https://i.imgur.com/ugaS1J8.jpg
фото: foto.spbland.ru

ТАЛЬО́НИ (Taglioni) Ма­рия (23.4.1804, Сток­гольм – 22.4.1884, Мар­сель), итал. ар­ти­ст­ка ба­ле­та, ба­лет­мей­стер, пе­да­гог. Дочь Ф. Таль­о­ни. Учи­лась в Па­ри­же у Ж. Ф. Ку­ло­на, за­тем у от­ца. Де­бю­ти­ро­ва­ла в 1822 в Ве­не в пар­тии Ним­фы («При­ём юной ним­фы при двор­це Тер­пси­хо­ры» на му­зы­ку, аран­жи­ро­ван­ную Дж. Рос­си­ни, ба­летм. Ф. Таль­о­ни). В 1823 вы­сту­па­ла в те­ат­ре «Порт-Сен-Мар­тен» (Па­риж), в 1824–26 – в Мюн­хе­не и Штут­гар­те. С 1827 в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки и тан­ца (ны­не Па­риж­ская опе­ра). На этой сце­не бы­ла пер­вой ис­пол­ни­тель­ни­цей центр. пар­тий в по­став­лен­ных её от­цом ба­ле­тах: «Силь­фи­да» Ж. Шнейц­хоф­фе­ра, «На­та­ли, или Швей­цар­ская мо­лоч­ни­ца» А. Ги­ро­ве­ца и М. Э. Ка­ра­фы ди Ко­ло­бра­но, «Вос­ста­ние в се­ра­ле» Т. Ла­ба­ра, «Де­ва Ду­ная» А. Ада­на. В 1837–42 еже­год­но с ог­ром­ным ус­пе­хом вы­сту­па­ла в С.-Пе­тер­бур­ге, где ис­пол­ни­ла так­же гл. пар­тии в ба­ле­тах «Ги­та­на, ис­пан­ская цы­ган­ка» Ф. Обе­ра и И. Ф. Шмид­та, «Ми­ран­да, или Ко­раб­ле­кру­ше­ние» на му­зы­ку Обе­ра и Рос­си­ни, «Тень» Л. В. Мау­ре­ра, «Мор­ской раз­бой­ник» Ада­на, «Аг­лая, или Вос­пи­тан­ни­ца Аму­ра» и «Гер­та, по­ве­ли­тель­ни­ца эль­фид» Э. И. Кел­ле­ра, и др. Иск-во Т. спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию рус. ба­лет­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва. Ли­ризм, оду­хо­тво­рён­ность её пла­сти­ки, уме­ние жить в об­ра­зе ста­ли при­ме­ром для отеч. ба­ле­рин. Са­ма Т. про­яв­ля­ла ин­те­рес к рус. тан­цам и ис­пол­ня­ла, в ча­ст­но­сти, рус. пля­ску с тан­цов­щи­ком Огю­стом. В даль­ней­шем га­ст­ро­ли­ро­ва­ла во мно­гих го­ро­дах Ев­ро­пы, в т. ч. в Лон­до­не, где вы­сту­па­ла в по­ста­нов­ках Ж. Пер­ро «Па де катр» и «Суд Па­ри­са». В 1847 ос­та­ви­ла сце­ну. В 1859–70 пре­по­да­ва­ла в ба­лет­ной шко­ле Па­риж­ской опе­ры. В 1870–82 жи­ла в Лон­до­не, пре­по­да­ва­ла тан­цы в ари­сто­кра­тич. семь­ях. В ис­то­рию ба­ле­та вошла как вы­даю­щая­ся соз­да­тель­ни­ца гл. пар­тии в ба­ле­те «Силь­фи­да» (1832, Па­риж). Бы­ла иде­аль­ным ин­тер­пре­та­то­ром и фак­ти­че­ски со­ав­то­ром по­ста­нов­ки, во­пло­тив с боль­шой ху­дож. си­лой осн. те­му ба­ле­та, ти­пич­ную для ро­ман­тич. иск-ва. В соз­да­нии пла­стич. ха­рак­те­ри­сти­ки об­раза Силь­фи­ды ба­лет­мей­стер ис­хо­дил из ис­клю­чит. ин­ди­ви­ду­аль­ных дан­ных тан­цов­щи­цы (боль­шой и сво­бод­ный пры­жок, точ­ность фик­са­ции, ес­теств. гра­ци­оз­ность, не­обы­чай­ная лёг­кость и кан­ти­лен­ность тан­ца), учи­ты­вая вме­сте с тем осо­бен­но­сти её сло­же­ния и ог­ра­ни­чен­ные пан­то­ми­мич. воз­мож­но­сти. Т. счи­та­ет­ся пер­вой сре­ди ар­ти­стов ба­ле­та, кто, при­ме­нив та­нец на пу­ан­тах, ис­поль­зо­вал его как но­вое сред­ст­во вы­ра­зи­тель­но­сти, по­зво­ляю­щее дос­тиг­нуть не­об­хо­ди­мо­го впе­чат­ле­ния хруп­ко­сти, ир­ре­аль­но­сти, ил­лю­зии па­ре­ния над зем­лёй. Ре­фор­ма Т. кос­ну­лась и ба­лет­но­го кос­тю­ма. Соз­дан­ный для пар­тии Силь­фи­ды из­вест­ным ху­дож­ни­ком и мо­дель­е­ром Э. Ла­ми но­вый кос­тюм пред­став­лял со­бой те­ат­ра­ли­зо­ван­ный ва­ри­ант мод­но­го баль­но­го пла­тья из лёг­кой, раз­ве­ваю­щей­ся, по­лу­про­зрач­ной бе­лой тка­ни, ло­жа­щей­ся мяг­ки­ми склад­ка­ми и под­чёр­ки­ваю­щей воз­душ­ный, «по­лёт­ный» ха­рак­тер тан­ца. Твор­че­ст­во Т. ока­за­ло за­мет­ное влия­ние на со­вре­мен­ный ей ба­лет­ный те­атр. Ро­ман­тич. на­прав­лен­ность её иск-ва, ху­дож. со­вер­шен­ст­во фор­мы при­вле­ка­ли по­сто­ян­ное вни­ма­ние кри­ти­ков и ли­те­ра­то­ров, вы­со­ко це­нив­ших та­лант ба­ле­ри­ны (Ф. Кас­тиль-Блаз, Ж. Жа­нен, Т. Го­тье, Т. де Бан­виль), по­этов и му­зы­кан­тов, по­свя­щав­ших ей свои про­из­ве­де­ния (В. Гю­го, А. де Мюс­се, Э. Де­мар, Дж. Мей­ер­бер, И. Штра­ус), ху­дож­ни­ков, за­пе­чат­лев­ших её об­лик в мно­го­числ. гра­вю­рах, ри­сун­ках и ли­то­гра­фи­ях (А. Э. Ша­лон, Т. Уиль­ямс, А. Ж. Мей­сон).