https://sun9-65.userapi.com/impg/iYl4rP-v84lpSy2fdWUkFo_N9d4zpwi6CcQEhQ/DOXQvaozLC0.jpg?size=500x621&quality=96&sign=045644ea10d0bf7726f3dacf5151d127&type=album
фото: iknigi.net

ЛАМЕТРИ (Lamettrie, La Mettrie) Жюльен Офре де (25.12.1709, Сен-Мало – 11.11.1751, Берлин), франц. философ и медик. Родился в богатой купеч. семье.

Изучал теологию и медицину в Кане и Париже; после получения в 1733 докторской степени по медицине отправился в Лейден, где занимался под рук. врача Г. Бургаве. Был полковым врачом; заболел горячкой, вёл наблюдения за своей болезнью и пришёл к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. В «Трактате о душе» [«Traité de l’âme», др. назв. – «Естественная история души» («Histoire naturelle de l’âme»), 1745, изд. в Гааге] утверждал, что душа – всего лишь функция мозга и всего тела, а потому смертна. После того как «Трактат» был сожжён по приказу парламента, Л. эмигрировал в Нидерланды. Здесь он анонимно опубликовал соч. «Человек-машина» («L’Homme machine», 1747, рус. пер. 1911), которое также было публично сожжено в Париже. В 1748 по приглашению прус. короля Фридриха II переехал в Берлин, где стал придворным врачом и был назначен членом Королевской академии наук и изящной словесности; здесь он издал свои работы «Человек-растение» («L’Homme plante», 1748), «Животные – большее, чем машины» («Les animaux plus que machines», 1750), «Система Эпикура» («Système d’Épicure», 1751). Умер, испытывая на себе новый метод лечения.

Исходя из того, что «существует всего одна только субстанция и человек является самым совершенным её проявлением» (Соч. 2-е изд. М., 1983. С. 218–219), считал, что эта единая материальная субстанция обладает не только движением и протяжением, но и чувствительностью. Человеческое тело – это самозаводящаяся машина, созданная самой природой, а состояния души всегда соответствуют аналогичным состояниям тела. Человек – это часовой механизм, который заводится посредством поступления в кровь питательного сока («хиласа»), образующегося из пищи. Идеи возникают только тогда, когда тело получает впечатления посредством органов чувств. Функционирование разума и чувств Л. объяснял механич. движением «животных духов» от периферийных нервов к головному мозгу и обратно. Л. высказывал мысль о возможном происхождении человека от животных, поскольку он отличается от них только бóльшим количеством потребностей, а также большей степенью чувствительности, организацией ума и способностью к воспитанию. Согласно гедонистич. этике Л. («Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье» – «Anti-Sénèque ou Discours sur le bonheur», 1748; «Искусство наслаждения» – «L’Art de jouir», 1751), цель жизни – чувственное наслаждение, при этом следует стремиться доставить больше удовольствия телу, чем душе. Изначально человек рождается злым, а добродетель является исключительно результатом обществ. воспитания. Наилучшим гос. устройством Л. считал просвещённый абсолютизм.