https://i.imgur.com/swimAiNl.jpg
фото: discours.io

Андрей Андреевич Вознесенский (12 мая 1933, Москва — 1 июня 2010, Переделкино, Московская область) — советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор. Лауреат Государственной премии СССР (1978) и Премии Правительства РФ (2010, посмертно). Один из известнейших поэтов середины XX века, т. н. шестидесятников. Также известен как поэт-песенник.

Биография
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец — Андрей Николаевич Вознесенский (1903—1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР; мать — Антонина Сергеевна (1905—1983), урожд. Пастушихина, была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов, был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.

В Киржаче Владимирской области Вознесенский провёл часть детства. Во время Великой Отечественной войны Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941—1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич писал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра!»

После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт. Сорок шесть лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов — Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Александр Евдокимов).

Первый сборник Вознесенского — «Мозаика» — был издан во Владимире в 1960 году и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник — «Парабола» — почти одновременно вышел в Москве. Оба сборника сразу стали библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода — «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, — было обвинено в формализме.

В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее, где звучали строки Вознесенского:
Пожар в Архитектурном!

Пылайте широко,
Коровники в амурах,
Райклубы в рококо!

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах — например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь. / Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь?) или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт…). На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 1960-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, — и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». А в романе Ивана Шевцова «Во имя отца и сына» (1970) выведены молодые поэты с говорящими именами «Новелла Капарулина» и «Артур Воздвиженский», один из которых является автором книги «Треугольный шар» (очевидно, намёк на «Треугольную грушу»).

Никита Хрущёв на встрече с интеллигенцией в Кремле в марте 1963 года подверг поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки — а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашёлся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чёртовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»

Не менее резкое неприятие вызывал Вознесенский у представителей неподцензурной литературы, которых советская власть не допускала в печать, вынуждая публиковать свои произведения исключительно в самиздате, — например, Всеволод Некрасов обращался к Вознесенскому с такими стихами: «Слушай \ Же \Не ке ге бе \ Ву \ Па \ Не ке ге бе Ву \ Понимаешь \ Ты \ Же», — намекая на то, что бунтарская позиция Вознесенского санкционирована КГБ СССР.

Поэт неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений:

- 1961 — Польша;
- 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 — США;
- 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 — Италия;
- 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 — Франция;
- 1967, 1977, 1983 — ФРГ;
- 1971 — Канада;
- 1964, 1966, 1977, 1981 — Великобритания;
- 1973 — Австралия;
- 1978 — Болгария;
- 1981 — Мексика
и мн. др.

В США Вознесенский приобрёл особую популярность, сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина». Другие стихи ещё более откровенны:

В Америке, пропахшей мраком,
Камелией и аммиаком…

Пыхтя, как будто тягачи,
За мною ходят стукачи…

Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» («Не славы и не коровы…») на стихотворение Вознесенского.

В 1970-е годы Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).

Вознесенский — автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» (совместно с Ю. Н. Коноваловым), установленного в 1983 году в память двухсотлетия добровольного присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели.

В 2000—2002 годах издательство «Вагриус» выпустило собрание сочинений Вознесенского в 5 томах, которое затем было дополнено тремя томами: 5+ (2003), 6 (2005) и 7 (2009).

Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом.

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «Юнона и Авось», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981 году Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Жил и работал в подмосковном Переделкино, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

Общественная позиция
В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.

Болезнь и смерть
Ещё в 1995 году в клинике Бурденко поэту поставили диагноз — болезнь Паркинсона. Поначалу у Вознесенского начал пропадать голос, затем слабеть мышцы горла и конечностей. Недуг поэта подтвердила его жена Зоя Богуславская.

Андрей Андреевич Вознесенский скончался после продолжительной болезни 1 июня 2010 года, на 78-м году жизни, у себя дома в дачном посёлке Переделкино сельского поселения Внуковское Ленинского района Московской области (ныне поселение Внуковское входит в Новомосковский административный округ Москвы). Смерть наступила от интоксикации, непроходимости кишечника. Вознесенский умер на руках у жены Зои Богуславской, перед смертью шептал стихи. Отпевание Андрея Вознесенского по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татианы при МГУ. Поэта похоронили 4 июня 2010 года в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с родителями.

Награды
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2008) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.
- В 1978 году в Нью-Йорке Вознесенскому А. А. присуждена премия Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии.
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 января 2004) — за большой вклад в развитие отечественной литературы.
- Орден Трудового Красного Знамени (1983).
- Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010) (посмертно) — за книгу «Тьмать».
- Государственная премия СССР (1978) — за книгу стихов «Витражных дел мастер» (1976).
- А. А. Вознесенский являлся почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
- Почётный доктор СПбГУП с 1998 года.
- Золотой Почётный знак «Общественное признание» (2003).
- Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка.

В культуре
- Андрей Вознесенский является одним из героев документального фильма Владислава Виноградова «Мои современники» (1984).
- В фильме «Москва слезам не верит» Андрей Вознесенский играет самого себя. У памятника Маяковскому он читает стихотворение «Параболическая баллада» (Жил огненно-рыжий художник Гоген).
- Поэт неоднократно упоминается как герой реальных и нереальных историй в произведениях В. Аксёнова, С. Довлатова.
- На стихи Вознесенского написано много популярных песен (в основном на его уже опубликованные стихотворения). Он также удачно выступал в качестве поэта-песенника, написал посвящённое Софии Ротару стихотворение «Голос».
- Песня Оскара Фельцмана в исполнении Евгения Осина «Плачет девушка в автомате», ставшая популярной в начале 1990-х, известна с конца 1960-х как один из номеров дворовой музыкальной городской культуры. Эту песню в разное время исполняли Нина Дорда и ВИА «Весёлые ребята». На самом деле это песня на стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова.
- Андрей Вознесенский упоминается (и, по свидетельству очевидцев, относился к этому с юмором) в песне рок-группы «Адо» «Веди себя хорошо» (1996):

Не учи собаку летать,
Не корми конфетами рыб
И не читай Вознесенского вслух —
Это очень смешно,
Очень смешно.

- Андрей Вознесенский участвовал в принятии положительного решения о выпуске на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» первого диска группы «Аквариум» в 1987 году (диск-гигант, составленный из песен с магнитофонных альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря»). Известная статья А. А. Вознесенского о Б. Гребенщикове была помещена на конверте этой пластинки. Лидера группы Бориса Гребенщикова, склонного в поэтическом творчестве к сложной метафоре, Вознесенский назвал своим преемником в поэзии.
- Поэт является автором текста песни «Миллион алых роз», ставшей в исполнении Аллы Пугачёвой едва ли не самой популярной песней всего Советского Союза в 1980-х годах.

О творчестве
Вознесенский оставил богатейшее поэтическое наследие — и силлабо-тонические стихи, и верлибры, и поэмы «Мастера», «Авось!», «ru», «Комп-ра», «Часовня Ани Политковской», «Большое заверещание»… А. В. Делал превосходные видиомы, работал в жанре заумной поэзии («Улёт 1», «Улёт 2», «Дерево Бо»), писал стихопрозу.

Особый разговор — версификационное мастерство поэта. Его излюбленные приёмы — усечённая строчка (в данном случае он наследник по прямой Андрея Белого), стремительная перемена ритма в жёстких границах одного стихотворения. Его характерный размер — раешный стих, хотя поэт не чурался и более привычных ямба и хорея…

На то Вознесенский и поэт, что при всём своём авангардизме (на мой взгляд, условном) он остался художником пушкинской традиции, ни на секунду не забывавшим о том, что дано из основных предназначений поэта не только, как он сам пишет, «демонстрация языка», но и — «милость к падшим». Не только любовь к ближнему, но и «любовь к неближнему» — вот основной лейтмотив поэзии Вознесенского.

— Евгений Степанов

Библиография

Собрания сочинений
- Собрание сочинений в 3 томах. — М.: Художественная литература, 1983—1984, 75 000 экз.
- Собрание сочинений в 7 томах (8 книгах). — М.: Вагриус, 2000—2009

Книги и сборники
- Мозаика: Стихи и поэмы. — Владимир: Владимирское книжное издательство, 1960. — 72 с. (1 л. с портр.)
- Парабола: Стихи. — М.: Советский писатель, 1960. — 90 с.
- 40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша». — М.: Советский писатель, 1962. — 110 с. — 50 000 экз.
- Антимиры: Стихи. / Худож. В. Медведев — М.: Молодая гвардия, 1964. — 224 с. — 60 000 экз.
- Мой любовный дневник. — London: Flegon Press[31], 1966. (без ведома автора)
- Ахиллесово сердце: Стихи. / Худож. В. Медведев // Послесл. Л. Скорино. — М.: Художественная литература, 1966. — 280 с. — 100 000 экз.
- Стихи. — М.: Художественная литература, 1967. — 64 с. (Россия — Родина моя: Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках)
- Тень звука: Стихи. / Худож. Вл. Медведев // Вступ. статья В. Катаева. — М.: Молодая гвардия, 1970. — 264 с. (Тираж 90 000, 10 000 экз.)
- Взгляд: Стихи и поэмы. / Худож. Вл. Медведев. — М.: Советский писатель, 1972. — 208 с. — 100 000 экз.
- Выпусти птицу!: Стихи и поэмы. — М.: Современник, 1974. — 248 с. (Портр.) — 50 000 экз.
- Дубовый лист виолончельный: Избранные стихотворения и поэмы. / Худож. В. Медведев. Предисл. А. Вознесенского. — М.: Художественная литература, 1975. — 604 с., ил. — 100 000 экз.
- Витражных дел мастер: Стихи. / Худож. В. Медведев. — М.: Молодая гвардия, 1976. — 336 с. 1 л. с портр. — 130 000 экз. (Государственная премия СССР, 1978)
- Витражных дел мастер: Стихи. — М.: Советский писатель, 1980. — 304 с. (В пер.) — 150 000 экз. (Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР)
- Соблазн: Стихи и поэма — М.: Советский писатель, 1978. — 208 с.
- Избранная лирика. — М.: Детская литература, 1979. — 160 с., 100 000 экз.
- Безотчётное. — М.: Советский писатель, 1981
- Иверский свет. — Тбилиси: Мерани, 1984
- Прорабы духа: Прозаические и поэтические произведения. — М.: Советский писатель, 1984. — 496 с., 200 000 экз.
- Ров: Стихи и проза. / Худож. В. Медведев. — М.: Советский писатель, 1987, 1989 (II издание). — 688 с.; 100 000 экз. (На первом форзаце — рис. М. Шагала к стихотворению А. Вознесенского; на втором форз. — портрет А. Вознесенского работы Гюнтера Грасса)
- «10, 9, 8, 7…». — М.: Правда, 1987. — 48 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 46)
- «Аксиома самоиска». — М.: ИКПА, 1990. — 562 с., 200 000 экз.
- «Россія, Poesia». — М.: Правда, 1991. — 45 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 30)
- «Стихотворения и поэмы». — М.: Молодая гвардия, 1991. — 176 с.
- «Видеомы. Стихи, визуальные объекты, проза». — М.: РИК «Культура», 1992. — 392 с.
- «Гадание по книге». — М.: Аргументы и факты, 1994
- «Не отрекусь». — Минск: БелАДИ, 1996. — 319 с.
- «запрет „Россия“» (1997)
- «На виртуальном ветру». — М.: Вагриус, 1998, 2006
- «Страдивари сострадания». — М.: Эксмо-пресс, 1999
- «Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе». — Екатеринбург: У-Фактория, 1999
- «Жуткий Crisis Супер стар. Новые стихи и поэмы, 1998—1999». — М.: Терра, 1999. — 221 с.
- «Стихотворения. Поэмы. Проза» (2000)
- «Девочка с пирсингом». — М.: Терра, 2000
- «Лирика» (2000)
- «Моя Россия» (2001)
- Шар-Пей: Новые стихи и поэмы. — М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 2001. — 240 с.: ил. — (В пер.)
- Стихотворения и поэмы. — М.: Профиздат, 2001
- «Лирика» (2003)
- «Избранное» (2003)
- «Возвратитесь в цветы!» (2004)
- «Избранное» (2006)
- «Стихотворения» (2006)
- СтиXXI. — М.: Время, 2006. — 248 с.: ил. — (Поэтическая библиотека).
- Стихотворения — М.: Эксмо, 2007. — 478 с.: С портр. — (В пер.). — (Всемирная библиотека поэзии).
- Тьмать. — М.: Время, 2008. — 608 с.; цв. ил. (В пер.).
- Ямбы и блямбы: книга стихов. — М.: Время, 2010. — 176 c.: ил. — (Поэтическая библиотека).
- «Стихотворения и поэмы». В 2 т. Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания Г. И. Трубникова — СПб.: Издательство Пушкинского Дома; Вита Нова, 2015. — (серия «Новая Библиотека поэта»).
Это первое академическое издание произведений поэта.

Поэмы
- «Мастера» (1959)
Основа поэмы — пересказ легенды о мастерах, построивших храм Василия Блаженного, и об ослеплении их царём Иваном Грозным.

- «Лонжюмо» (1963)
Посвящена Ленину и слушателям его марксистской школы в Лонжюмо.

- «Оза» (1964)
Основные темы: защита личности от бездушной роботизации, любовь и борьба за неё в век великих катаклизмов.

- «Авось» (1972)
Рок-опера «Юнона и Авось» по поэме была поставлена в 1981 году. Прообразом поэмы стала история жизни русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова.

- Вечное мясо (1977)
Фантастическая история мамонтёнка, найденного в вечной мерзлоте.

- Андрей Полисадов (1979)
История прадеда Вознесенского, муромского архимандрита, имевшего грузинское происхождение.

- «Ров» (1986)
Посвящена истории мародёров, вырывавших драгоценности из захоронений мирных жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны.

- «Россия воскресе» (1993)

Проза
- Мемуарная проза, публицистика
- Книга «Прорабы духа» (1984)

Песни на стихи А. Вознесенского
- «Алло» (музыка — Михаил Литвин, исполнители — группа «Рондо»)
- «Анафема» (музыка — Валерий Ярушин, исполнители — ансамбль «Ариэль»)
- «Апрель» (музыка — Евгений Мартынов, исполнитель — Евгений Мартынов)
- «Благодарю» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»)
- «В мире друзей» (музыка — Евгений Клячкин, исполнитель — Евгений Клячкин)
- «В моей стране» (музыка — Дмитрий Варшавский, исполнители — группа «Чёрный кофе»)
- «В моей стране» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
- «Вальс при свечах» (музыка — Оскар Фельцман, исполнитель — Мария Пахоменко)
- «Вальс при свечах» (музыка — Сергей Никитин, исполнитель — Сергей Никитин)
- «Вальс при свечах» (музыка — Сергей Бальцер, исполнитель — Сергей Бальцер)
- «Вальс при свечах» (музыка — Вячеслав Малежик, исполнитель — Вячеслав Малежик)
- «Вальс при свечах» (музыка — Дмитрий Смирнов, исполнители — Молодежный камерный хор Санкт-Петербурга и другие хоровые коллективы)
- «Верни мне музыку» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — София Ротару. Песню также исполняли Карел Готт, Ренат Ибрагимов, Муслим Магомаев, Карен Мовсесян, Раиса Мкртчян, Тамара Гвердцители, Филипп Киркоров)
- «Верую в тебя» (музыка и исполнитель — Евгений Мартынов)
- «Где ваша могила?» (музыка — Альфред Шнитке, исполнитель — Валерий Золотухин)
- «Год любви» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Арно Бабаджанян, также исполняли Лев Барашков, Геннадий Бойко, А. Мушегинян, Борис Моисеев)
- «Голая богиня» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
- «Дальняя песня» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята»)
- «Два стрижа» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Ольга Пирагс, также исполняла Алла Пугачёва)
- «Двенадцать дней» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Абдулов)
- «Дуэт» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Айя Кукуле)
- «Загляжусь ли на поезд» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
- «Запомни этот миг» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»)
- «Затмение сердца» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев)
- «И в твоей стране» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
- «Исповедь» (музыка — Валерий Пак, исполнитель — Валерий Пак)
- «Исповедь мореплавателя» (музыка — А. Йосифов, исполнитель — Йорданка Христова)
- «Летайте самолётами Аэрофлота» (музыка — Оскар Фельцман, первые исполнители — ВИА «Весёлые ребята», также исполнял Лев Лещенко)
- «Любовь бросить невозможно» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Арно Бабаджанян, затем исполнял песню в дуэте с Анне Вески, исполняли также Ирина Чурилова и Карен Мовсесян)
- «Москва-река» (музыка — Арно Бабаджанян, исполнитель — Людмила Зыкина)
- «Меняю» (музыка — Виктор Резников, исполнители — Тынис Мяги и Иво Линна, из к/ф «Как стать звездой»)
- «Миллион алых роз» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Алла Пугачёва)
- «Милый мой друг» (музыка — Дмитрий Бикчентаев, первый исполнитель — Дмитрий Бикчентаев, исполняли также Т. Клестова и И. Васин)
- «Муза» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Валерий Леонтьев)
- «Муравей» (музыка — Дмитрий Бикчентаев, исполнитель — Дмитрий Бикчентаев)
- «Над пашней сумерки не резки» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»)
- «Начни сначала» (музыка — Евгений Мартынов, первый исполнитель — Евгений Мартынов, также исполняла София Ротару)
- «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — Галина Беседина и Сергей Тараненко)
- «Не забудь» (музыка — Виктор Резников, исполнители — бит-квартет «Секрет», из к/ф «Как стать звездой»)
- «Не исчезай» (музыка — Микаэл Таривердиев, первый исполнитель — Иосиф Кобзон, также исполняли Галина Беседина и Сергей Тараненко)
- «Не трожь человека, деревце» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
- «Новые московские сиртаки» (музыка — Олег Нестеров, исполнители — группа «Мегаполис»)
- «Ностальгия» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»)
- «Ностальгия по настоящему» (музыка — Стас Намин, исполнители — группа Стаса Намина)
- «Особый друг» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — София Ротару)
- «Ода сплетникам» (музыка — Владимир Высоцкий, исполнитель — Владимир Высоцкий)
- «Памяти поэта» (музыка — Давид Тухманов, первый исполнитель — Александр Евдокимов, также исполнял Валерий Леонтьев)
- «Парижский снег» (музыка — Арно Бабаджанян, исполнитель — Арно Бабаджанян)
- «Певец» (музыка — Вадим Байков, исполнитель — Вадим Байков)
- «Первый лёд» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята»)
- «Песня акына» (музыка — Владимир Высоцкий, исполнитель — Владимир Высоцкий)
- «Песня на „бис“» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Алла Пугачёва)
- «Песчаный человек» (музыка — Давид Тухманов, исполнители — группа «Электроклуб»)
- «Плачет девочка в автомате» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — Нина Дорда, ВИА «Весёлые ребята» (под названием «Первый лёд»), Евгений Осин)
- «Подберу музыку» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Яак Йоала, также исполняли Александр Малинин, Валерий Меладзе, Руслан Алехно)
- «Полюбите пианиста» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев)
- «Пушинка белая» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Валентина Толкунова, также исполняла Анна Литвиненко)
- «Разлука» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята»)
- «Ресторан качается» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
- «Свадебная цыганочка» (музыка — В. Кеслер, исполнитель — Юрий Богатиков)
- «Свеча» (музыка — А. Йосифов, исполнитель — Йорданка Христова)
- «Свисаю с вагонной площадки» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
- «Севернее всех» (музыка — Александра Пахмутова, исполнитель — Лев Лещенко)
- «Сидишь беременная, бледная» (музыка — Евгений Клячкин, исполнитель — Евгений Клячкин)
- «Скрипка Паганини» (музыка — Карел Сво́бода, З. Боровец[cs], исполнитель — Карел Готт)
- «Снег в октябре» (музыка — Сергей Бальцер, первый исполнитель — Сергей Бальцер, исполняли также Т. Клестова и И. Васин, ансамбль «Уленшпигель» (последний — под названием «Снежное сожаление»))
- «Старый Новый Год» (музыка — Стас Намин, исполнители — группа Стаса Намина)
- «Старый Новый Год» (музыка — Дмитрий Бикчентаев, исполнитель — Дмитрий Бикчентаев)
- «Танец на барабане» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — София Ротару, также исполнял Николай Гнатюк)
- «Такое же» (музыка — Виктор Резников, исполнитель — Виктор Резников)
- «Тишины хочу» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
- «Ты меня не оставляй» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Валентина Легкоступова, также исполняла Алла Пугачёва)
- «Убил я поэму» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
- «Улетаешь, милый…» (музыка — Мишель Легран, исполняет Людмила Сенчина)
- «Человек-магнитофон» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Валерий Леонтьев)
- «Человек породы Сенбернар» (музыка — Владимир Мигуля, исполнитель — Михаил Боярский)
- «Шарф мой, Париж мой» (музыка — Михаил Барашев, исполнитель — ансамбль «So-Net»)
- «Я — Гойя» (музыка — Александр Градский, исполнитель — Александр Градский)
- «Я друга жду» (музыка — Юрий Чернавский, исполнитель — Михаил Боярский)
- «Я тебя никогда не забуду» (музыка — Алексей Рыбников, первый исполнитель — Геннадий Трофимов, в спектакле, а затем и на концертах исполнял Николай Караченцов; также исполняли Евгений Шаповалов и трио «Меридиан»; сейчас в спектакле исполняет Виктор Раков и Дмитрий Певцов)
- Рок-опера «„Юнона“ и „Авось“» (музыка — Алексей Рыбников)
- «90 %» (музыка — Арам Манукян, исполнители — Арам Манукян и рок-дуэт «Hay Lao»)

Литература
- Дравич А. Партия стучит кулаком по столу / Поцелуй на морозе / Пер. с польского М. Малькова. — СПб., 2013, электр. изд., испр. и дополн. — С. 33, 51 (+ илл. после С. 51) — 53, 61.
- Вирабов И. Андрей Вознесенский. — М.: Молодая гвардия, 2015. — (Жизнь замечательных людей).
Это первая объёмная биография поэта. Она вошла в шорт-лист премии «Большая книга», однако встретила и резкую критику с обвинениями не только в стилистической глухоте, но и в откровенной неэтичности.

Память
- 16 мая 2013 года на здании гимназии № 30, где в 1941—1942 годах учился Вознесенский, установлена мемориальная доска; Курган, ул. Станционная, 26.
- 6 июня 2013 года на доме, где в 1966—2010 годах жил Вознесенский, установлена мемориальная доска; Москва, Котельническая набережная, 1/15.
- 12 мая 2018 г., в день рождения поэта, в Москве, в районе Замоскворечье, где прошло его детство, а также состоялась встреча с Б. Пастернаком, по адресу ул. Бол. Ордынка, д.46, стр. 3, был открыт культурный Центр имени Андрея Вознесенского. Центр создан по инициативе его вдовы, Зои Богуславской, и её сына Леонида. Для реализации проекта у частного собственника на средства семьи была выкуплена бывшая усадьба штабс-капитана Демидова 1917 г., памятник архитектуры начала 19 века.