https://i.imgur.com/AUDAiipl.jpg
фото: liveinternet.ru

ЛЕО́НОВ Ле­о­нид Мак­си­мо­вич [19(31).5.1899, дер. По­лу­хи­но Та­рус­ско­го у. Ка­луж­ской губ. – 7.8.1994, Мо­ск­ва], рус. пи­са­тель, акад. РАН (1972), Ге­рой Соц. Тру­да (1967). Из ку­печ. се­мьи. Сын по­эта-са­мо­уч­ки, из­вест­но­го под псевд. Мак­сим Го­ре­мы­ка (1872–1929). По окон­ча­нии 3-й моск. гим­на­зии (1918) уе­хал в Ар­хан­гельск, ку­да был со­слан его отец. В 1918 мо­би­ли­зо­ван в Бе­лую ар­мию, в 1920 пе­ре­шёл в РККА; ра­бо­тал в во­ен. пе­чати. С 1921 жил в Мо­ск­ве. С осе­ни 1929 пред. Все­рос. сою­за сов. пи­са­те­лей.

Де­бю­ти­ро­вал как по­эт (1915); пе­ча­тал очер­ки об об­ществ. жиз­ни, те­ат­раль­ные ре­цен­зии. Пер­вые про­за­ич. про­из­ве­де­ния, от­ра­зив­шие влия­ние Н. В. Го­го­ля, Н. С. Лес­ко­ва, А. М. Ре­ми­зо­ва, А. Бе­ло­го, Е. И. За­мя­ти­на, Б. А. Пиль­ня­ка, вы­дер­жа­ны в ска­зо­вой ма­не­ре, в тра­ди­ци­ях ор­на­мен­таль­ной про­зы: сказ­ка «Бу­ры­га» (1922), рас­сказ «Туа­та­мур» (1924) и др. Лит. из­вест­н­ость Л. при­нёс ро­ман «Бар­су­ки» (1924), в ко­то­ром кре­сть­ян­ский мя­теж про­тив сов. вла­сти в нач. 1920-х гг. рас­смат­ри­ва­ет­ся в кон­тек­сте ис­то­рич. про­ти­во­стоя­ния го­ро­да и де­рев­ни. Ус­пех имел на­пи­сан­ный в фор­ме «ро­ма­на в ро­ма­не» и про­ник­ну­тый ан­ти­ме­щан­ским па­фо­сом ро­ман «Вор» (1927, в но­вой ред. – 1959, до­ра­ба­ты­вал­ся до 1990) о мо­с­ков­ском пре­ступ­ном ми­ре пе­рио­да НЭПа; в нём за­мет­но воз­дей­ст­вие пси­хо­ло­гич. про­зы Ф. М. Дос­то­ев­ско­го. Но­вый пе­ри­од твор­че­ст­ва Л. оз­на­ме­но­вал ро­ман «Соть» (1930), в ко­то­ром по­ка­за­ны мас­штаб­ные кар­ти­ны строи­тель­ст­ва со­циа­лиз­ма, ос­вое­ния при­ро­ды, лом­ки «ста­ро­го» соз­на­ния. Про­бле­ма от­но­ше­ния ин­тел­ли­ген­ции к со­циа­ли­стич. пре­об­ра­зо­ва­ни­ям 1920–30-х гг. под­ня­та в ро­ма­не «Ску­та­рев­ский» (1932).

С кон. 1920-х гг. вы­сту­пал и как дра­ма­тург, пре­им. в жан­ре со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. дра­мы: «Ун­ти­ловск» (пост. 1928, реж. К. С. Ста­ни­слав­ский), «Ус­ми­ре­ние Ба­да­дош­ки­на» (1929), «По­лов­чан­ские са­ды», «Волк» (обе 1938), «Ме­тель» (1940; 2-я ред. – 1963), «Обык­но­вен­ный че­ло­век» (1942). Те­ме ге­ро­ич. борь­бы сов. на­ро­да с фа­шиз­мом по­свя­ще­ны пье­сы «На­ше­ст­вие» (1942, Гос. пр. СССР, 1943; 2-я ред. – 1964), «Лё­нуш­ка» (1943). Нрав­ст­вен­ная про­бле­ма­ти­ка – в цен­тре фи­лос. дра­мы «Зо­ло­тая ка­ре­та» (1946; 2-я ред. – 1955; 3-я ред. – 1964).

Раз­думь­я­ми о рус. нац. ха­рак­те­ре и его глу­бо­кой свя­зи с род­ной при­ро­дой про­ни­зан ро­ман «Рус­ский лес» (1953, Ле­нин­ская пр., 1957), раз­ви­ваю­щий те­му про­ти­во­стоя­ния творч. тру­да и карь­е­риз­ма. В мис­ти­ко-фи­лос. «ро­ма­не-на­ва­ж­де­нии» «Пи­ра­ми­да» (1994) пред­при­ня­та по­пыт­ка ос­мыс­лить дра­ма­тич­ные со­бы­тия рос. ис­то­рии, при­чи­ну ко­то­рых Л. ус­мат­ри­ва­ет в от­хо­де рус. че­ло­ве­ка от Бо­га. Сре­ди др. про­изве­де­ний: по­весть «Evgenia Ivanovna» (1938, опубл. в 1963) о тра­гич. судь­бах рус. эмиг­ра­ции; ки­но­по­весть «Бег­ст­во мис­те­ра Мак-Кин­ли» (1961, эк­ра­ни­за­ция 1975, реж. М. А. Швей­цер; Гос. пр. СССР, 1977) в фор­ме са­ти­рич. пам­фле­та; пуб­ли­ци­сти­ка и лит. кри­ти­ка (сб-ки «Ста­тьи во­ен­ных лет», 1946, «В на­ши го­ды», 1949, «Ли­те­ра­ту­ра и вре­мя», 1964, «Ли­те­ра­тур­ные вы­сту­п­ле­ния», 1966).

На­гра­ж­дён 6 ор­де­на­ми Ле­ни­на и др.