фото: sborus.com
В ДРЕВНОСТИ
Название подворья происходит от слова «Крутицы», обозначавшего в древности возвышенности на левом берегу реки Москвы ниже устья Яузы. Княжеское село Крутицы стояло на очень важных для Москвы древних путях, ведущих в Коломну и Рязань.
В XIII веке значительная часть русского населения оказалось в ордынском плену. Для «церковного окормления» русских в Орде по инициативе Александра Невского в 1261 году в столице Золотой Орды Сарай-Бату была учреждена Сарская (Сарайская) православная епархия, впоследствии она получила название Сарская и Подонская.
Первым её архиереем стал посвящённый митрополитом Кириллом II епископ Митрофан. О деятельности преосвященного Митрофана мы знаем немного. Никоновская летопись под 1269 г. свидетельствует о том, что он добровольно оставил епархию, а на его место был хиротонисан владыка Феогност .
В 1272 году, при сыне Александра Данииле, Сарская епархия основала своё подворье в подмосковных Крутицах, тогда же был освящён первый Петропавловский храм.
Получивший в 1354 г. ярлык на великое княжение Иоанн Иоаннович (Красный) в своей духовной грамоте завещал значительный вклад «к Святой Богородице на Крутицах, себе в память» (1356). Святой благоверный князь Димитрий Донской повторил подобное распоряжение в своей духовной грамоте 1371 г. Существует предположение о том, что Великий князь Иван II являлся даже ктитором подворья и основателем Успенского храма. Из его завещания видно, что он обеспечивал денежными взносами только три церкви, причём Успенский Храм на Крутицах именуется в их числе первым.
«Святитель Сарайский был наставником и учителем князей, томившихся в Орде, и целых тысячей русского народа, захваченных в плен татарами, и оставшихся в Орде в виде рабов, – и имел титул Сарского и Подонского; ибо область его простиралась от Чёрного Яра по Хопру и по Дону. Промыслу Божию, посетившему наше отечество несчастием, угодно было устроить так, что Православная вера наша находила себе покровительство в Золотой Орде, у потомков Чингиз-Хана, даже и тогда, как Берки-Хан, первый из золотоордынских ханов, принял ислам. В его столице русское духовенство свободно отправляло богослужение и не было обложено податями; а достоинство Православной веры ограждалось ханским законом, осуждавшим на смертную казнь того, кто будет хулить сию веру» (Цит. по: Иеромонах Леонид (Кавелин). История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. Калуга, 1876, стр. 56)
В XV веке – с ослаблением Орды и сокращением русского населения Сарая – Сарская епархия также сокращалась. В 1454 году епископ Вассиан перенёс свою кафедру в Крутицы, став первым в истории епископом Крутицким, Сарским и Подонским. Имена «Сара» и «Подон» были воспроизведены в именах окрестных речек (современный Саринский проезд).
Пределы Крутицкой епархии часто изменялись из-за политических и экономических обстоятельств. В период своего расцвета Крутицкая епископия включала в себя почти все города Калужской епархии (кроме Калуги), в Тульской епархии в её состав входили Белев, Одоев, в Смоленской – Вязьма, Гжатск, в Московской – Звенигород и значительная часть уезда. В первой половине XVIII столетия Крутицкая епархия занимала территорию, равную по своим масштабам Франции (550000 кв. км.). Но не только по пространству, но и по количеству церквей Крутицкая епархия была одной из крупнейших в России.
В числе приписанных к Крутицкой епархии монастырей были известная Оптина пустынь, московский Данилов монастырь, можайский Лужецкий, московский Покровский, куда из Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря была переведена учреждённая в 1739 г. в Крутицкой епархии духовная семинария. Для осуществления управления епархией была учреждена консистория с полным штатом.
После перенесения центра епархии в Москву Крутицкие епископы становятся ближайшими помощниками митрополита. Эти права закреплены за ними решениями Московских соборов 1551 и 1581 гг. С учреждением Патриаршества в России еп. Сарский и Подонский Геласий был удостоен сана митрополита. Это определение было вынесено Московским Собором 1589 года: «Быть митрополиту между прочими и близ царствующего града на Крутицах». Митрополиты Крутицкие принимали активное участие в важнейших государственных и церковных делах.
Грозные события смутного времени XVII в. нашли свое отражение и в истории Крутицкого подворья. В марте 1611 г. первое народное ополчение проходило мимо Крутиц по Боровской дороге. В июле 1612 г. второе ополчение Дм. Пожарского и К. Минина также проходило неподалеку от Крутиц. В Успенском соборе подворья ополченцы клялись крестным целованием освободить Москву от иноземных захватчиков или положить свои головы. Главная святыня земли Русской – Успенский Собор Московского Кремля – находился тогда в руках поляков. По существу Успенский собор Крутицкого подворья в эти трудные для Отечества годы приобрёл значение главного (кафедрального) собора России. Князь Пожарский в письме к митрополиту Казанскому Ефрему сообщал:
«За приумножение грехов всех нас православных христиан Вседержитель Бог нам по своему праведному наказанию совершил ярость гнева Своего в народе: угасил два великая светильника в мире отъят от нас главу Московского Государства (...) и пастыря и учителя словесных овец стада Его Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси... и ныне немала нам скорби надлежит, что под Москвой вся земля в собраньи, а пастыря и учителя в ней нет. Едина Соборная Церковь Пречистыя Богородицы на Крутицах…». Заступничеством Божией Матери и святых угодников Божиих и на этот раз земля Русская освободилась от гнёта иноземных завоевателей.
В 1665 г. было начато строительство нового, каменного, здания соборной церкви с двумя престолами: Петра и Павла (нижним, зимним) и верхним – в честь Успения Богородицы. Закончилось строительство в 1689 году, собор Петра и Павла освящён был в 1699 году, в главный Успенский престол (верхний летний храм) был достроен в 1700 году.
В XVII веке во владениях Крутицких митрополитов находились слобода Дубровка (1-я Дубровская улица), слобода Арбатец (Арбатецкая улица), Крутицкая слобода, Калитники и село Кожухово. Расцвет Крутиц связан с митрополитом Павлом II (1664-1676). Именно при Павле завершается строительство Митрополичьих палат на месте старого Успенского собора и начинает строиться новый собор. В восточной части подворья был устроен сад с фонтанами – один из первых декоративных садов Москвы. К саду примыкал небольшой огород. Митрополит Павел основал здесь учёное братское просветительское общество и богословскую школу. Крутицкое подворье стало излюбленным местом пребывания патриархов. Крутицы также были местом заточения протопопа Аввакума.
ПОДВОРЬЕ В XVIII — НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В 1711 году, с упразднением патриаршества, крутицкие митрополиты были понижены в ранге до епископов, в результате Крутицы потеряли свое исключительное положение. Однако некоторые крутицкие епископы впоследствии получали более высокие назначения. Амвросий, епископ Сарский и Подонский (1761– 1764), в 1768 годцу был назначен архиепископом Московским, и ему было поручено возобновление трёх московских соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельского. Архиепископ Амвросий погиб трагической смертью, растерзанный толпою 16 сентября 1771 года у ворот Донского монастыря при возмущении народа во время чумы, свирепствовавшей в Москве.
Во время Отечественной войны 1812 года Крутицы, как и значительная часть Москвы, сильно пострадали от пожара. Значительно пострадал верхний Успенский храм: выгорела крыша, иконостас был полностью уничтожен. В течение пяти лет храм оставался без покрытия и только в 1817 г. над ним была была устроена деревянная крыша. Храм Петра и Павла был осквернён неприятелем-французом так, что потребовалось его новое освящение, совершённое 13 января 1813 года. Ещё через десять лет, 17 мая 1823 г. возобновили и освятили верхнюю Успенскую церковь.
В 1833 – 68 гг. проводилась дальнейшая частичная реставрация подворья. После посещения в 1839 году подворья императором Александром II вышло высочайшее повеление о «возобновлении» Воскресенской церкви. В том же году Митрополит Московский Филарет (ныне – святитель Филарет Московский) отдал распоряжение о проведении всех необходимых действий для подготовки храма к великому освящению. В соответствии с этим реставрацию древней Воскресенской церкви предполагалось осуществить по проекту архитектора Е.Д.Тюрина. В 1840 г. с аналогичным проектом выступил архитектор Константин Тон (строитель Храма Христа Спасителя). В 1840 году храм был частично перестроен, однако работы не были завершены и продолжены только в 1899 году. Тогда же было осуществлено обновление Успенской церкви. На рубеже XIX и XX вв. вновь расписан нижний Петропавловский храм. И все же к началу XX столетия состояние памятников Подворья оставалось плачевным. 16 декабря 1903 г. Член Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии архитектор Н.Д. Струков писал о необходимости сохранения Воскресенского и Успенского храмов. Об этом же заявлял и священник Крутицкого подворья о. Феодор Воздвиженский. «В настоящее время, – писал о. Феодор Воздвиженский в 1904 г., – упраздненный храм Крутицких владык находится в убогом состоянии. Внутри в нём даже не обозначены места, где были престолы, штукатурка на стенах сбита, и на них нет ни иконы, ни какого-либо священного изображения. Снаружи наверху крыши креста на нём, конечно, не имеется, и лишь только алтарное полукружие на восточной стороне свидетельствует о том, что здесь некогда был храм Божий, в котором приносилась бескровная жертва, возносились тёплые молитвы за живых и мертвых в течение трёх веков».
В своей статье о Воскресенской церкви Н.Д. Струков с горечью и болью писал: «Скорбные чувства вызывает изложение истории сего храма. Чем вызвано запустение сего храма, и почему святители, лежащие под ним, лишены молитв за них на самом месте их вечного упокоения. Почему бы не восстановить снова сего храма, почему бы не привести в порядок и не украсить усыпальницы этих святителей, почему бы не дать желающим помолиться об упокоении душ этих святителей, столь долгое время остающихся без поминовения». В приложении к статье Н.Д. Струков предложил свой проект реставрации Воскресенской церкви. Однако, несмотря на тревогу церковной общественности, вплоть до революции 1917 г. положение исправить не удалось.
СУДЬБА ПОДВОРЬЯ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
После революционных событий 1917 года и прекращения богослужений в храмах Крутицкого подворья (не ранее 1924 г.) церковная утварь была разграблена, священные изображения на стенах со временем замазаны, надгробия в храме Воскресения частично разбиты. Во второй половине 1920-х годов Успенский собор был передан под общежитие Московскому военному округу. В 1936–1938 гг. Воскресенский храм был перестроен под жилой корпус. На месте древнего кладбища было устроено футбольное поле. В деревянных домах причта появились новые хозяева.
В 1948 году по постановлению Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР были начаты работы по реставрации Крутицкого дворца. Их возглавил выдающийся деятель русской культуры Пётр Дмитриевич Барановский. Реставрационные работы под руководством этого талантливого специалиста продолжались более тридцати лет. Благодаря П.Д. Барановскому подворью был возвращён его исторический облик.
Однако, несмотря на проводимую реставрацию, церковная жизнь Крутиц замерла. Так продолжалось десятилетия. В 1966 году Крутицкий дворец был признан объектом, подлежащим музейному использованию. В 1980-х годах в соборе находились экспериментальные специальные научно-реставрационные производственные мастерские Общества охраны памятников (ВООПИиК). В июле 1982 года территория подворья была передана в аренду ГИМу. В верхнем и нижнем храмах разместился склад экспонатов. Некоторые помещения митрополичьих покоев предназначались для организации выставок. При всём том значительная часть подворья использовалась военным ведомством. Вплоть до начала 1996 года здесь находилась Московская гарнизонная гауптвахта. Известно, что после смерти Сталина в 1953 году в течение суток в Крутицких казематах содержался под стражей Л.П. Берия.
В 1971 году была начата реставрация подклета и подвала Воскресенской церкви. Работы затянулись на долгие годы. К началу 1980-х гг. были восстановлены абсида храма, частично вычинен нижний ярус. Однако к этому времени оставалось неясным, в каком именно виде следует возрождать архиерейский дворец с церковью. К сожалению, реставраторы отказались от осуществления проекта реставрации Н.Д. Струкова, составленного ещё в 1904 году.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
В 1991 году Крутицкое подворье было передано Русской Православной Церкви, и здесь разместилось Всецерковное православное молодёжное движение (ВПМД). Возрождение духовной жизни Крутицкого Подворья началось с открытия храма Воскресения словущего на Крутицах. Накануне празднования Святой Пасхи – 23 апреля 1992 года – в храме было совершено первое после перерыва в несколько веков богослужение. Начались интенсивные восстановительные работы, и уже на следующую Пасху – 18 апреля 1993 года – первая служба была совершена в нижнем храме Петра и Павла.
По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II подворью был придан статус Патриаршего. В этом проявилась особенная забота московской епархиальной власти о возрождении уникального памятника истории и культуры Москвы. Первым настоятелем подворья был назначен протоиерей Валентин Чаплин. После передачи Воскресенского храма Московской Патриархии здесь продолжались интенсивные реставрационные работы, начатые ещё Государственным Историческим музеем. Над крышей храма появилась изящная луковичная главка, увенчанная крестом.
В ходе работ по расчистке живописи в храме Петра и Павла, осуществлявшихся под руководством художника-реставратора В.Л. Лагутина, было удалено несколько слоев извести и масляной краски. Реставрация позволила восстановить роспись конца XIX столетия. На восточной стене в трапезной части художниками В.А. Мугрузиным и А.М. Золотаревым написаны фигуры двух ангелов, держащих Св.Чашу, а на западной стене, прямо над выходной дверью, – образ Покрова Пресвятой Богородицы. В арке около иконостаса этими же художниками написаны фигуры св. Архангелов Михаила и Гавриила.
Решением Архиерейского Собора 1997 года было постановлено превратить Крутицкое Подворье в образцовый молодёжный центр Русской Православной Церкви. Впоследствии на территории подворья стал работать Отдел по делам молодёжи Московской Патриархии.
Словами благодарности мы вспоминаем сегодня священнослужителей, чьими молитвами и трудами возрождалось Крутицкое подворье после его возвращения Русской Православной Церкви. Среди них: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, епископ Люберецкий Серафим, протоиерей Валентин Чаплин, протоиерей Сергий Шастин, священник Роман Зайцев.
СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ
В настоящее время на Крутицком подворье регулярно совершаются богослужения – Успенский собор открыт ежедневно. Заканчивается реставрация храма Петра и Павла – в скором времени он также станет местом молитвы. За последние два десятилетия на подворье сложился прекрасный церковный хор.
Отличительной особенностью жизни Крутицкого подворья стало, что он по-прежнему является координационным центром по работе с православной молодёжью. Благодаря работе Отдела по делам молодёжи Московской Патриархии на подворье регулярно проходят благотворительные, просветительские и военно-патриотические акции, действует волонтёрское движение.
На территории Крутицкого патриаршего подворья находится шесть памятников истории и архитектуры федерального значения.
Адрес: Москва, ул. Крутицкая, дом 11, 13. (ст. м. Пролетарская).