фото: vedtver.ru
Служба Гостехнадзора была организована постановлением ЦК КПСС Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации МТС» от 18 апреля 1958 года № 425. Создание Гостехнадзора неразрывно связано с возникновением права собственности у сельхозпроизводителей на технику и своими корнями уходит в далекий 1958 год, когда было принято решение о ликвидации МТС (машинно-тракторных станций) и передаче машин колхозам. Этим документом введена должность государственных технических инспекторов в системе РТС (ремонтно-технических станций), пришедших на смену МТС. В их задачу входило осуществление контроля и оказания помощи колхозам в вопросах технической эксплуатации машинно-тракторного парка. С образованием в феврале 1961 года Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника», служба технического надзора передана этой организации. и Государственный технический инспектор входил в состав районного объединения «Сельхозтехника». Он 2 раза в год проводил технический осмотр машинно-тракторного парка, проверял ход и качество ремонта, хранение техники, нефтепродуктов, запасных частей. При списании машин и оборудования требовалось заключение инспектора о техническом состоянии объекта. Кроме этого, он участвовал в комиссии по проверке знаний и практических навыков механизаторов, прошедших курсы по подготовке и переподготовке трактористов, комбайнеров, принимал экзамены у трактористов по правилам уличного движения и выдавал им разрешения на допуск к управлению тракторами. Инспектор имел право за грубые нарушения правил технической эксплуатации и правил техники безопасности изымать у механизаторов удостоверение, на должностных лиц, непосредственно отвечающих за техническое состояние машинно-тракторного парка, накладывать денежный начет в размере до 10 рублей.
Постановлением Совета Министров СССР от 23.11.1975 года группы инженеров-инспекторов были преобразованы в районные инспекции Госсельтехнадзора, при управлениях сельского хозяйства, с одновременным подчинением областным инспекциям, а так же была введена должность - главный государственный инженер - инспектор Госсельтехнадзора района. С одновременным введением дополнительных функций: надзор за соблюдением правил транспортировки, хранения и расходования нефтепродуктов, порядка устранения недостатков в гарантийный период эксплуатации техники, качеством ремонта и технического обслуживания в организациях и на предприятиях «Сельхозтехника».
Управление сельского хозяйства постоянно реорганизовывалось, то в районное агропромышленное объединение, то вновь в управление сельского хозяйства, соответственно происходило и переподчинение инспекции Госсельтехнадзора. В период существования Агропрома (1986-1989) на инженеров инспекторов возложили обязанности по регистрации тракторов кооператоров и находящихся в личной собственности граждан.
После распада СССР, согласно постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 года № 1291 районная инспекция Госсельтехнадзора преобразована в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и вводится должность начальника инспекции Гостехнадзора при управлении сельского хозяйства, с одновременным подчинением областной инспекции Гостехнадзора. Но порядок надзора вышел за пределы АПК, основой работы инженеров – инспекторов стало исполнение надзорных функций за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности. Дополнительно расширены и функции надзора: регистрация техники и годовой технический осмотр, регистрация залога зарегистрированных машин, участие в комиссиях по рассмотрению претензий по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники и многое другое. На основании Закона 20-ФЗ от 20.01.1997 года инженеры – инспекторы получили право на составление протоколов и наложение административных наказаний.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 года №141 Государственные инспекции Гостехнадзора реорганизуются в самостоятельные юридические лица. Государственная инспекция Гостехнадзора Кировской области организована 01.01.1999 года как юридическое лицо и структурное подразделение Администрации Кировской области. В нее вошли и все районные инспекции.
Основная задача инспекции - осуществление государственного надзора за техническим состоянием .тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования, в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией.
Кроме выполнения надзорных функций инженеры-инспекторы осуществляют:
• регистрацию поднадзорной техники и выдачу на них государственных регистрационных знаков;
• проведение периодических государственных технических осмотров;
• прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдачу удостоверений тракториста-машиниста (тракториста);
• обследование учебных заведений для дальнейшего рассмотрения вопроса аккредитации и получения лицензии на право подготовки трактористов-машинистов;
• оценку технического состояния и определение остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования;
• участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев поднадзорных машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники;
• контроль за исполнением владельцами машин обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
• администрирование поступлений в бюджеты госпошлины, сборов и штрафов Гостехнадзора;
• контроль и передача данных о зарегистрированных машинах и их владельцах в налоговые органы;
• производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.