https://i.imgur.com/3zUscJil.jpg
фото: radio1.by

ГА́ШЕК (Hašek) Яро­слав (30.4.1883, Пра­га – 3.1.1923, Лип­ни­це), чеш. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье учи­те­ля. Окон­чил Праж­ское ком­мерч. уч-ще (1902). В 1901–05 пу­те­ше­ст­во­вал по Ав­ст­ро-Венг­рии, Бал­ка­нам, Швей­ца­рии и др. В 1904–08 при­мы­кал к дви­же­нию анар­хи­стов. Ра­бо­тал бан­ков­ским слу­жа­щим (1902–03), жур­на­ли­стом (1907–13). Уст­раи­вал пред­став­ле­ния в праж­ских ка­ба­ре, ко­мич. мис­ти­фи­ка­ции, ро­зы­гры­ши (не­ред­ко по­ли­тич. ха­рак­те­ра). В февр. 1915 мо­би­ли­зо­ван; с ию­ля 1915 на рус. фрон­те; в сент. 1915 сдал­ся в плен; слу­жил в ор­га­ни­зо­ван­ных на тер­ри­то­рии Рос­сии че­хосл. доб­ро­вольческих час­тях, ра­бо­тал во­ен. жур­на­ли­стом. В мар­те 1918, про­тес­туя про­тив от­прав­ки Че­хосл. кор­пу­са во Фран­цию, по­ки­нул его и всту­пил в че­хословацкую сек­цию РКП(б) и Крас­ную Ар­мию. В со­ста­ве 5-й ар­мии Вост. фрон­та про­шёл от Бу­гуль­мы до Ир­кут­ска; ра­бо­тал на­чаль­ни­ком ти­по­гра­фии, ре­дак­то­ром не­сколь­ких ар­мей­ских га­зет; за­ни­мал ряд партийных и во­енных долж­но­стей (1918–20). В дек. 1920 вер­нул­ся в Че­хию.

Пе­ча­тал­ся с 1900. До 1-й ми­ро­вой вой­ны соз­дал бо­лее ты­ся­чи рас­ска­зов и очер­ков, гл. обр. ко­мич. и со­ци­аль­но-кри­тич. пла­на. В ос­но­ве пам­фле­та Г. «По­ли­ти­че­ская и со­ци­аль­ная ис­то­рия пар­тии уме­рен­но­го про­грес­са в рам­ках за­ко­на» («Po­litické a sociální dejiny stra­ny mírného pokroku v mezích zákona», созд. в 1912, пол­но­стью опубл. в 1963, рус. пер. 1984), па­ро­ди­рую­ще­го со­цио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ние, – ре­аль­ные фак­ты: уч­ре­ж­де­ние Г. фик­тив­ной по­ли­тич. пар­тии, яко­бы вы­ста­вив­шей его кан­ди­да­ту­ру на пар­ла­мент­ские вы­бо­ры (1911). Во вре­мя пре­бы­ва­ния в Рос­сии пуб­ли­ко­вал кор­рес­пон­ден­ции с фрон­та, рас­ска­зы и пам­фле­ты, ос­меи­вав­шие ав­ст­ро-венг. мо­нар­хию и во­ен­щи­ну; пе­рей­дя на сто­ро­ну крас­ных, пи­сал ста­тьи и фель­е­то­ны, в т. ч. ок. 20 – на рус. язы­ке.

В 1911 в рас­ска­зах Г. впер­вые по­явил­ся об­раз бра­во­го сол­да­та Швей­ка [его про­то­тип – зна­ко­мый Г., праж­ский ре­мес­лен­ник Йо­зеф Швейк (1890–1965), с ко­то­рым Г. в даль­ней­шем встре­тил­ся в Рос­сии], па­ро­ди­ро­вав­ший офи­ци­оз­ный иде­ал вер­но­под­дан­ни­че­ско­го слу­же­ния. Тот же пер­со­наж вы­ве­ден в не­за­конч. по­вес­ти «Бра­вый сол­дат Швейк в пле­ну» («Dob­rý voják Švejk v zajetí», 1917, рус. пер. 1959) и (в транс­фор­ми­ро­ван­ном ви­де) в луч­шем про­из­ве­де­нии Г., ан­ти­ми­ли­та­рист­ском ко­мич. ро­ма­не-эпо­пее «По­хо­ж­де­ния бра­во­го сол­да­та Швей­ка во вре­мя ми­ро­вой вой­ны» («Osudy dobrého vojáka Švejka za světové války», 1921–23; рус. пер. П. Г. Бо­га­ты­рё­ва – 1929–30) – ост­рой са­ти­ре на ав­ст­ро-венг. го­су­дар­ст­во. Ро­ман, от­ра­зив­ший со­бы­тия 1-й ми­ро­вой вой­ны, по­стро­ен по кол­лаж­но-им­про­ви­за­ци­он­но­му прин­ци­пу, бли­зок по ду­ху нар. сме­хо­вой куль­ту­ре, во­брал в се­бя тра­ди­ции плу­тов­ско­го ро­ма­на, лит. пу­те­ше­ст­вий, по­ли­тич. пам­фле­та. Швейк, из­брав­ший мас­ку про­ста­ка как фор­му вы­жи­ва­ния в аб­сурд­ной ре­аль­но­сти, во­шёл в чис­ло наи­бо­лее по­пу­ляр­ных об­ра­зов ми­ро­вой лит-ры и сто­ит в од­ном ря­ду с Ход­жой На­сред­ди­ном, Ти­лем Улен­шпи­ге­лем, Сан­чо Пан­сой, ска­зоч­ны­ми «ум­ны­ми ду­ра­ка­ми». Ро­ман ос­тал­ся не­за­вер­шён­ным; в за­клю­чит. час­тях ав­тор на­ме­ре­вал­ся пе­ре­не­сти дей­ст­вие в Рос­сию и Ки­тай.

К об­ра­зу Швей­ка об­ра­ща­лись К. Ва­нек, Б. Брехт и др. Осо­бую по­пу­ляр­ность ге­рой Г. при­об­рёл в го­ды Вел. Отеч. вой­ны у сов. пи­са­те­лей и во­ен. жур­на­ли­стов (М. Р. Сло­бод­ской и др.). Ши­ро­ко из­вест­ны ил­лю­ст­ра­ции к ро­ма­ну, вы­пол­нен­ные Й. Ла­дой (1923–25). Су­ще­ст­ву­ет око­ло 30 его эк­ра­ни­за­ций; наи­бо­лее зна­чи­тель­ной счи­та­ет­ся ани­ма­ци­он­ная вер­сия Й. Трнки (1955).