https://i.imgur.com/W5ykYshl.jpg
фото: spiritofrock.ru

Э́ЛЛИНГТОН (Ellington) Дюк (про­зви­ще; настоящее имя Эдвард Кен­не­ди) (29.4.1899, Ва­шинг­тон – 24.5.1974, Нью-Йорк), американский джа­зо­вый ди­ри­жёр, ком­по­зи­тор, пиа­нист. Один из наи­бо­лее из­вест­ных джа­зо­вых му­зы­кан­тов 20 в. Из обес­пе­чен­ной аф­ро­аме­ри­кан­ской се­мьи. Сис­те­ма­тического музыкального об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил. С 17 лет вы­сту­пал в джа­зо­вых ан­самб­лях как пиа­нист. В 1927 в Нью-Йор­ке ор­га­ни­зо­вал собственный ан­самбль, позд­нее пре­вра­тив­ший­ся в биг-бенд, ру­ко­во­дил ис­пол­не­ни­ем, од­но­вре­мен­но иг­рая на фортепиано. В 1927–31 ан­самбль ра­бо­тал в зна­ме­нитом нью-йорк­ском джа­зо­вом клу­бе «Cotton». Пик творческой ак­тив­но­сти Эллингтона при­шёл­ся на 1930-е и 1-ю половину 1940-х гг., ко­гда он на­пи­сал свои са­мые из­вест­ные пье­сы, в т. ч. «Это ни­че­го не зна­чит» («It don’t mean a thing», 1931), «Изы­скан­ная ле­ди» («Sophisticated lady», 1932), «Оди­но­че­ст­во» («Solitude», 1934), «В сен­ти­мен­таль­ном на­строе­нии» («In a sentimental mood», 1935), став­шие при­знан­ны­ми джа­зо­вы­ми стан­дар­та­ми. Не­ко­то­рые хи­ты, во­шед­шие в ис­то­рию джа­за как ком­по­зи­ции Эллингтона, в дей­ст­ви­тель­но­сти со­зда­ны им вме­сте с та­лант­ли­вы­ми му­зы­кан­та­ми его ор­ке­ст­ра, ко­то­рые пред­ла­га­ли те­матический ма­те­ри­ал, а Эллингтон струк­ту­ри­ро­вал и эф­фект­но аран­жи­ро­вал его; та­ко­вы «На­строе­ние ин­ди­го» («Mood in­digo», 1930, со­ав­тор – клар­не­тист Бар­ни Би­гард), «Ка­ра­ван» (1936, со­ав­тор – тром­бо­нист Ху­ан Ти­зол), «Са­дись в по­езд "А"» («Take the "A" Train», 1939, ав­тор – пиа­нист Бил­ли Стрей­хорн).

На про­тя­же­нии все­го творческого пу­ти Эллингтон экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с круп­ной фор­мой, пи­сал сюи­ты (все­го 25), в т. ч. «Diminuendo and crescendo in blue» (1937), «Гарлем» (1950), «Ноч­ное тво­ре­ние» («Night creature»; с сим­фо­ническим ор­ке­ст­ром, 1956) и «Нью-Ор­ле­ан­ская» (1970), пы­тал­ся вне­дрять тра­ди­ци­он­ные для ака­де­мической му­зы­ки приё­мы мо­тив­но-те­ма­тической раз­ра­бот­ки (про­грамм­ная джа­зо­вая сим­фо­ния «Black, brown and beige», с груп­пой скри­пок, 1943). Боль­шие ком­по­зи­ции Эллингтона, од­на­ко, не по­лу­чи­ли зна­чительного об­щественного ре­зо­нан­са, в от­ли­чие от его не­боль­ших пьес. На­ря­ду с Фер­дом Гро­фе (аран­жи­ров­щик ор­ке­ст­ра П. Уайт­ме­на) и Флет­че­ром Хен­дер­со­ном, Эллингтон счи­та­ет­ся за­ко­но­да­те­лем ор­ке­ст­ро­вой джа­зо­вой аран­жи­ров­ки. Ред­кие фортепианные со­ло Эллингтона ли­ше­ны вир­ту­оз­но­сти, при этом они от­ли­ча­ют­ся гар­мо­ническими, рит­мическими и фак­тур­ны­ми на­ход­ка­ми («Clothed woman», 1947).

С 1933 до начала 1970-х гг. ор­кестр Эллингтона с ус­пе­хом га­ст­ро­ли­ро­вал в Ев­ро­пе (в 1971 в СССР) и США, в т. ч. не­од­но­крат­но (с 1943) вы­сту­пал в Кар­не­ги-хол­ле. Уча­ст­во­вал в Нью­порт­ском (осо­бен­но ус­пеш­но в 1956), Мон­ре­аль­ском (1964) и др. меж­ду­народных джа­зо­вых фес­ти­ва­лях.

11 пре­мий «Грэм­ми» (1959–79).