фото: dialogorg.ru
Высокий стиль. Первые московские небоскребы. Обязаны они своим появлением Иосифу Сталину. В послевоенной Москве собирались построить восемь высоток — по одной на каждые сто лет существования столицы. Возводили величественные здания по случаю 800-летия города.
Одну из них так и не построили — в районе Зарядья. Не воплотился в жизнь и самый масштабный проект: эпохальный Дворец Советов, ради которого снесли храм Христа Спасителя. Помешала смерть главного вдохновителя, и проект так и остался на бумаге.
Московские высотки
МГУ на тогда еще Ленинских горах, гостиницы «Украина» и «Ленинградская», жилые дома на Котельнической набережной и Кудринской площади и здание МИД — Министерства иностранных дел. Высотка с представительскими функциями на Смоленской-Сенной — единственная из семи без пятиконечной звезды на шпиле. Да и сам шпиль по первоначальному плану предусмотрен не был. По легенде, дорисовать его распорядился лично Сталин, утверждая проект Владимира Гельфрейха и Михаила Минкуса. Но поскольку конструкция уже была полностью просчитана, элемент сделали «бутафорским», из облегченных материалов. И здание МИД так и осталось без звезды.
Заложены были все здания в один день — 800-летия Москвы в 1947 году. На праздничный митинг собрали трудящихся. Архитектурная общественность событие особым вниманием не удостоила. Еще не забылась участь Дворца Советов. Гигантскую стройку остановили в начале войны. Новый проект был столь масштабный, что профессионалы усомнились, что высотки достроят из-за разрухи послевоенного времени. Почему именно дорогостоящие высотные здания, когда вся страна еще не оправилась от тягот войны? Предположений много. От приверженности Сталина к готике до равнения в строительстве на Америку, которая начала строить небоскребы уже в конце ХIХ века. А Москва — столица сверхдержавы, победившей в войне, — все еще оставалась малоэтажной. Именно в те годы положено начало индустриальному строительству. Но рабочей силы не хватало. И к строительству привлекли заключенных. Работали на стройке в Котельниках.
«Только один час проходит между закладкой памятника основателю Москвы Юрию Долгорукому и закладкой многоэтажных зданий. Но вся душа советской страны проходит перед нами в течение этого часа: далекое прошлое Руси, воин на коне, в шлеме и кольчуге, указывающий рукою вниз: «Здесь быть Москве», — и гигантские, многоэтажные дома, построенные по последнему слову техники». (Журнал «Огонек», №37, 1947 г.)
Здание МИД
Самым высокотехнологичным для того времени было здание МИД. По количеству инженерных и технических решений, примененных впервые, с ним не может сравниться ни одна из высоток. Сама организация строительных работ была в новинку: дом строили сверху вниз. За 110 дней на всю высоту возвели металлический каркас, а уж затем его бетонировали, опять же начиная с верхнего этажа. Опускаясь по мере застывания бетона к фундаменту.
27 этажей общей высотой 172 метра строили пять лет. В здании площадью 65 тысяч квадратных метров около 2 тысяч помещений. Установлено небывалое по тем временам количество лифтов — 28, причем больше половины из них скоростные. Четыре эскалатора ведут из вестибюля в подземный гардероб. И, конечно, современный дворец в стиле «советского ар-деко» получил богатую отделку: мрамор, гранит, витражи, решетки из латуни, карельская береза и бархат.
По мере того как в историческом центре Москвы вырастала махина, архитекторам стало очевидно — взгляду не хватает простора. Так родилась идея новой площади. От подножия высотки до Москвы-реки. Расширения потребовала Смоленская улица, и специально «для поддержки» высотки в 70-х годах ХХ века построили две башни-гостиницы «Белград» и «Золотое кольцо». Так новое здание полностью изменило вид парадного въезда в московский центр, с Бородинского моста и Смоленской улицы. Впрочем, масштабность проекта — целый градостроительный ансамбль, сразу семь зданий в одном стиле, обеспечили Москве совсем другой вид. Это был первый шаг к мегаполису.
АДРЕС: Смоленская-Сенная пл., 32/34 (ст. м. Смоленская)