https://sun9-61.userapi.com/impg/jIU8BROpNdjkJIXEoWdSk5raNhYTorThSr89HQ/CbjSgFMptBs.jpg?size=792x1080&quality=96&sign=3063962f768b9094923836ed51d1674d&type=album
фото: artchive.ru

ДИНГЛИНГЕР (Dinglinger) Иоганн Мельхиор (26.12.1664, Биберах-ан-дер-Рис – 6.3.1731, Дрезден), нем. ювелир, скульптор. Сын ножовщика; в 1680–83 обучался у своего дяди, ювелира Иоганна Георга Шоппера в Ульме; посетил Аугсбург, Нюрнберг и Вену.

Работал гл. обр. в Дрездене (с 1698 придворный ювелир Августа II Сильного), в сотрудничестве со своими братьями – эмальером Георгом Фридрихом (1666–1720) и ювелиром Георгом Кристофом (1668–1746), сыном Иоганном Фридрихом (1702–67), со скульптором Б. Пермозером и др. Выдающийся мастер декоративно-прикладного иск-ва нем. барокко, Д. изготовлял многочисл. сервизы, настольные украшения, табакерки, мелкую пластику и т. д., мастерски сочетал разнообразные технич. приёмы и материалы (драгоценные металлы и камни, слоновая кость, эмаль). Исполнял заказы европ. монархов, в т. ч. Петра I. В произведениях Д. заметен интерес к иск-ву Востока: группа «Двор Аурангзеба» из 165 золотых фигурок с эмалевым покрытием (1707), навеянная совр. Д. описаниями Индии и Вост. Азии и костюмиров. дворцовыми празднествами в Дрездене, предвосхищает ориентализм. В позднем творчестве обращался к образам античности («Obeliscus Augusteus», 1722; имитация камеи в эмальерном портрете Августа II Сильного, ок. 1722). Большинство его произведений хранится в музее декоративного иск-ва «Зелёный свод» в Дрездене [в т. ч. золотой кофейный сервиз (1697–1701), две чаши с Геркулесом, «Алтарь Аписа» (выс. ок. 2 м, 1731, совм. с др.)]. Творчество Д. оказало влияние на мн. мастеров ювелирного иск-ва, в т. ч. фирмы Фаберже.