https://i.imgur.com/xHvHfu6l.jpg
фото: radiorus.ru

ТЕЙЯ́Р ДЕ ШАРДЕ́Н (Teilhard de Char­din) Пьер (1.5.1881, за­мок Сар­се­на близ Клер­мон-Фер­ра­на – 10.4.1955, Нью-Йорк), франц. па­лео­нто­лог, ка­то­лич. фи­ло­соф и тео­лог, чл. Франц. ака­де­мии (1950). Чл. ор­де­на ие­зуи­тов (1899), свя­щен­ник (1911). Уча­ст­ник 1-й ми­ро­вой вой­ны, ка­ва­лер ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на. Изу­чал гео­ло­гию, бо­та­ни­ку и зоо­ло­гию в Сор­бон­не, где за­щи­тил док­тор­скую дис­сер­та­цию о мле­ко­пи­таю­щих ниж­не­го эо­це­на (1922). В 1920–23 проф. гео­ло­гии и па­лео­нто­ло­гии Ка­то­лич. ин-та в Па­ри­же. Один из пер­во­от­кры­ва­те­лей си­нан­тро­па (1929). В 1923–46 жил в Ки­тае, с 1951 – в Нью-Йор­ке.

Уче­ние Т. де Ш. воз­ник­ло в по­ле­ми­ке с ин­тер­пре­та­ци­ей ми­ра и че­ло­ве­ка в то­миз­ме, от­ме­чен­ной нев­ни­ма­ни­ем к эво­лю­ции Все­лен­ной. За ре­лиг. ина­ко­мыс­лие (не­ор­то­док­саль­ную трак­тов­ку про­бле­мы пер­во­род­но­го гре­ха) Т. де Ш. был ли­шён ор­ден­ски­ми вла­стя­ми прав пре­по­да­ва­ния и пуб­ли­ка­ции фи­лос. и тео­ло­гич. со­чи­не­ний, од­на­ко на­чи­ная с 1960-х гг. его взгля­ды по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ка­то­лич. мо­дер­ни­ст­ских кон­цеп­ци­ях, а за­тем офиц. при­зна­ние пап Ио­ан­на Пав­ла II, Бе­не­дик­та XVI и Фран­ци­ска.

Ис­пы­тав влия­ние А. Берг­со­на и др., Т. де Ш. стре­мил­ся соз­дать «на­уч. фе­но­ме­но­ло­гию», син­те­зи­рую­щую дан­ные на­ук и ре­лиг.-мис­тич. опы­та для рас­кры­тия эво­лю­ции Все­лен­ной, при­вед­шей к по­яв­ле­нию че­ло­ве­ка как за­пла­ни­ро­ван­ной свы­ше её ко­неч­ной це­ли. В ду­хе пан­пси­хиз­ма Т. де Ш. ут­вер­жда­ет на­ли­чие ду­хов­но­го на­ча­ла, при­сут­ст­вую­ще­го в уни­вер­су­ме и на­прав­ляю­ще­го его раз­ви­тие. Пси­хич. «энер­гия» при­ни­ма­ет­ся им как свой­ст­во са­мой ма­те­рии и од­но­вре­мен­но как ду­хов­ная дви­жу­щая си­ла, за­даю­щая им­пульс эво­лю­ции кос­мо­са. Ес­ли «тан­ген­ци­аль­ная» энер­гия свя­зу­ет од­но­по­ряд­ко­вые эле­мен­ты во­еди­но, то «ра­ди­аль­ная» энер­гия ве­дёт к воз­рас­та­нию слож­но­сти ма­те­ри­аль­ных яв­ле­ний, на­хо­дя­щей наи­выс­шее вы­ра­же­ние в че­ло­ве­ке – су­ще­ст­ве, на­де­лён­ном спо­соб­но­стью соз­на­ния и са­мо­соз­на­ния. Всё уве­ли­чи­ваю­щая­ся в про­цес­се кос­мо­ге­не­за кон­цен­тра­ция пси­хи­че­ско­го, «ра­ди­аль­ной» энер­гии пред­ста­ёт у Т. де Ш. ес­теств. фор­мой бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти. Про­цесс эво­лю­ции под­чи­нён сво­ему ре­гу­ля­то­ру и фи­наль­ной це­ли – «точ­ке Оме­га», ко­то­рая сим­во­ли­зи­ру­ет со­бой Ии­су­са Хри­ста, со­при­ча­ст­но­го ми­ро­зда­нию и од­новре­мен­но транс­цен­дент­но­го ему. Эво­лю­ция Все­лен­ной раз­де­ля­ет­ся на ста­дии «пред­жиз­ни», «жиз­ни», «мыс­ли» и «сверх­жиз­ни». На эта­пе «мыс­ли» по­яв­ля­ет­ся че­ло­век, кон­цен­три­рую­щий в се­бе пси­хич. энер­гию, тво­ря­щий ноо­сфе­ру, пер­со­на­ли­зи­рую­щий мир (эти идеи Т. де Ш. воз­ни­ка­ют в диа­ло­ге с кон­цеп­ция­ми Э. Ле­руа и В. И. Вер­над­ско­го). «Сверх­жизнь» зна­ме­ну­ет со­бой со­стоя­ние еди­не­ния лю­дей по­сле за­вер­ше­ния ис­то­рии в кос­мич. Хри­сте.

Фи­лос.-ис­то­рич. воз­зре­ния Т. де Ш. от­ме­че­ны хри­сти­ан­ско-гу­ма­ни­стич. на­прав­лен­но­стью. По­доб­но др. пред­ста­ви­те­лям ка­то­лич. мо­дер­низ­ма, Т. де Ш. ви­дит в че­ло­ве­ке но­си­те­ля куль­тур­но-творч. на­ча­ла, спо­соб­но­го со­зи­дать ис­то­рию и по­сти­гать её смысл. Им про­во­дит­ся мысль о един­ст­ве и пе­ре­пле­те­нии са­краль­ной и мир­ской ис­то­рии («гра­да мир­ско­го» и «гра­да Бо­жия»), в хо­де ко­то­рой че­ло­ве­че­ст­во дви­жет­ся по пу­ти уни­вер­са­ли­за­ции свя­зей ме­ж­ду стра­на­ми и на­ро­да­ми к со­стоя­нию «боль­шой мо­на­ды».