https://i.imgur.com/5d5sf9N.jpg
фото: 24smi.org

Владисла́в Ва́цлавович Дворже́цкий (1939—1978) — советский актёр театра и кино.

Биография
Родился 26 апреля 1939 года в Омске в семье балерины Таисии Рэй и актёра Вацлава Дворжецкого.

Детство Владислава было трудным. Осенью 1941 года «за контрреволюционную пропаганду и агитацию» был арестован его отец. Возникли трудности с работой у матери — Таисии Владимировны. Ребёнок нередко голодал, оставался без присмотра в холодной квартире. Позже от «доброжелателей» на улице узнал, что его отец — «немецкий шпион», находится в заключении, а не воюет на фронте, как говорила мать. В конце 1945 года Вацлав Дворжецкий вернулся из заключения, однако семья к тому времени уже распалась. Несмотря на то что Вацлав Янович жил отдельно, с сыном он общался, хотя особенной близости между ними не было.

После окончания школы учился в Омском медицинском училище (1956—1959).

В 1959—1961 годах служил в армии на Сахалине — фельдшером-начальником аптеки медицинского пункта полка. Там на танцах познакомился со своей будущей женой Альбиной. Спустя три года бросил её и сына Александра (по одной из версий — из-за измены Альбины) и вернулся в Омск.

В 1964—1967 годах учился в театральной студии при омском ТЮЗе, по окончании студии без особого успеха работал в Омском драматическом театре, преимущественно в эпизодических ролях. В этом же театре работала вторая его жена — актриса Светлана Пиляева.

В 1968 году Наталья Коренева искала актёров для фильма С. Самсонова «Каждый вечер в одиннадцать», увидела Владислава в омском театре и взяла его фотографии. Но в фильм Самсонова Дворжецкий так и не попал. Через несколько месяцев фотографии Дворжецкого увидели режиссёры А. Алов и В. Наумов, которые приступали к съёмкам фильма «Бег» по М. Булгакову. Лицо актёра им показалось интересным, и они вызвали его на пробы.

Владислав Дворжецкий так вспоминал об этом:

Получив телеграмму с приглашением на кинопробу, я кинулся перечитывать пьесу Булгакова. Стали гадать с женой, кого бы я мог там сыграть. Светлана сказала: «Может, Хлудова?» Она всегда преувеличивает мои возможности. А я, конечно, на эту роль и не замахивался. При первой встрече режиссёры предупредили меня: «Не стесняйтесь, будем Вас разглядывать». Пробовали на роль Голубкова, потом на роль начальника контрразведки Тихого. А я целый месяц маялся в Омске ожиданием и всё на что-то надеялся. Наконец свершилось. Был вызван вторично. Догадка моей жены подтвердилась — поручили Хлудова. Работа над ролью началась с невероятно сложной сцены в салоне поезда: Хлудов в бреду, его преследует призрак повешенного солдата, осмелившегося сказать Хлудову об его зверствах… Было ужасно страшно. Пережил и это. И потекли дни работы, изнурительной и радостной…

Едва были завершены съёмки в «Беге», как Дворжецкого пригласили в ещё одну мосфильмовскую картину — «Возвращение „Святого Луки“».

Фильмы «Бег» и «Возвращение „Святого Луки“» вышли на широкий экран в один год — 1971. С этого момента имя Владислава Дворжецкого стало известно миллионам зрителей.

Следующей киноработой Дворжецкого стала роль пилота Бертона в фильме «Солярис» (1972) А. А. Тарковского, сняться у которого Владислав мечтал всегда.

Весной 1972 года Дворжецкий приступил к работе в киноленте режиссёров А. М. Мкртчяна и Л. С. Попова «Земля Санникова». Несмотря на то что съёмки этой картины сопровождались непрерывными скандалами и атмосферу на съёмочной площадке порой трудно было назвать творческой, он чрезвычайно понравился публике.

Параллельно со съёмками в «Земле Санникова» Дворжецкий снимался ещё в одном фильме — «Зарубки на память». В 1972—1973 годах Дворжецкий создал фантастический образ писателя Ярослава Галана в фильме «До последней минуты» (1974). Во время съёмок этого фильма Дворжецкий дал интервью, в котором сказал:

За последнее время в моей актёрской судьбе наметился резкий крен. Из разряда отрицательных героев волей режиссуры перехожу в разряд положительных. Одноплановость ролей всегда казалась мне опасной, и в каждой новой работе я стараюсь найти какие-то новые повороты, грани. В картине «До последней минуты» в чём-то это и легче. Речь идёт о реальном человеке, о нём сохранилось множество воспоминаний, сегодня живы близкие ему люди. Наконец, существуют его литературные произведения, из них можно немало почерпнуть. Но в такой работе есть и своя сложность, особенно важно не изменить духовному облику героя…

Как и большинство идеологических фильмов, картина «До последней минуты» изначально была обречена на хвалу в официальной пропаганде (её даже удостоили Государственной премии УССР), но массовый зритель остался к ней равнодушен. Чего нельзя сказать о другой работе актёра — главной роли в приключенческом фильме «Капитан Немо» (по мотивам романов Ж. Верна). Этот романтический минисериал, созданный на одесской киностудии, был принят зрителями с восторгом. Также тепло были встречены работы Владислава в картинах «Там, за горизонтом» (1975) и «Возврата нет» (1974).

Вспышкой большого интереса было отмечено исполнение Дворжецким роли святого Антония в спектакле «Чудо Святого Антония» (1976, Театр-студия киноактёра). Эта работа совпала с исполнением главной роли в телефильме «Встреча на далёком меридиане», съёмки которого из Москвы переместились в Ялту. Там Владислава и настигла болезнь. В тяжёлом состоянии 29 декабря 1976 года Дворжецкий попал в Ливадийскую больницу, где узнал от врачей о двух инфарктах, случившихся у него в течение последнего месяца. Близкие Владислава, да и он сам, понимали, что это следствие больших перегрузок и того ритма, в котором он жил и работал. Врачам удалось сохранить жизнь актёру, и в апреле 1977 года он снова приступает к работе.

Осенью и зимой 1977 года Дворжецкий снялся в телефильме «Однокашники», где сыграл свою последнюю роль. Во время съемок актёр серьёзно заболел гриппом, но продолжал сниматься.

Ещё были поездки по стране — антрепризные спектакли с его участием, встречи со зрителями от Бюро кинопропаганды.

Умер Дворжецкий от приступа острой сердечной недостаточности 28 мая 1978 года на гастролях в Гомеле. Ровно за два года до этого, в мае 1976, под Минском, Дворжецкий попал в автокатастрофу, но не пострадал.

Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Автор скульптуры — Елена Филатова.

В 1976 году режиссёр Александр Свешников основал собственную киностудию, которой в 1978 году дал имя Владислава Дворжецкого. Свешников говорил о Дворжецком:

В ХХІ веке появилось новое поколение поклонников Дворжецкого. Это люди, которые родились после смерти актёра и смотрели его фильмы не в кинотеатрах, а только по телевизору или в Интернете. Но и у современных зрителей игра Влада тоже вызывает экранный шок. Этот шок объясняется не только глубоким талантом Дворжецкого, но и его невероятной магией. Конечно, Влад прекрасен в любой роли, но всё-таки его уникальный дар, своеобразная внешность и магическая привлекательность лучше всего раскрывались в исторических персонажах, в мистике, в фантастике.

По воспоминаниям друзей, у Владислава Дворжецкого было необычное для мужчины хобби — вязание на спицах.

Признание
- Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1975) — за исполнение роли Ярослава Галана в фильме «До последней минуты» (1974)

Семья
- отец — Вацлав Янович Дворжецкий
- мать — Таисия Владимировна Рэй (ум. 1981)
- единокровный брат — Евгений Вацлавович Дворжецкий, который тоже умер в возрасте 39 лет
- 1-я жена — Альбина Дворжецкая
- сын — Александр (род. 1962), бизнесмен. Родился на Сахалине.
- 2-я жена — Светлана Васильевна Пиляева (род. 1947), актриса, режиссёр ГТРК «Иртыш». Ныне живёт в Омске со своими внуками.
- дочь — Лидия (1968—1998). Едва окончив школу, она вышла замуж, родила пятерых детей, а потом, будучи в сильном алкогольном опьянении, заснула на морозе в снегу. Обмороженные ноги врачи ампутировали во избежание гангрены. После чего Лидия прожила совсем недолго.
  - внуки — Алексей, Егор, Антон, Захар, Максим.
- 3-я жена — Ирина Дворжецкая, манекенщица, скончалась.
- сын — Дмитрий (род. 1974).
- 4-я жена (с 1976) — Наталья Литвиненко, сотрудница исполкома. Брак был бездетным.

Фильмография
1970 — Бег — генерал Роман Валерьянович Хлудов
1970 — Возвращение «Святого Луки» — вор-рецидивист Михаил Иванович Карабанов
1971 — Нам некогда ждать — атаман Вадим Орлов
1972 — Солярис — пилот Анри Бертон
1973 — Возврата нет — Николай Яковлевич Никитин, фронтовик, председатель колхоза
1973 — Зарубки на память — коммунист Петря Радукан
1973 — За облаками — небо — лётчик Сергей Руднев
1973 — Земля Санникова — Александр Петрович Ильин, учёный, организатор экспедиции
1973 — Открытая книга — Дмитрий Дмитриевич Львов, учёный
1973 — Сад (короткометражный) — посетитель фотоателье
1974 — До последней минуты — Ярослав Галан, писатель
1975 — Единственная дорога — Вальтер Хольц, немецкий офицер, начальник автоколонны
1975 — Там, за горизонтом — лётчик Сергей Руднев
1976 — Капитан Немо — Капитан Немо, он же принц Даккар
1977 — Легенда о Тиле — Филипп II, король Испании
1977 — Юлия Вревская — Александр II, российский император
1978 — Встреча на далёком меридиане — Ник Реннет, американский учёный-физик
1978 — Однокашники — Николай Васильевич Лобанов, высокопоставленный чиновник