https://sun9-31.userapi.com/impg/qiLkKHNCT95v3rOjTZhvPKo0cy8MDHsOwZcDoA/B-I-7MK1NQM.jpg?size=760x487&quality=96&sign=d120b0da9c498c560fbdbbac1e0b4ea0&type=album
фото: news.ru

МАО ЦЗЭДУН (26.12.1893, дер. Шаошань, у. Сянтань, пров. Хунань – 9.9.1976, Пекин), кит. гос. и политич. деятель. Из зажиточной крестьянской семьи.

В 1901–1906 обучался в частной начальной школе в дер. Шаошань, в 1910–11 в начальной школе высшей ступени дер. Дуншань у. Сянсян и в средней школе г. Чанша (пров. Хунань). Увлекался революционно-демократич. и либеральными идеями, после начала Синьхайской революции в нояб. 1911 вступил в революц. армию. В 1912–18 обучался в Хунаньской провинциальной средней школе высшей ступени, затем в 4-м и 1-м провинциальных педагогич. училищах г. Чанша. Осенью 1915 вместе с группой демократически настроенных студентов основал в Чанша патриотич. кружок, весной 1918 – просветительское либерально-демократич. об-во «Обновление народа», принявшее участие в реализации программы по отбору кит. молодёжи для учёбы и работы во Франции. В авг. 1918 приехал в Пекин, где работал помощником библиотекаря Пекинского ун-та. Тогда же познакомился с Ли Дачжао и Чэнь Дусю, пробудившими у него интерес к анархизму и большевизму. Весной 1919 вернулся в Чанша, где преподавал историю в одной из начальных школ и продолжал обществ.-политич. деятельность. Издавал журналы «Сянцзянское обозрение» и «Новая Хунань», в которых пропагандировал патриотич., либеральные и демократич. идеи.

После встречи в 1920 в Шанхае с Чэнь Дусю М. Ц. присоединился к коммунистич. движению. В июле 1920 в Чанша открыл первый в Китае кооперативный книжный магазин «Об-во культурной книги» для распространения обществ.-политич. лит-ры, в янв. 1921 там же создал коммунистич. орг-цию и хунаньское отделение Социалистич. союза молодёжи Китая. В 1921 участвовал в 1-м съезде Коммунистической партии Китая (КПК) в Шанхае как представитель хунаньской организации. На первом заседании избран одним из технических секретарей съезда. В 1921–22 организовал Хунаньское отделение Всекитайского рабочего секретариата и руководил забастовочной борьбой рабочих Чанша и др. городов Хунани и зап. Цзянси. С окт. 1921 секретарь новообразованного Хунаньского к-та КПК, с мая 1922 секретарь особого Сянского райкома (назван по реке Сянцзян, протекающей через пров. Хунань), объединившего коммунистов Хунани и зап. Цзянси. Весной 1923 отозван на работу в аппарат ЦИК КПК. На 3-м съезде КПК избран членом и секретарём ЦИК и зав. организационным отделом ЦИК. После съезда, следуя пропагандируемой руководством КПК в соответствии с рекомендациями Коммунистического интернационала (Коминтерна) политике единого антиимпериалистич. фронта (в Китае она предполагала союз КПК с Гоминьданом), вступил в Гоминьдан и как один из руководителей коммунистов в янв. 1924 принял участие в работе его 1-го конгресса; избран кандидатом в чл. ЦИК Гоминьдана. В 1925, находясь в родной деревне в отпуске по болезни, возглавил движение местной крестьянской бедноты. С осени 1925 зав. отделом пропаганды ЦИК Гоминьдана в г. Кантон и редактор гоминьдановского еженедельника «Политика». В янв. 1926 принял участие во 2-м съезде Гоминьдана, на котором переизбран кандидатом в чл. ЦИК Гоминьдана. В марте того же года назначен директором 6-го набора общекитайских курсов крестьянского движения. С начала нояб. 1926 секретарь к-та крестьянского движения ЦИК КПК. В 1927 опубликовал доклад о положении крестьян в пров. Хунань, в котором призвал к радикальным преобразованиям в кит. деревне. Деятельность М. Ц. привлекла внимание ЦК ВКП(б) и Коминтерна. Весной 1927 на 5-м съезде КПК избран кандидатом в чл. ЦК КПК, летом 1927 (после разрыва КПК с Гоминьданом) – кандидатом в чл. Врем. Политбюро ЦК КПК. Активно пропагандировал идею создания коммунистич. армии как главного инструмента завоевания политич. власти, что имело принципиальное значение для формирования стратегии и тактики революц. борьбы в Китае. В сент. 1927 организовал антигоминьдановское восстание в вост. Хунани (см. «Осеннего урожая» восстание), после поражения которого во главе группы повстанцев ушёл в высокогорный район Цзинганшань, где создал первый в Китае «сов. район». Летом 1928 на 6-м съезде КПК заочно избран чл. ЦК КПК, с нояб. 1928 представитель КПК и политкомиссар 4-го корпуса Красной армии Китая (КАК). С янв. 1929 занимался организацией революц. базы (впоследствии Центр. революц. база) в юж. Цзянси и зап. Фуцзяни. С авг. 1930 секретарь фронтового комитета КПК и политкомиссар 1-го фронта КАК. В 1930–33 один из организаторов обороны Центр. революц. базы от вторжений гоминьдановских войск (см. Гражданская война в Китае 1927–37). С сент. 1930 кандидат в чл. Политбюро ЦК КПК, в нояб. 1931 на 1-м Всекитайском съезде советов в г. Жуйцзинь (пров. Цзянси) избран пред. ЦИК и главой Совнаркома новообразованной Кит. Сов. Республики. В янв. 1934 по рекомендации Коминтерна на расширенном пленуме ЦК КПК переведён из кандидатов в чл. Политбюро ЦК КПК. В 1934–35 один из руководителей Северо-западного похода 1934–36 1-го фронта КАК из пров. Цзянси в Пограничный район Шэньси – Ганьсу – Нинся. В янв. 1935 на расширенном совещании Политбюро ЦК КПК в г. Цзуньи (пров. Гуйчжоу) подверг критике левацкие элементы в парт. руководстве и армейском командовании за ошибки, ставшие причиной ряда серьёзных поражений КАК. Был поддержан полевыми командирами и кооптирован в состав Постоянного к-та Политбюро ЦК КПК. После объединения в пров. Ганьсу 1, 2 и 4-го фронтов КАК с дек. 1935 пред. Центр. революционного воен. к-та.

В годы гражд. войны в Китае М. Ц. активно разрабатывал теоретич. вопросы организации революц. борьбы, формирования революц. армии, парт. строительства (в систематизированном виде изложены в работе «Стратегические вопросы революционной войны в Китае», 1936), критиковал авантюризм «ультралевых» сил в КПК, показывая несостоятельность их позиции, в т. ч. с филос. точки зрения («Относительно практики», «Относительно противоречия», обе 1937).

С началом Национально-освободительной войны в Китае против японских захватчиков 1937–45 на заседании Политбюро ЦК КПК в Лочуане (пров. Шэньси) в авг. 1937 М. Ц. сформулировал программу и политич. установки партии на период войны, указав на то, что вооруж. противоборство с Японией неизбежно приобретёт затяжной характер и решающее значение для достижения победы будет иметь использование партизанской тактики и сохранение КПК самостоятельности и инициативы в рамках единого антияпонского фронта; в 1938 эти положения в развёрнутом виде обосновал в работах «Вопросы стратегии партизанской войны против японских захватчиков», «О затяжной войне» и др. В 1939–40 в работах «Китайская революция и Коммунистическая партия Китая», «О новой демократии» и др., опираясь на марксистско-ленинское положение о руководящей роли пролетариата в демократич. преобразованиях, выдвинул концепцию «новодемократической революции» в Китае, сформулировал её политич., экономич. и культурную программу.

В марте 1943 М. Ц. возглавил Политбюро ЦК КПК, в апреле – июне 1945 председательствовал на 7-м съезде КПК, на 1-м пленуме ЦК КПК 7-го созыва избран пред. ЦК, Политбюро и Секретариата ЦК КПК (переизбирался на этот пост на всех последующих съездах КПК, вплоть до своей смерти). Тогда же в устав КПК было внесено положение о том, что «Коммунистическая партия Китая во всей своей работе руководствуется идеями Мао Цзэдуна»; в докладе о новом уставе партии идеи М. Ц. квалифицировались как соединение теории марксизма-ленинизма с практикой кит. революции. 7-й съезд КПК стал важной вехой в формировании культа личности Мао Цзэдуна.

В ходе Народно-освободительной войны в Китае 1946–49 руководимая КПК Народно-освободительная армия Китая нанесла поражение войскам Гоминьдана. М. Ц. принимал непосредств. участие в планировании и проведении ряда крупных боевых операций. После установления контроля над большей частью континентального Китая КПК под рук. М. Ц. взяла в свои руки управление страной. 30.9.1949 М. Ц. был избран пред. Центр. нар. правительства, от имени которого 1.10.1949 провозгласил создание Кит. Нар. Республики (КНР). В дек. 1949 – февр. 1950 находился в СССР, где встречался с И. В. Сталиным и подписал сов.-кит. договор о дружбе, союзе и взаимной помощи и ряд др. соглашений.

М. Ц. сыграл гл. роль в проведении социалистич. преобразований в КНР. В 1950 инициировал кампанию по борьбе с внутр. контрреволюцией, в 1951–52 организовал движение за идеологич. перевоспитание интеллигенции и кампанию против «трёх зол» и «пяти зол», направленную на ограничение частного предпринимательства. В 1951–53 руководил проведением аграрной реформы. Летом 1953 сформулировал генеральную линию партии на строительство социализма сов. образца, которая получила отражение в принятом в октябре того же года ЦК КПК программном документе «Бороться за мобилизацию всех сил для превращения нашей страны в великое социалистическое государство». В сент. 1954 возглавил работу 1-й сессии Всекитайского собрания нар. представителей, на которой была принята Конституция КНР, а М. Ц. избран пред. КНР. В июле 1955 настоятельно рекомендовал ускорить кооперирование с. х-ва КНР (в окт. 1955 инициатива М. Ц. была оформлена в качестве решения 6-го, расширенного пленума ЦК КПК 7-го созыва). В 1955–56 руководил проведением социалистич. преобразований в пром-сти, торговле и аграрном секторе. В апр. 1956 на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК выступил с речью «О десяти важнейших взаимоотношениях», в которой обобщил опыт строительства социализма в Китае и попытался определить путь дальнейших социалистич. преобразований, соответствующий специфич. кит. условиям. В 1956 М. Ц. предложил начать широкую дискуссию с интеллигенцией под лозунгом «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ».

Решения 20-го съезда КПСС, осудившего культ личности И. В. Сталина, и 8-го съезда КПК в сент. 1956, солидаризировавшегося с линией сов. коммунистов и изъявшего из устава положение о руководящей роли «идей Мао Цзэдуна», стимулировали резкое изменение в отношении М. Ц. к КПСС и использованию сов. опыта социалистич. строительства. На 2-м пленуме ЦК КПК 8-го созыва 15.11.1956 он выступил с критикой политики «десталинизации», проводимой в СССР. В речи «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (27.2.1957) выдвинул тезис о сохраняющихся в условиях социализма острых классовых противоречиях, прежде всего между народом и «врагами народа». По его инициативе была развёрнута кампания по «упорядочению стиля», в ходе которой подчёркивалась необходимость обращения к традициям работы и жизни времён гражд. войны, с лета 1957 в КНР начались активные преследования «правых элементов».

В нояб. 1957 М. Ц. возглавил кит. партийно-правительств. делегацию, которая присутствовала на праздновании в СССР 40-й годовщины Окт. революции 1917 и совещании представителей коммунистич. и рабочих партий. От имени КПК он подписал принятые на совещании в Москве документы, а в выступлении формально признал ведущую роль КПСС и Сов. Союза в антиимпериалистич. борьбе. Однако по возвращении на родину он начал постепенно сворачивать курс на сотрудничество с «сов. ревизионистами», полагая, что, двигаясь по специфич. «кит. пути» и используя командные методы, можно в предельно сжатые сроки завершить построение социализма в стране.

В мае 1958 на 2-й сессии 8-го съезда КПК была утверждена новая политич. установка, выражавшаяся в предложенной М. Ц. формуле «напрягая все силы, стремясь вперёд, строить социализм по принципу: больше, быстрее, лучше, экономнее». В КНР развернулось инициированное М. Ц. движение за «большой скачок» в экономике, началось массовое создание «народных коммун». С помощью политики «большого скачка» при опоре на «нар. коммуну» планировалось в течение нескольких лет построить в КНР коммунистич. общество, обогнать СССР и вывести Китай в разряд ведущих индустриальных держав мира. Однако уже первые месяцы политики «большого скачка» показали её несостоятельность. В окт. 1958 – апр. 1959 М. Ц. инициировал внесение некоторых корректив в избранный курс, однако настоял на его продолжении. 27.4.1959 на 1-й сессии Всекитайского собрания нар. представителей 2-го созыва сложил с себя обязанности пред. КНР, заявив о намерении целиком сосредоточиться на парт. работе. В июле – авг. 1959 возглавил борьбу против критиков политики «большого скачка» во главе с Пэн Дэхуаем, обвинённых в «правом уклонизме» и намерении захватить руководство партией. Упорство М. Ц. в проведении курса на ускоренную индустриализацию имело для КНР в нач. 1960-х гг. исключительно тяжёлые последствия, вызвало голод и массовую гибель населения страны.

В статье, посвящённой 90-летию со дня рождения В. И. Ленина, подготовленной руководством КПК по согласованию с М. Ц., 16.4.1960 были подвергнуты критике «ревизионистские тенденции» в политике КПСС и руководства СССР. Она дала старт открытой антисоветской кампании в КНР под лозунгом борьбы против «сов. гегемонизма и великодержавного шовинизма», которая привела к практически полному свёртыванию сов.-кит. сотрудничества во всех сферах и воен.-политич. конфронтации между КНР и СССР. В нач. 1960-х гг. М. Ц. провозгласил КНР «центром мировой революции», выступив тем самым с претензией на лидерство в междунар. коммунистич. и нац.-освободит. движении, выдвинул лозунги искусств. «ускорения» революц. процесса в странах Азии, Африки и Лат. Америки, развязывания «народных войн китайского типа» и отказа от политики мирного сосуществования.

Осенью 1962 М. Ц. инициировал проведение кампании «социалистич. воспитания», лозунг которой гласил: «Бороться против внешнего ревизионизма, не допускать внутреннего ревизионизма». Целью кампании (её проведение было одобрено 20.5.1963 решением ЦК КПК) являлся окончат. разгром «ревизионистов» в гос. и парт. руководстве и «воспитание революц. наследников». В последующие годы эта кампания переросла в «культурную революцию» 1966–1976, имевшую для КНР очень тяжёлые последствия. Инициированная и направляемая непосредственно М. Ц., она имела целью не в последнюю очередь утвердить его непререкаемый авторитет в вопросах гос. и парт. строительства, идеологии, окончательно устранить на всех уровнях власти в КНР сторонников решений 8-го съезда КПК. К кон. 1960-х гг. эти задачи во многом были решены. В апр. 1969 9-й съезд КПК одобрил политику «культурной революции» и вновь провозгласил идеологич. основой партии «идеи Мао Цзэдуна». Культ личности М. Ц., силой насаждавшийся хунвэйбинами и цзаофанями, которые пользовались его поддержкой, в этот период достиг в КНР своего апогея.

На рубеже 1960–70-х гг. в условиях конфликта с СССР М. Ц. выступил инициатором нормализации отношений Китая с США и ведущими капиталистич. странами. Сотрудничество с ними М. Ц. рассматривал в качестве важного инструмента модернизации нац. экономики и вооруж. сил. Для обоснования нового внешнеполитич. курса он выдвинул т. н. концепцию трёх миров («империалистич. сверхдержавы» СССР и США – «первый мир», развитые государства Европы и Азии – «второй», развивающиеся страны, включая Китай, – «третий») и лозунг создания «единого фронта» «второго» и «третьего миров» для противодействия «гегемонистским устремлениям» сверхдержав, прежде всего СССР. В 1971 он санкционировал преследование своего «официального преемника» Линь Бяо, которому были инкриминированы подготовка гос. переворота и убийства М. Ц., после чего развернул две политико-идеологич. кампании по его критике.

В последние годы жизни М. Ц. страдал лёгочно-сердечной недостаточностью и боковым амиотрофич. склерозом. В руководстве парт. и гос. делами ему оказывала большую помощь супруга Цзян Цин, вокруг которой в 1973–76 сформировалась левацкая группировка выдвиженцев «культурной революции» (см. «Четырёх» группа). Эта группировка пользовалась поддержкой М. Ц. и в свою очередь оказывала на него серьёзное влияние. Одним из последних политич. решений, принятых М. Ц. под влиянием Цзян Цин и её окружения, стало снятие в апр. 1976 со всех постов Дэн Сяопина. М. Ц. скончался от инфаркта миокарда. Сразу после его смерти группа «четырёх» была арестована. Забальзамированное тело М. Ц. было помещено в мавзолее на пл. Тяньаньмынь в центре Пекина.

Состоявшийся в июне 1981 6-й пленум ЦК КПК 11-го созыва принял «Решение по некоторым вопросам истории КПК со времени образования КНР», в котором охарактеризовал «идеи Мао Цзэдуна» как «применение на практике и развитие марксизма-ленинизма в Китае», как «квинтэссенцию коллективной мудрости КПК». Пленум указал на необходимость проводить различие между «идеями Мао Цзэдуна» «как научной теорией, выдержавшей длительное испытание историей», и «ошибками товарища Мао Цзэдуна, допущенными им в последние годы жизни», не перечёркивающими, однако, его огромный вклад в обеспечение победы социалистич. революции в Китае.