. Но под разными предлогами Лещенко старается от службы уклониться и продолжает концертную деятельность. Лишь по третьему вызову Лещенко прибыл в полк в Фалтичени. Здесь его судили офицерским судом, предупредили, что надо являться по вызовам, и отпустили.

В декабре 1941 года Лещенко получил приглашение от директора Одесского оперного театра Селявина с просьбой прибыть в Одессу и дать несколько концертов. Он ответил отказом по причине возможного повторного вызова в полк.

В январе 1942 года Селявин сообщил, что дата концертов перенесена на неопределённый срок, но, тем не менее, все билеты проданы. В марте 1942 года Лещенко получил разрешение культурно-просветительского отдела Губернаторства за подписью Руссу на въезд в Одессу.

Он выехал в оккупированную румынскими войсками Одессу 19 мая 1942 года, остановился в гостинице «Бристоль». В Одессе 5, 7 и 9 июня Лещенко провёл сольные концерты.

На одной из своих репетиций он познакомился с девятнадцатилетней Верой Белоусовой, которая стала его второй женой.

В феврале 1943 года он получил распоряжение немедленно явиться в 16 пехотный полк для продолжения воинской службы. Знакомый гарнизонный врач предложил Петру Лещенко лечение в военном госпитале. Лещенко решается на удаление аппендикса, хотя в этом не было необходимости. После операции и 25 дней положенного отпуска на службу не является. Лещенко удаётся устроиться в военную артистическую группу 6 дивизии. До июня 1943 года выступает в румынских воинских частях.

В октябре 1943 года новое распоряжение от румынского командования: отправить Лещенко на фронт в Крым. В Крыму до середины марта 1944 года он был при штабе, а потом заведующим офицерской столовой. Затем получает отпуск, но вместо Бухареста приезжает в Одессу. Узнаёт, что семью Белоусовых должны отправить в Германию. Пётр Лещенко увозит свою будущую жену, её мать и двух братьев в Бухарест.

В сентябре 1944-го, после входа в Бухарест Красной армии, Лещенко давал концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах для советских солдат. С ним выступала и Вера Лещенко.

Арест и смерть Петра Лещенко

26 марта 1951 года Лещенко был арестован органами госбезопасности Румынии в антракте после первого отделения концерта в городе Брашове.

Из румынских источников известно, что Пётр Лещенко находился в Жилаве с марта 1951 года, потом в июле 1952 года был переведён в распределитель в Капул Мидиа, оттуда 29 августа 1953 года в Борджешть. С 21 или 25 мая 1954 года переведён в тюремную больницу Тыргу-Окна. Там ему была сделана операция по поводу открывшейся язвы желудка.

Существует протокол допроса Петра Лещенко, из которого ясно, что в июле 1952 года Пётр Лещенко был перевезён в Констанцу (недалеко от Капул Мидиа) и допрошен как свидетель по делу Веры Белоусовой-Лещенко, которая обвинялась в измене Родине.

Согласно воспоминаниям Веры Белоусовой-Лещенко, ей разрешили всего лишь одно свидание с мужем. Пётр показал жене свои чёрные (от работы или от побоев?) руки и сказал: «Вера! Я ни в чём, ни в чём не виноват!!!». Больше они не встречались.

Петр Лещенко умер в румынской тюремной больнице Тыргу-Окна 16 июля 1954 года.

Материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты.

В СССР Пётр Лещенко был под негласным запретом. Имя его не упоминалось в советских СМИ. В годы перестройки о нем опять вспомнили. По советскому радио стали звучать записи песен в исполнении Лещенко. Потом о нём появились передачи и статьи. В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поёт Пётр Лещенко», ставшую очень популярной.

Рост Петра Лещенко: 172 сантиметра.

Личная жизнь Петра Лещенко:

Дважды был женат.

Первая жена - артистка Жени (Зинаида) Закитт, уроженка Риги, латышка. Поженились в июле 1926 года.

В январе 1931 года у пары родился сын - Игорь (Икки) Лещенко (Игорь Петрович Лещенко) (1931-1978), балетмейстер Театра оперы и балета в Бухаресте.

Вторая жена - Вера Белоусова (в замужестве Лещенко), музыкант, певица. Познакомились в 1942 году на одной из репетиций. На тот момент она была студенткой Одесской консерватории. В мае 1944 года поженились.

Вера Белоусова-Лещенко в июле 1952 года была арестована. Она обвинялась в браке с иностранным подданным, что квалифицировалось, как измена Родине (ст. 58-1 «А» УК РСФСР, уголовное дело № 15641-п).

Вера Белоусова-Лещенко 5 августа 1952 была приговорена к смертной казни, которую заменили 25 годами лишения свободы, но в 1954 освобождена: «Заключённую Белоусову-Лещенко освободить со снятием судимости и с выездом в Одессу 12 июля 1954 года».

Вдове Лещенко удалось получить из Румынии единственную информацию: LESCENCO, PETRE. ARTIST. ARESTAT. A MURIT ÎN TIMPUL DETENIEI, LA. PENITENCIARUL TÂRGU OCNA. (ЛЕЩЕНКО, ПЁТР. АРТИСТ. ЗАКЛЮЧЁННЫЙ. УМЕР ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ТЮРЬМЕ ТЫРГУ-ОКНА).

Вера Лещенко умерла в Москве в 2009 году.

Образ Петра Лещенко в кино:

2013 году на экраны вышел сериал «Пётр Лещенко. Всё, что было...» режиссёра Владимира Котта (автор сценария Эдуард Володарский). Роль Петра Лещенко исполнили Иван Стебунов (Петр Лещенко в молодости) и Константин Хабенский.

Дискография Петра Лещенко:
- За гитарный перебор (романс, муз. народная);
- Пой, цыгане (романс);
- Признайся мне (танго, муз. Arthur Gold);
- Спи, моё бедное сердце (танго, О. Строк и J. Altschuler);
- Останься (танго, муз. Э. Хёнигсберга);
- Миранда (танго, муз. М. Марьяновского);
- Аникуша (танго, Клауде Романо);
- Милость («Всё за любовь я прощаю», вальс, Н. Варс);
- Не уходи (танго, Е. Скляров);
- Сашка (фокстрот, М. Хальм);
- Я б так хотел любить (танго, Е. Скляров — Н. Михайлова);
- Миша (фокстрот, Г. Вильнов); Мальчишка (народная);
- В цирке (бытовая, Н. Мирский — Колумбова — П. Лещенко);
- Возле леса (цыганский вальс, оркестр Хёнигсберга — Хеккера);
- Частушки; Андрюша (фокстрот, З. Бялостоцкий);
- Трошка (бытовая); Кто ты (слоу-фокс, М. Марьяновский);
- Алёша (фокстрот, Ж. Корологос);
- Мой друг (английский вальс, М. Хальм);
- Серенада (C. Sierra Leone);
- Сердце (танго, И. О. Дунаевский, аранжировка F. Salabert — Ostrowsky);
- Марш из к/ф «Весёлые ребята» (И. О. Дунаевский, Ostrowsky);
- Лошадки (фокстрот); Ха-ча-ча (фокстрот, Werner Richard Heymann);
- Татьяна (танго, М. Марьяновский, оркестр Хёнигсберга);
- Настенька (фокстрот, Траян Корня);
- Плачь, цыган (романс);
- Ты едешь пьяная (романс);
- Сердце мамы (танго, муз. З. Карасиньского и Ш. Каташека);
- Кавказ (ориент-фокстрот, муз. М. Марьяновского);
- Мусенька (танго, слова и музыка Оскара Строка);
- Дуня («Блины», фокстрот, муз. М. Марьяновского);
- Забыть тебя (танго, С. Шапиров);
- Давай простимся (танго-романс);
- Капризная, упрямая (романс, Александр Кошевский);
- Моя Марусечка (фокстрот, Г. Вильнов);
- Мрачное воскресенье (венгерская песня, Режё Шереш);
- Синяя рапсодия (слоу-фокс, Оскар Строк);
- Комарик (украинская народная песня);
- Карії очі (украинская песня);
- Туманно на душе (Е. Скляров, Надя Кушнир);
- Марш из к/ф «Цирк» (И. О. Дунаевский, В. И. Лебедев-Кумач);
- Не покидай (танго, О. Строк);
- Ваня (фокстрот, Шапиров — Лещенко — Федотов);
- Старинный вальс (слова и музыка Н. Листова);
- Стаканчики (слова Г. Гридова, муз. Б. Прозоровского);
- Капитан;
- Спой нам, ветер (песни из к/ф «Дети капитана Гранта», И. О. Дунаевский — В. И. Лебедев-Кумач);
- Как хороши;
- Колечко (романсы, Ольга Франк — Сергей Франк, аранж. J. Azbukin);
- Ванька милый;
- Настя ягоды продаёт (фокстроты, музыка и слова М. Марьяновского);
- Голубые глаза (танго, слова и музыка Оскара Строка);
- Вино любви (танго, слова и музыка Марка Марьяновского);
- Чёрные глаза (танго, слова и музыка Оскара Строка);
- Станочек (народная песня, слова Тимофеева, муз. Бориса Прозоровского);
- Что мне горе (цыганский романс);
- Жизнь цыганская (таборная, муз. Д. Покрасса);
- Рюмка водки (фокстрот на русский мотив, слова и музыка М. Марьяновского);
- Льётся песня (цыганская кочевая, слова М. Лахтина, музыка В. Кручинина);
- Чубчик (народная); Прощай, мой табор;
- Бессарабянка (народный мотив);
- Буран (таборная);
- Марфуша (фокстрот, Марк Марьяновский);
- Вернулась снова ты (танго);
- У самовара (фокстрот, N. Gordonoi);
- Моё последнее танго (Оскар Строк);
- Ты и эта гитара (танго, музыка Е. Петерсбургского, русский текст Ротиновского);
- Скучно (танго, Sasa Vlady);
- Прощай, мой табор (русская цыганская песня);
- Чубчик (русская народная песня);
- Буран (таборная);
- Бессарабянка (народный мотив);
- Жизнь цыганская (таборная, муз. Д. Покрасс);
- Что мне горе (цыганский романс);
- Льётся песня (цыганская кочевая, сл. М. Лахтина, муз. В. Кручинина);
- Станочек (народная песня, сл. Тимофеева, муз. Б. Прозоровского);
- Скучно (танго);
- Ты и эта гитара (танго);
- Моё последнее танго́;
- У самовара (фокстрот);
- Марфуша (фокстрот);
- Вернулась снова ты (танго);
- Возле леса;
- Чёрные глаза;
- Мой друг (вальс, Max Halm);
- Серенада (C. Sierra Leone);
- Не уходи (танго, Е. Скляров);
- Сашка (фокстрот, M. Halm);
- Моя Марусечка (фокстрот, G. Villnow);
- Давай простимся (танго);
- Колечко;
- Как хороши (романсы, Ольга Франк — Сергей Франк, аранж. J. Azbukin);
- Признайся мне (танго, Arthur Gold);
- Ты едешь пьяная (романс);
- Сердце (танго, И. О. Дунаевский, аранжировка F. Salabert — Ostrowsky);
- Марш весёлых ребят (И. О. Дунаевский, Ostrowsky);
- Вино любви (танго, М. Марьяновский);
- Голубые глаза (танго, Оскар Строк);
- Мусенька родная (танго, Оскар Строк);
- Дуня («Блины», фокстрот, М. Марьяновский);
- Кавказ (фокстрот, М. Марьяновский);
- Татьяна (танго, М. Марьяновский);
- Ваня (фокстрот, Шапиров — Лещенко — Федотов);
- Не покидай (танго, Оскар Строк);
- Миранда (танго, М. Марьяновский);
- Останься (танго, Э. Хёнигсберг);
- Комарик (украинская народная песня);
- Карії очі (украинская песня);
- Эй, друг гитара!;
- Капризная;
- Туманно на душе;
- Андрюша;
- Беллочка;
- Все, что было;
- Льется песня;
- Барселона ;
- Настя;
- Марфуша;
- Вернись;
- Возле леса, у реки;
- Песнь гитары;
- Синий платочек (поёт Вера Лещенко);
- Тёмная ночь;
- Мама (поёт Вера Лещенко); Наташа;
- Надя-Надечка. Любимая (дуэт с Верой Лещенко);
- Моя Марусечка; Сердце;
- Бродяга; Чёрные косы;
- Чёрные глаза;
- Андрюша;
- Катя;
- Студенточка;
- Петрушка;
- Сердце мамы;
- Лошадки;
- Сашка;
- Рюмка водки;
- Не уходи;
- Марфуша;
- Послушай что скажу я;
- Вечерний звон;
- Однозвучно гремит колокольчик.