https://sun9-47.userapi.com/impg/eP6g4arRWJJfbOnFK9Suq8xjU0AO16-oJVWRAw/72N1WSISDBw.jpg?size=1280x854&quality=96&sign=9616f62e5b5baeb2cb28da48966be5f4&type=album

Отсюда вновь будут отправляться прогулочные суда и круизные теплоходы, а в перспективе вокзал станет станцией регулярного речного пассажирского маршрута.

Южный речной вокзал открылся после реконструкции. Торжественное открытие приурочили к началу пассажирской навигации на Москве-реке.

«Не так давно отреставрировали Северный речной вокзал, который находился в руинированном состоянии очень много лет. Теперь это, конечно, одна из самых привлекательных точек Москвы. И парк, который к нему прилегает, набережная. Организовано судоходство. Дошла очередь до Южного порта, где 20 лет ничего не было. Его полностью реконструировали, очистили акваторию, сделали хорошую набережную, пешеходные маршруты, благоустроили территорию. В этом году начнется навигация. Отсюда будут уходить круизные лайнеры в 30 городов России. Таким образом, Москва восстановила оба своих порта — Северный и Южный, по-настоящему стала столицей — портом пяти морей», — подчеркнул Сергей Собянин.

Южный речной вокзал расположен в районе Нагатинский Затон (проспект Андропова, дом 11, корпус 2) рядом с парком развлечений «Остров мечты». Здание вокзала построили в 1985 году по проекту Юрия Когана в стиле позднего советского модернизма. Согласно замыслу архитектора, строение напоминает многопалубный теплоход. Однако по своему прямому назначению вокзал работал сравнительно недолго. В 2000-е на его территории открылась ярмарка детских товаров и авторынок. Здание не соответствовало современным нормативам и постепенно пришло в аварийное состояние.

Исторический облик и современное оснащение
В 2021 году Сергей Собянин принял решение о проведении масштабной реконструкции, чтобы вернуть первоначальный исторический облик и основную транспортную функцию Южному речному вокзалу как одному из ключевых объектов навигации на Москве-реке. Во время работ были усилены несущие конструкции здания, применена технология внешнего армирования, что позволило в кратчайшие сроки укрепить и увеличить несущую способность. Благодаря этой технологии увеличился межремонтный период и срок службы основных элементов здания.

Эксплуатируемая кровля выполнена из оклеенного гидроизоляционного материала для прочной тротуарной плитки. Лестницы выложены гранитом, а внутри здания сохранен оригинальный фрагмент кирпичной стены 1985 года. Кроме того, специалисты обновили и воссоздали узнаваемые декоративные элементы: надпись «Москва», 14-метровый шпиль, компас и скульптуры, символизирующие пять морей, с которыми связана столица, — Черное, Азовское, Балтийское, Каспийское и Белое.

Высота каждой скульптуры — 3,5 метра. Они представляют собой художественные реплики. Их изготовили с помощью 3D-сканирования сначала из пенопласта, затем из силикона, а после из стеклопластика — современного огнестойкого материала. Воссозданные скульптуры практически не отличаются от оригинальных. В реконструкции участвовал их автор, который помог восстановить фигуры по оригинальным чертежам. При этом они весят почти в 12 раз меньше — 300 килограммов вместо прежних 3,5 тонны.

Новый шпиль изготовлен из стали и алюминия. Его вес — 4650 килограммов. На фасаде установлены современные электронные часы. Они прямоугольные и при необходимости могут служить экраном для демонстрации различной информации.

Архитектурно-художественное оформление вокзала отсылает к путешествиям по реке — тема обыгрывается в световых решениях, мебели и отделочных материалах. К примеру, козырек у входа в вокзал выполнен из неровной нержавеющей стали, создающей эффект волны. Тему поддерживает освещение: лампы со струящимся светом на фасаде подчеркивают и визуально выделяют архитектурные элементы, а панорамные окна с видом на набережную пропускают максимум света в помещение.

В помещениях создана безбарьерная среда — для маломобильных пассажиров установлены лифты.

Проект реконструкции вокзала также предусматривал обновление инженерных коммуникаций (сетей электро-, тепло- и водоснабжения, дождевой канализации, системы вентиляции и кондиционирования). Особое внимание уделили электроснабжению — систему модернизировали так, чтобы обеспечить электроэнергией не только главное здание, но и зарядные станции для электромобилей и электрических судов.

Для оформления общественных зон Южного речного вокзала выбрали монументальное искусство с характерными чертами советского модернизма — эпохи проектирования вокзала. Специально для вокзала современные российские художники создали 10 уникальных арт-объектов. Пассажиры также смогут увидеть исторические фотографии.

Для пассажиров и гостей в обновленном здании Южного речного вокзала будет работать зал ожидания, оборудованный гардеробом и санузлами, ресторан и кафе, рассчитанные на 80 мест, кассы и стойка информации, офисы туроператоров, смотровая площадка на крыше и зона отдыха с шезлонгами площадью более 1000 квадратных метров, с которой открывается панорамный вид на Москву-реку и парк развлечений «Остров мечты». Кроме того, откроется многофункциональный медиазал и зал для проведения мероприятий (презентаций, конференций, камерных концертов), а также регулярно обновляемая выставка Музея транспорта Москвы. Его первая экспозиция посвящена истории городского речного транспорта.

Южный речной вокзал соответствует всем требованиям, которые предъявляются к транспортным сооружениям такого типа, рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Гости могут получить здесь всю необходимую информацию о круизах, причем не только по Москве, но и по всей России.

Благоустройство: место для отдыха и удобные проезды
Помимо реконструкции здания вокзала, в 2023 году было проведено комплексное благоустройство набережной Южного речного вокзала протяженностью 150 метров, а также выполнены работы по ремонту причальной стенки длиной 500 метров, очистке и углублению швартовой зоны.

Пять причалов смогут принимать суда разного класса — от небольших прогулочных трамвайчиков до круизных теплоходов. Комфортную и безопасную посадку и высадку пассажиров обеспечат четыре пассажирских павильона, рядом с которыми разместят информационные стелы с расписанием движения судов.

Вдоль набережной обустроили комфортную зону отдыха. Расположившись на удобных лавочках, горожане смогут любоваться живописным видом на Москву-реку. Устаревшее леерное ограждение заменили современным, установили 25 малых архитектурных форм. Пешеходную зону замостили гранитной плиткой, организовали удобные проезды и подъезды к зданию вокзала. Кроме того, оборудовали специальную остановку для туристических автобусов. В дальнейшем будут организованы парковки для велосипедов и самокатов, а на втором этапе работ сделают стоянки для личного транспорта.

Напротив вокзала разместили автобусную остановку. Со стороны парка развлечений «Остров мечты» обустроили регулируемый пешеходный переход через Проектируемый проезд № 4062, ведущий к главному входу в здание вокзала. На площади перед зданием Южного речного вокзала выполнили работы по гранитному мощению, установили современные фонари, высадили деревья. Полностью завершить работы по созданию зоны отдыха и ожидания с удобными лавочками, зелеными насаждениями и цветниками планируется к сентябрю 2023 года.

Речные круизы по 30 городам
В 2023 году с Южного речного вокзала можно отправиться в круизы по 30 городам России. Круизные речные суда будут ходить по направлениям на Рязань, Муром, Касимов, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Уфу и другим городам.

Первый круизный теплоход «Свирский» придет на Южный речной вокзал в пятницу, 5 мая, из Нижнего Новгорода. После технической паузы он отправится в новый круиз, на этот раз по есенинским местам — в село Константиново Рязанской области. Помимо этого, в 2023 году откроются два первых маршрута речного электрического транспорта (Киевский — Парк «Фили» и Автозаводский мост — Печатники), у одного из которых будет остановка на Южном речном вокзале. Пассажиров будут брать на борт современные электросуда. Ожидается, что за сезон навигации 2023 года Южный речной вокзал примет более 300 тысяч посетителей, а около 18 тысяч пассажиров отправятся отсюда в круизы.

Добраться до Южного речного вокзала можно с помощью станции метро «Технопарк» (сейчас она временно закрыта, от станций «Автозаводская» и «Орехово» следуют автобусы КМ1), далее пешком через парк развлечений «Остров мечты». Также у Южного речного вокзала делают остановку автобусы маршрута № 831, следующие от станций метро «Кожуховская» и МЦК ЗИЛ. Интервал движения составляет три — шесть минут. На маршруте работает шесть современных автобусов большого класса. В перспективе в пяти минутах ходьбы от вокзала откроется станция «Остров мечты» Бирюлевской линии метро.

Выставочное пространство Музея транспорта Москвы
Как и на Северном речном вокзале, в здании Южного речного вокзала открыто выставочное пространство Музея транспорта Москвы.

На выставке в хронологическом порядке представлены ключевые события истории освоения Москвы-реки — от сооружения водоотводного канала в XVIII веке до появления электрических водных судов в XXI веке. Посетители смогут увидеть модели судов, уникальные фотографии, чертежи и видеохронику из государственных и частных архивов. Выставка будет работать в течение года.

Первая экспозиция, посвященная истории городского речного транспорта, включает пять разделов:

— «Речной транспорт как новый способ проведения досуга» (1775–1917 годы). Посетители могут познакомиться с историей создания первых гидротехнических сооружений на Москве-реке и судостроительных предприятий, а также узнать о развитии пароходства — начале регулярных пассажирских перевозок, которые в то время воспринимались как диковинное развлечение;

— «Формирование культуры речных пассажирских перевозок» (1917–1941 годы). Эта часть экспозиции рассказывает о первых речных трамваях, развитии портовой механизации, московской верфи и судостроительного завода, строительстве речных вокзалов и канала Москва — Волга;

— «Южный речной вокзал — центр эвакуации и снабжения Москвы в годы Великой Отечественной войны» (1941–1945 годы). В годы Великой Отечественной войны Южный речной вокзал играл роль центра эвакуации и снабжения Москвы, а столичные речные трамваи участвовали в обороне Сталинграда;

— «Нагатино — центр столичного судостроения» (1945–2006 годы). В этом разделе выставки посетители узнают о том, как в 1947 году был спущен на воду прогулочный речной теплоход «Москвич», как в 1957 году теплоход «Ракета», разработанный Ростиславом Алексеевым, открывал парад судов на Фестивале молодежи и студентов, а также о теплоходах «Заря» и «Москва», долгие годы ходивших по всему СССР;

— «Возрождение столичного речного транспорта / Суда сюда!» (2017 год). В этом разделе рассказывается о современной эпохе развития речной транспортной инфраструктуры.

История вопроса
От старинных автобусов до аэротакси: какие проекты представит в этом году Музей транспорта Москвы
О водном пассажирском транспорте Москвы
Культура речных пассажирских перевозок начала формироваться на Москве-реке в 1930-е годы. Первые речные трамвайчики появились в городе в 1931 году. Уже к 1933 году по Москве-реке ходило более 50 судов, которые пользовались популярностью у горожан.

15 июля 1937 года вместе с каналом Москва — Волга было открыто два речных вокзала: Южный на Варшавском шоссе и Северный на Химкинском водохранилище. В их облике в наибольшей степени проявился архитектурный образ речных сооружений. В период с 1937 по 1941 год объем внутригородских речных пассажирских перевозок увеличился до четырех — пяти миллионов человек за сезон навигации.

В дальнейшем речной флот в столице работал как полноценный общественный транспорт, но в 1990-е годы он постепенно начал приходить в упадок. В 2006-м после отмены городского субсидирования водный транспорт в Москве перестал играть роль общественного. Рейсовые маршруты, по которым осуществлялись пассажирские перевозки, были закрыты. Одновременно перестали работать по прямому назначению Северный и Южный речные вокзалы, здания которых находились в аварийном состоянии.

Возрождение речного транспорта началось в последнее десятилетие. В 2020 году после масштабной реставрации был открыт Северный речной вокзал, в 2023-м завершена комплексная реконструкция Южного речного вокзала. В прошлом сезоне по Москве-реке ежедневно ходило около 50 судов частных компаний, перевозивших пассажиров по экскурсионно-прогулочным маршрутам. В этом году будут сформированы новые маршруты, в том числе от Южного речного вокзала, что увеличит количество судов.

По словам Максима Ликсутова, планируется, что в этом году речным транспортом в Москве воспользуются более трех миллионов человек — на 30 процентов больше, чем в 2022-м.

«Видим огромный интерес внутренних туристов, граждан Российской Федерации к речным поездкам. Уверен, что Южный речной вокзал займет достойное место в этой системе круизов не только среди москвичей, но и тех, кто прибывает в Москву из других регионов России», — отметил заммэра.
В планах Правительства Москвы — возродить в столице регулярный речной городской транспорт. Для этого город совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» провел аналитическую работу и определил несколько перспективных маршрутов. Два первых (Киевский — Парк «Фили» и Автозаводский мост — Печатники) откроются в 2023 году. На них будут работать исключительно электросуда, разработанные по заказу Правительства Москвы.