https://i.imgur.com/v0gYJmX.jpg
фото: epwr.ru

СТАЛЬ (Staёl; по му­жу – ба­ро­нес­са де Сталь-Голь­штейн, de Staёl-Holstein) Жер­мена (Ан­на Луи­за Жер­ме­на) де (22.4.1766, Па­риж – 14.7.1817, там же), франц. пи­са­тель­ни­ца. Дочь Ж. Нек­ке­ра. По­лу­чи­ла до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние, ра­но при­об­щи­лась к ин­тел­лек­ту­аль­ной жиз­ни, бы­ла сви­де­тель­ни­цей и уча­ст­ни­цей бе­сед эн­цик­ло­пе­ди­стов и по­ли­ти­ков в са­ло­не ма­те­ри; са­ма ста­ла хо­зяй­кой са­ло­на, от­ли­ча­лась бле­стя­щим умом и крас­но­ре­чи­ем. В 1792, спа­са­ясь от пре­сле­до­ва­ний во вре­мя Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции, уе­ха­ла в Анг­лию, в 1793 пе­ре­бра­лась в Коп­пе (кан­тон Во, Швей­ца­рия). В 1796 вер­нулась в Па­риж, рез­ко кри­ти­ко­ва­ла Напо­ле­о­на Бо­на­пар­та. В 1803 бы­ла вы­нуж­де­на по­ки­нуть Фран­цию; вме­сте с близ­ким дру­гом Б. Кон­ста­ном жи­ла в Гер­ма­нии, где по­зна­ко­ми­лась с И. В. Гё­те, Ф. Шил­ле­ром и др. Мно­го пу­те­ше­ст­во­ва­ла по Ев­ро­пе, в т. ч. по Рос­сии (1812). В 1814 вер­ну­лась в Па­риж; ис­по­ве­дуя ан­ти­роя­ли­ст­ские взгля­ды, не под­дер­жа­ла Рес­тав­ра­цию Бур­бо­нов.

Твор­че­ст­во С., ис­пы­тав­шее ре­шаю­щее влия­ние идей Про­све­ще­ния, ста­ло од­ним из пер­вых про­яв­ле­ний франц. ро­ман­тиз­ма. Ран­ние про­из­ве­де­ния – в ду­хе сен­ти­мен­та­лиз­ма и рус­со­из­ма: пье­сы «Со­фи, или Тай­ные чув­ст­ва» («Sophie, ou les sentiments secrets», 1786), «Джейн Грей» («Jane Gray», созд. в 1787, изд. в 1790), «Пись­ма о про­из­ве­де­ни­ях и лич­но­сти Ж. Ж. Рус­со» («Lettres sur les ouvrages et le caractère de Jean-Jacques Rousseau», 1788) и др. В трак­та­те «О влия­нии стра­стей на сча­стье лю­дей и на­ро­дов» («De l’influence des passions sur le bonheur des individus et des nations», 1796, рус. пер. 1980) вы­сту­пи­ла за сво­бо­ду вы­ра­же­ния чувств и стра­стей, пре­воз­но­си­ла ге­ни­аль­ную твор­че­скую лич­ность, оп­рав­ды­ва­ла ре­во­лю­цию.

Боль­шое зна­че­ние имел трак­тат «О ли­те­ра­ту­ре, рас­смат­ри­вае­мой в свя­зи с об­ще­ст­вен­ны­ми ус­та­нов­ле­ния­ми» («De la littérature considérée dans ses rapports avec les institutions sociales», 1796–99, изд. в 1799; сокр. рус. пер. 1980, пол­ный рус. пер. 1989), в ко­то­ром С., во мно­гом под влия­ни­ем «Ду­ха за­ко­нов» Ш. Л. Мон­тес­кьё, свя­за­ла раз­ви­тие лит-ры с ус­ло­вия­ми со­ци­аль­ной сре­ды, ре­ли­ги­ей, нра­ва­ми, кли­ма­том. Вы­со­ко оце­ни­вая лит-ру Сред­не­ве­ко­вья и Сев. Ев­ро­пы (в т. ч. У. Шек­спи­ра), С. под­ры­ва­ла ус­тои нор­ма­тив­ной эс­те­ти­ки клас­си­циз­ма и во мно­гом пред­вос­хи­ти­ла ме­то­до­ло­гию срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ско­го ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния.

Ху­дож. твор­че­ст­во С. ста­ло во­пло­щени­ем её тео­ре­тич. воз­зре­ний: в эпи­сто­ляр­ном ро­ма­не «Дель­фи­на» («Del­phine», 1802, рус. пер. 1803–04) ро­ман­тич. ге­рои­ня от­стаи­ва­ет пра­во на сво­бод­ное изъ­яв­ле­ние чувств; ро­ман «Ко­рин­на, или Ита­лия» («Corinne, ou l’Italie», 1807, рус. пер. 1809–10, 1969) за­тра­ги­ва­ет про­бле­мы сво­бо­ды твор­че­ст­ва, его пер­со­на­жи ока­зы­ва­ют­ся но­си­те­ля­ми раз­ных на­цио­наль­ных (англ., франц. и итал.) ха­рак­те­ров. Трак­тат «О Гер­ма­нии» («De l’Allemagne», 1810, рус. пер. 1980), зна­ко­мив­ший фран­цу­зов с нем. куль­ту­рой, фи­ло­со­фи­ей, ре­ли­ги­ей, ли­те­ра­ту­рой, ока­зал боль­шое влия­ние на франц. ро­ман­ти­ков.

Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: ме­муа­ры «Де­сять лет в из­гна­нии» («Dix années d’exil», изд. в 1821, посм.; рус. пер. 2003); эс­се, пье­сы, по­вес­ти, об­шир­ная пе­ре­пис­ка.