Новосибирский театр оперы и балета имеет особую судьбу. Театр, который строился и открылся в период Второй мировой войны, вырос из смелой мысли, силы духа и жажды будущего. Истоки проекта, благодаря которому в итоге появилось самое большое в России театральное здание, находились в головокружительных идеях Всеволода Мейерхольда. В своей беседе с молодыми архитекторами в 1927 году он предложил «произвести революцию в области театрального здания, перепрыгнуть объективные данные современности», взять установку в проектировании на «замечательное будущее, лет на сто вперед». Строительство в начале 1930-х в одноэтажном городе огромного театрального здания было сродни полету на Марс. Инициаторы проекта хотели создать театр панорамно-планетарного типа, «театр техники и реальной обстановки», где перед зрителем могли появляться прямо с улицы автомобили, тракторы, танки или колонны демонстрантов. Непростые реалии зари социализма заставили от многого отказаться и многое изменить. И тем не менее Новосибирский театр оперы и балета всей своей историей доказал: невозможного нет.
Открытие Новосибирского театра оперы и балета состоялось 12 мая 1945 года — была представлена опера Глинки «Иван Сусанин». Ранее, в военные годы, в незавершенном театральном здании хранились эвакуированные фонды Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств им. Пушкина, дворцов-музеев Павловска и Царского Села, а также бесценные музыкальные инструменты работы Страдивари, Гварнери, Амати из государственной коллекции. С сентября 1941 года в Новосибирске размещался эвакуированный из осажденного города симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Оркестр, руководимый Евгением Мравинским, во время эвакуации дал более 500 концертов, которые посетило около 400 тысяч слушателей; состоялось также 240 концертов по радио. 7 ноября 1942 года в присутстии автора была исполнена первая часть Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которая была создана и прозвучала в блокадном Ленинграде.
В первые же сезоны Новосибирский театр оперы и балета имел хорошо укомплектованную труппу и мощные постановочные возможности. Активно формировался репертуар, преимущественно из классических произведений: зрители познакомились с операми «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Фауст», с балетом «Корсар». Для детской аудитории были предназначены балеты «Доктор Айболит» и «Аленький цветочек». Профессиональный уровень творческих коллективов определял выдающийся музыкант, народный артист СССР Исидор Зак. Он занимал пост главного дирижера на протяжении первых сезонов до 1949 года и вновь вернулся в театр в 1968 году, оставаясь на этому посту до 1986 года.
В 1955 году, через 10 лет после открытия, Новосибирский театр был приглашен с творческим отчетом в Москву; выступления прошли на сцене Большого театра. А уже в 1957 году состоялись первые зарубежные гастроли — в Китайской Народной республике. Спустя два года, в 1959 году, на новосибирской сцене появился балет «Драгоценный фонарь лотоса», поставленный китайскими хореографами.
В 1963 году Новосибирский театр оперы и балета получил звание «академический». К этому времени он имел репутацию театра ищущего, способного на эксперименты. 5 ноября 1961 года здесь состоялась мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь». Постановщиком новаторского спектакля был Эмиль Пасынков, в 1960-х годах занимавший пост главного режиссера. С 1975 до 1988 главным режиссером театра был Ваагн Багратуни, который осуществил более 40 классических оперных постановок.
Для балетной труппы 1960-70-е годы — период интенсивного развития и завоевания широкой известности. Первые шаги в качестве балетмейстера на сцене театра делает Олег Виноградов, с артистами работают выдающиеся хореографы Петр Гусев, Василий Вайнонен, Юрий Григорович. В труппе театра появляются яркие балетные звезды — выдающиеся танцовщики Никита Долгушин, Любовь Гершунова, Анатолий Бердышев.
В международном культурном пространстве Новосибирский театр оперы и балета укрепил позиции в 1990-е годы. Коллективы театра активно гастролируют в различных странах, реализуют международные проекты — балет «Арго», оперы «Волшебная флейта» и «Леди Макбет Мценского уезда» (совместно с различными театрами и культурными институтами Германии).
Эта линия была продолжена и в 21-м веке. Театральную жизнь всколыхнула российская премьера оперы Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом», состоявшаяся в 2003 году. Спектакль готовила интернациональная команда; после российской премьеры в рамках «Года России в Германии» он гастролировал по различным немецким городам. «Тоска», «Кармен» и «Богема» были подготовлены совместно с театром «Гранд-Опера» в Пусане (Республика Корея). Событием, имевшим мировой резонанс, стала постановка оперы Верди «Макбет»: первая в России копродукция с Парижской Оперой сделала Новосибирск в декабре 2008 года центром международной оперной жизни. Постановщик спектакля Дмитрий Черняков, признанный сегодня одной из самых ярких фигур в мировой оперной режиссуре, фактически начал свою творческую жизнь в этом виде искусства на новосибирской сцене — первым его спектаклем был «Молодой Давид» на музыку Владимира Кобекина, созданный в 1998 году. Каждая из трех постановок — а в 2004 году он сделал в Новосибирском театре «Аиду» -неизменно приковывали внимание зрителей и критиков. Музыкальный уровень оперных и балетных постановок в период с 2004 по 2011 годы обеспечивал музыкальный руководитель театра Теодор Курентзис. Балетную труппу с 2006 по 2016 возглавлял Народный артист России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат Государственной премии Новосибирской области Игорь Зеленский. По его инициативе ежегодно в театре проводился Сибирский фестиваль балета.