фото: auction.ru
Эмма Анатольевна Попова (1928—2001) — советская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1971).
Биография
Эмма Попова родилась на Кубани. В 1947 году, в одно время с Зинаидой Шарко, поступила на актёрский факультет Ленинградского театрального института, в мастерскую Б. В. Зона. Опытного педагога, воспитавшего немало замечательных актрис, уже в те годы восхищала интуиция Поповой: «Не ты играешь — в тебе играет». Окончила институт в 1951 году.
В институте Эмма Попова вышла замуж за своего однокурсника — актёра и режиссёра Наума Бирмана У них родился сын — Анатолий Попов, ставший тоже актёром. Вторым её мужем стал драматург и сценарист Александр Гладков. Овдовев в 1976 году, больше актриса замуж не выходила.
Умерла 3 ноября 2001 года в Доме ветеранов сцены в Санкт-Петербурге; похоронена на Волковском кладбище.
В Театре имени Комиссаржевской
В 1953—1962 годах Эмма Попова выступала на сцене Ленинградского театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Её дебют в роли Лизы в водевиле Д. Т. Ленского «Лев Гурыч Синичкин» остался незамеченным критикой. О Поповой заговорили после сыгранной ею в том же 1953 году Тины Наморадзе в «Стрекозе» М. Бараташвили. Со второй половины 1950-х годов она была уже ведущей актрисой театра; играя как характерные роли ( донья Хуана в пьесе Тирсо де Молина «Дон Хиль Зелёные штаны» и Анита в «Пятой колонне» Э. Хемингуэя), так и лирических героинь (Айтэн в пьесе Н. Хикмета «Первый день праздника», Варю в «Дикарке» А. Островского), нередко противопоставляя режиссёрскому замыслу собственную интуицию. «И с каждой новой ролью, — отмечала критик В. Иванова, — „процент драматизма“ в работах молодой актрисы неуклонно повышался», — даже в комических ролях. „Процента драматизма“ актриса достигла в роли Лизы Протасовой в пьесе А. М. Горького «Дети солнца», где её героиня, по словам критика, «все беды страдающего мира пропускала сквозь собственное сердце, испытывала стыд за чужие грехи, боль за чужую вину» и, в конце концов, лишалась рассудка, не в силах вынести эту тяжесть.
В Театре имени Комиссаржевской Попова репетировала Офелию в «Гамлете», но спектакль не был выпущен. Одной из самых запомнинающихся ролей, наряду с Лизой Протасовой, стала трагическая Вероника в спектакле «Вечно живые» по пьесе В. Розова. По словам В. Ивановой, Вероника Поповой «поразила и запомнилась больше, чем все остальные исполнительницы этой роли», её не заслонила даже популярность Татьяны Самойловой, сыгравшей эту роль в знаменитом фильме М. Калатозова.
В Большом драматическом
В облике Поповой многие отмечали внешнее сходство с Верой Комиссаржевской, и в Театре им. Комиссаржевской ей отнюдь не случайно поручали роли, некогда сыгранные «чайкой русской сцены» (Лизу Протасову, Варю в «Дикарке»). В одном из интервью она призналась: «Работая в театре, носящем имя великой актрисы, я, естественно, находилась под влиянием этой незаурядной личности, этого огромного трагического таланта. Я даже стала подражать её игре — в меру отпущенных мне сил и способностей. Но потом я почувствовала, что это увлечение — почти фанатическое — начинает подавлять моё актёрское „я“, и меня настиг душевный кризис». Актриса решила навсегда покинуть сцену; но случилось так, что именно в этот момент Георгий Товстоногов пригласил её в Большой драматический театр им. Горького.
На сцене БДТ Попова дебютировала в феврале 1963 года в роли Ксении Ивановны в «Палате» С. Алёшина и очень скоро стала одной из «звёзд» товстоноговской труппы, одной из «главных» её актрис. Среди лучших ролей, сыгранных, по определению критика, так, «словно их никто до неё не играл», — Анна в «Варварах» А. М. Горького, Ирина в чеховских «Трёх сёстрах», Татьяна в «Мещанах» (вместе с режиссёром-постановщиком Г. Товстоноговым и исполнителем роли Бессеменова Евгением Лебедевым была удостоена Государственной премии СССР). «Беспокойная старость» Л. Рахманова выдержала на сцене БДТ около 200 представлений ещё и потому, что зрители шли прежде всего на блестящий актёрский дуэт — Сергея Юрского (Полежаева) и Эмму Попову (Марию Львовну). Сыгранную Поповой роль Марии Павловны в этом спектакле А. Свободин назвал «одной из самых тихих, но и самых блистательных удач» актрисы.
Сергей Юрский о своей партнёрше по многим спектаклям впоследствии писал: «Те, кто с ней играл, те, кто с ней общался на площадке, знают то, чего никогда не узнают зрители… Партнерам взаимодействовать с этим абсолютом было не просто легко, а возникало ощущение, что тебя подняло, ты находишься на ковре-самолете — и все мы разговариваем уже на совершенно другом уровне». Он же отмечал странную особенность актёрской природы Поповой: «Эмма, которая гениально играла интеллигенток и аристократок, была, всегда оставалась и остаётся простой казачкой, которая говорит „гекая“ и иначе не может. Куда это девалось на сцене — непонятно, почему возвращалось в жизни — тоже непонятно».
Поповой, актрисе редкого трагического темперамента, большой актёрский диапазон, по свидетельству Р. Беньяш, позволял не терять непосредственности даже в ролях, заострённых до гротеска, и, наряду с хрупкой Ириной в «Трёх сёстрах», с блеском исполнять и острохарактерную роль Веры Сергеевны в сатирической комедии Василия Шукшина «Энергичные люди». Среди лучших её ролей на сцене БДТ — Мадлена Бежар в булгаковском «Мольере», Мурзавецкая и Турусина в комедиях А. Н. Островского «Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты».
Неудачей Поповой критики считали роль Настасьи Филипповны, которую она играла поочерёдно с Татьяной Дорониной во второй редакции легендарного товстоноговского «Идиота» в недолгое время существования этого спектакля (возобновлён специально для зарубежных гастролей). Актрисе, которой всякая роль была интересна прежде всего становлением и развитием характера, героиня Ф. Достоевского, «человек с непредвиденным поведением», оказалась совершенно чужда. Для себя объяснение этого характера Попова смогла найти лишь в озлоблении и жажде мести, всем и вся, — что, однако, противоречило замыслу Достоевского.
Последней театральной работой Поповой стала Квашня в пьесе М. Горького «На дне» — последнем спектакле Георгия Товстоногова. После его смерти в 1989 году актриса покинула сцену. В течение ряда лет вела актёрский курс в Институте театра, музыки и кинематографии.
Кино и телевидение
Попова много работала на телевидении, сыграв в том числе и Веру Комиссаржескую в телеспектакле «Чайка русской сцены». В кино снималась мало, отдавая предпочтение театру. Дебютировала в 1957 году в главной женской роли в фильме Михаила Дубсона «Шторм», где впервые встретилась с Евгением Лебедевым, своим будущим партнёром по многим спектаклям БДТ. Критики особо отмечали Юлию Дмитриевну в «Поезде милосердия» — образ, который исключал обаяние. По этой причине режиссёр фильма Искандер Хамраев долго не отваживался предложить эту роль Поповой, но чуждую кокетства актрису привлекла именно она.
Творчество
Театральные работы
Ленинградский драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской
1953 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского — Лиза (ввод)
1953 — «Не всё коту масленица» А. Н. Островского — Агния (ввод)
1953 — «Шельменко-денщик» — Мотря (ввод)
1953 — «Стрекоза» М. Бараташвили — Тина Наморадзе
1955 — «Дон Хиль Зеленые штаны» Тирсо де Молина. Постановка В. Андрушкевича и З. Корогодского — донья Хуана
1956 — «Вечно живые» В. Розова — Вероника
1959 — «Цимбелин» — Имогена
«Первый день праздника» Н. Хикмета — Айтэн
«То, что знает каждая женщина» Дж. Барри — Мэгги Шенд
«Пятая колонна» Э. Хемингуэя — Анита
1960 — «Дети солнца» А. М. Горького. Постановка М. Сулимова — Лиза Протасова
1961 — «После свадьбы» Д. Гранина — Тоня
1961 — «Дикарка» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева. Постановка В. Майковского — Варя
Большой драматический театр имени М. Горького
1963 — «Палата» С. Алёшина. Постановка Г. А. Товстоногова, Е. А. Лебедева — Ксения Ивановна
1963 — «Варвары» М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Анна (ввод)
1965 — «Три сестры» А. П. Чехова. Постановка Г. А. Товстоногова — Ирина
1966 — «Мещане» М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Татьяна
1966 — «Ещё раз про любовь» Э. Радзинского. Постановка Ю. Е. Аксёнова — Наташа (ввод)
1966 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому (вторая редакция спектакля). Постановка Г. А. Товстоногова — Настасья Филипповна
1968 — «Счастливые дни несчастливого человека» А. Н. Арбузова. Постановка Ю. Е. Аксёнова — Зимина Нина Павловна
1970 — «Беспокойная старость» Л. Рахманова. Постановка Г. А. Товстоногова— Марья Львовна
1973 — «Мольер» М. А. Булгакова. Постановка С. Ю. Юрского — Мадлена Бежар
1974 — «Энергичные люди» В. М. Шукшина. Постановка Г. А. Товстоногова — Вера Сергеевна
1976 — «Дачники» М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Ольга Алексеевна
1976 — «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой. Постановка С. Ю. Юрского
1980 — «Волки и овцы» А. Н. Островского. Постановка Г. А. Товстоногова — Мурзавецкая
1985 — «Порог» А. Дударева. Постановка Г. Егорова — Мать (ввод)
1985 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского. Постановка Г. А. Товстоногова — Турусина
1987 — «На дне» М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Квашня
Работы на телевидении
1967 — «Чудаки» А. М. Горького (телеспектакль); постановка Юрия Маляцкого
1970 — «Чайка русской сцены» (телеспектакль) — Вера Комиссаржевская
1971 — «Фиеста», по роману Э. Хемингуэя «И восходит солнце» (телеспектакль); постановка Сергея Юрского — Фрэнсис
«Стакан воды» Э. Скриба (телеспектакль) — Королева
«Госпожа министерша» Б. Нушича (телеспектакль)
«Последние» А. М. Горького (телеспектакль) — Софья
«Домик» В. Катаева (телеспектакль)
«Месяц в деревне» И. Тургенева (телеспектакль) — Наталья Петровна
«Смуглая леди сонетов» Б. Шоу (телеспектакль); постановка Александра Белинского — Елизавета
Фильмография
1957 — Шторм — Саша Карцева
1964 — Поезд милосердия — Юлия Дмитриевна
1965 — На одной планете — Надежда Крупская
1968 — Гроза над Белой — Софья Алексеевна Попова
1970 — Поезд в завтрашний день — Надежда Крупская
Награды и звания
- Заслуженная артистка РСФСР (1960)
- Народная артистка РСФСР (1971)
- Государственная премия СССР (1968) — за исполнение роли Татьяны в спектакле «Мещане» Большого драматического театра им. М. Горького.