https://i.imgur.com/VgmqhQY.png
фото: whatthomwatched.blogspot.com

ВИГО́ (Vigo) Жан (26.4.1905, Па­риж – 5.10.1934, там же), франц. ки­но­ре­жис­сёр. В 1925 изу­чал фи­ло­со­фию в Сор­бон­не. В 1928 ра­бо­тал ас­си­стен­том опе­ра­то­ра на ки­но­сту­дии в Ниц­це. По­ста­вив все­го че­ты­ре филь­ма, стал од­ним из круп­ней­ших ки­но­ре­жис­сё­ров 20 в. Де­бю­ти­ро­вал аван­гар­ди­ст­ским до­ку­мен­таль­ным ф. «По по­во­ду Ниц­цы» (1930), соз­дан­ным, как и все по­сле­дую­щие филь­мы, в со­дру­же­ст­ве с амер. ки­но­опе­ра­то­ром Б. Ка­уф­ма­ном – бра­том Д. Вер­то­ва. В 1931 В. по­ста­вил ко­рот­ко­мет­раж­ный до­ку­мен­таль­ный ф. «Жан Та­рис. Чем­пи­он пла­ва­ния», сня­тый в бас­сей­не ав­то­клу­ба и раз­ра­ба­ты­вав­ший разл. фор­мы ки­но­вы­ра­зи­тель­но­сти. Вос­по­ми­на­ния о дет­ских и юно­ше­ских го­дах в за­кры­том ли­цее по­слу­жи­ли ма­те­риа­лом для пер­во­го иг­ро­во­го ф. «Ноль за по­ве­де­ние» (1933, вы­шел на эк­ра­ны в 1945), за­пре­щён­но­го как чрез­мер­но от­кро­вен­ный и об­ли­чи­тель­ный. В ф. «Ата­лан­та» (пре­мье­ра со­стоя­лась в день смер­ти В.) ис­то­рия люб­ви рас­ска­за­на ори­ги­наль­ным по­этич. ки­но­язы­ком: ир­ре­аль­ность со­че­та­ет­ся здесь с по­все­днев­но­стью, иро­ния – с тон­чай­шим ли­риз­мом, внут­рен­ние пе­ре­жи­ва­ния – с бы­то­вы­ми де­та­ля­ми; ра­бо­та опе­ра­то­ра, ак­тёр­ский ан­самбль, пла­стич. вы­ра­зи­тель­ность и муз. оформ­ле­ние со­зда­ют гар­мо­нич­ное, це­ло­ст­ное дей­ст­во. В. ока­зал боль­шое влия­ние на раз­ви­тие франц. ки­но 1930–40-х гг. Во Фран­ции с 1951 при­су­ж­да­ет­ся еже­год­ная Пр. име­ни В. «за не­за­ви­си­мость ав­тор­ской по­зи­ции и вы­со­кое ху­до­же­ст­вен­ное ка­че­ст­во».