https://i.imgur.com/scmipeWl.jpg
фото: otvet.mail.ru

Александр Давидович Бениаминов (1903—1991) — советский и американский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1968).

Биография
Александр Бениаминов в 1922 году окончил Драматические курсы Батумского центрального рабочего клуба.

В 1923-1926 годах учился в ГИТИСе.

В 1920 году, в Кисловодске, был приглашён в «Бронарте» («Бродячий народный театр»), которым в то время руководил будущий кинорежиссёр Григорий Рошаль. В годы учёбы в ГИТИСе параллельно выступал в «Синей блузе», где исполнял номера преимущественно сатирического характера: буффонады, пародии. По приглашению режиссёра Давида Гутмана, работал в Ленинградском театре сатиры (1927—1930), где окончательно сформировался эксцентрический талант артиста.

В начале 1930-х годов выступал в труппе Экспериментальной мастерской при Ленинградском мюзик-холле, в 1936—1937 — на эстраде.

С 1937 по 1941 год — актёр Ленинградского Театра Комедии под руководством Н. П. Акимова, где показал себя мастером углублённых комедийных, лирико-комедийных и драматических характеров.

В начале Великой Отечественной войны организовал и возглавил Фронтовой театр миниатюр, где переиграл множество небольших сатирических ролей. Затем был артистом Ленинградского дома Балтийского флота. Одним из первых в стране выступил с чтением отрывков из поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

В 1946 году вновь вернулся в Ленинградский театр комедии, в котором проработал до конца 1970-х годов. Театр комедии Н. Акимова принёс артисту безумную славу. Он играл Мальволио в «Двенадцатой ночи», Валерио в «Валенсианской вдове», министра финансов в «Тени», Эрнести в «Физиках».

Когда в 1949 году Н. Акимов подвергся травле, приведшей к его уходу из театра комедии, то А. Бениаминов принял в ней активное участие.

Люди, которые ещё вчера на Акимова молились, льстили ему, превозносили его, теперь подымались как по команде. <…> Вдруг встал талантливый Беньяминов, которого Николай Павлович буквально создал как актёра. Беньяминов, известный как самый первый трюкач Театра комедии, которому столько раз именно за это от Николая Павловича влетало, поднялся и начал возмущённо рассказывать о том, что Акимов в течение многих лет уродовал его талант. (Уже в годы перестройки в одну из моих поездок в Америку мне показали книгу Беньяминова, ставшего эмигрантом, где он написал, что вместе с Акимовым подвергался политическим гонениям как космополит).
— Ольга Аросева, Вера Максимова. «Без грима».
Похоронен на еврейском кладбище Маунт-Хеброн в нью-йоркском районе Куинс.

Кинематограф
В кино Александр Бениаминов с картины 1931 года «Кровь земли» режиссёра М. А. Авербаха. Прославился в образах инкассатора («Семь стариков и одна девушка») и укротителя («Полосатый рейс»). Последняя роль А. Д. Бениаминова — дедушка Иванова в американском фильме «Москва на Гудзоне». В кино ему приходилось играть в основном эпизодические роли.

В 1978 году эмигрировал в США. Там он снялся в комедии «Москва на Гудзоне» с С. В. Крамаровым и И. З. Баскиным. После эмиграции Бениаминова его фамилию убрали из некоторых фильмов, в которых он снимался, — например, из таких кинолент, как «Семь стариков и одна девушка», «Соломенная шляпка». А из фильмов «Мы с вами где-то встречались» и «Дон-Кихот» при показе по телевидению даже были вырезаны эпизоды с участием актёра.

В США он закончил книгу «Фронтовые записи артиста», где написал о своей работе с Николаем Акимовым, о театральных событиях.

Роли в Ленинградском Театре Комедии
1) 1937 — «Школа злословия» Ричарда Шеридана — Реж.-пост.: Николай Акимов — сэр Питер Тизл

2) 1937 — «В понедельник в 8» Джорджа Кауфмана, Эдны Фарбер — Реж.-пост.: Рафаила Корфа — Мушет

3) 1937 — «Терентий Иванович» Юрия Свирина — Реж.-пост.: Николай Акимов — Фома

4) 1938 — «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира — Реж.-пост.: Николай Акимов — Мальволио

5) 1939 — «Валенсианская вдова» Лопе де Вега — Реж.-пост.: Николай Акимов — Валерио

6) 1940 — «Тень» Евгения Шварца — Реж.-пост.: Николай Акимов — Министр финансов

7) 1940 — «Станция Шамбодэ» Эжена Лабиша — Реж.-пост.: Евгения Гаккеля — Арсен

- «Остров мира», авт. Евг. Петров (1947 г.), реж. и худ. Н. Акимов, роль — итальянский граф Ламперти;
- «С любовью не шутят», авт. П. Кальдерон (1948), реж. и худ. Н. Акимов, роль — Москатель;
- «Потерянное письмо», авт. Караджале (1952 г.), реж. Ю. Юрский, худ. Г. Флоренский, роль — Данданаке;
- «Сын рыбака», авт. В. Гусев — (1953 г.), реж. Л. Рудник, роль — мелкий жулик;
- «Помпадур и помпадурши», авт. Салтыков-Щедрин (1954 г.), инсценировка и постановка Г. А. Товстоногова, роль — чиновник Бламанже;
- «Дядюшкин сон», авт. Ф. М. Достоевский (1955 г.), инсценировка И. Горчакова, П. Маркова, и К. Котлубай, реж. В. Васильев, роль — князь;
- «Призраки», авт. Э. де Филиппо (1958 г.), реж. Н. Акимов, роль — Паскуале Лойяконо;
- «Пёстрые рассказы» («Бумажник», «Водевиль») по А. П. Чехову (28 декабря 1959 г. — премьера), постановка и оформление — Николай Акимов, роли — Балабайкин, Ясносердцев;
- «…Опаснее врага». авт. Д. Аль, Л. Раков (1961 г.), постановка — Н. Лившица, роль — Иззагардинер;
- «Физики», авт. Ф. Дюрренматт (1962 г.), реж. Н. Лившиц, роль — Эрнест;
- «Двенадцатая ночь», авт. У. Шекспир (1938 и 1964 г.), реж. Н. Акимов, роль — Мальволио (единственный актёр из состава 1938 года сыграл в возобновлённой постановке 1964 года);
- «Искусство комедии», авт. Эдуардо де Филиппо (1966 г.), реж. И. Гриншпун, роль — Кампезе;
- «Звонок в пустую квартиру» Д. Угрюмова (1967 г.), постановка — Николая Акимова, роль — Кофман;
- «Цилиндр» Эдуардо де Филиппо (1968 г.), постановка — И. Гриншпуна, роль — Агостино.

Фильмография
1931 — Кровь земли («Окно в Азию») — рабочий Быстров
1936 — Девушка спешит на свидание — телеграфист
1938 — Год девятнадцатый — дирижёр
1938 — Маска — дирижёр
1939 — Мужество — Юсуф
1954 — Мы с вами где-то встречались — фотограф
1957 — Дон Кихот — пастух
1960 — Рождённые жить — сумасшедший старик
1961 — Полосатый рейс — укротитель
1961 — Чужой бумажник — массовик
1961 — Пёстрые рассказы — чиновник Ясносердцев
1963 — Каин XVIII — учёный
1963 — Сотрудник ЧК — товарищ Фельцер
1963 — Укротители велосипедов — режиссёр
1963 — Шурка выбирает море — капитан Георгий Петрович
1965 — Арбузный рейс — Гайдамович
1968 — Семь стариков и одна девушка — Сергей Сергеевич Анисов, инкассатор
1970 — На даче — военный дирижёр
1971 — Последнее дело комиссара Берлаха — Форчиг, журналист
1972 — Дела давно минувших дней… — дядя Яша
1974 — Соломенная шляпка — дядюшка Везине
1974 — Царевич Проша — Мопс
1976 — Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — Лука
1977 — Фантазии Веснухина — вагоновожатый
1979 — Квартет Гварнери — Исаак Соломонович Сухлинский, отец Абы
1984 — Москва на Гудзоне — дедушка Иванова

Почётные звания и награды (в хронологическом порядке)
- Заслуженный артист РСФСР (11 марта 1939)
- Орден «Знак Почёта» (11 марта 1939)
- Орден Красной Звезды (3 января 1943)
- Медаль «За оборону Ленинграда» (1944)
- Орден Отечественной войны II степени (12 ноября 1945)
- Медаль «За взятие Кёнигсберга» (1 декабря 1945)
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957)
- Народный артист РСФСР (8 августа 1968)
- Орден «Знак Почёта» (5 июня 1974)

Литература
- Янковский М. О. Александр Бениаминов: Орденоносец. — Л., 1939.
- Янковский М. О. Александр Бениаминов // Искусство и жизнь. — 1940. — № 4. — С. 44—46.
- Куликова К. Александр Бениаминов. — Л.—М., 1960
- Александр Бениаминов: Актёры без грима. — М., 1995
- Уварова Е. Д. Эстрада в России. XX век: Энциклопедия. — М.: Олма медиа групп, 2004. — 861 с.