https://i.imgur.com/FRnmWLu.jpg
фото: ruspekh.ru

ФРАНС (France) Ана­толь (псевд.; наст. имя и фам. Фран­суа Ана­толь Ти­бо, Thibault) (16.4.1844, Па­риж – 12.10.1924, Сен-Сир-сюр-Лу­ар), франц. пи­са­тель, чл. Франц. ака­де­мии (1896). Ро­дил­ся в се­мье бу­ки­ни­ста. Окон­чил кол­леж с ди­пло­мом ба­ка­лав­ра (1864). В нач. 1860-х гг. ра­бо­тал в из­да­тель­ст­вах; с 1866 – на раз­ных долж­но­стях в Б-ке Се­на­та, где по­зна­ко­мил­ся с Ш. М. Ле­кон­том де Ли­лем. Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1867. На творч. ма­не­ру ран­не­го Ф. зна­чит. влия­ние ока­за­ла ли­ри­ка по­этов «Пар­на­са», а так­же кон­цеп­ция ис­кус­ст­ва для ис­кус­ст­ва: по­этич. сб. «Зо­ло­тые по­эмы» («Les poèmes dorе́s», 1873, рус. пер. 1957), пье­са в сти­хах «Ко­ринф­ская свадь­ба» («Les noces corinthiennes», 1876). С 1875 со­труд­ни­чал в газ. «Le temps», где опуб­ли­ко­вал се­рию кри­тич. ста­тей о со­вре­мен­ных ему пи­са­те­лях; стал ве­ду­щим лит. кри­ти­ком га­зе­ты (ста­тьи из его руб­ри­ки «Ли­те­ра­тур­ная жизнь» вы­шли отд. из­да­ни­ем в 4 т. в 1889–92). Ши­ро­кую из­вест­ность сни­ска­ли по­вес­ти Ф. в ду­хе на­ту­ра­лиз­ма «Ио­ка­ста» («Jocaste», 1879) и «То­щий кот» («Le chât maigre», 1879), а так­же ро­ман «Пре­сту­п­ле­ние Силь­ве­ст­ра Бон­на­ра» («Le crime de Sylvestre Bonnard», 1881, рус. пер. 1899), в ко­то­ром Ф. создал об­раз по­ло­жи­тель­но­го ге­роя – учё­но­го-биб­лио­фи­ла, бес­по­мощ­но­го в прак­тич. жиз­ни. Раз­вен­ча­ние фа­на­тиз­ма – центр. те­ма ро­ма­на «Та­ис» («Thaїs», 1890, рус. пер. 1891; опе­ра Ж. Масcне, 1894) об ас­ке­те Паф­ну­тии, по­гряз­шем в гре­хе, и блуд­ни­це, став­шей пра­вед­ни­цей. По­ло­жи­тель­ный об­раз аб­ба­та Же­ро­ма, муд­ре­ца, бро­дя­ги и жиз­не­люб­ца, до­ми­ни­ру­ет в ро­ма­нах «Хар­чев­ня ко­ро­ле­вы Гу­си­ные ла­пы» («La rôtisserie de la reine Pédauque», 1893; в рус. пер. 1907 – «Са­ла­ман­д­ра») и «Су­ж­де­ния гос­по­ди­на Же­ро­ма Ку­ань­я­ра» («Les opinions de M. Jérôme Coignard», 1893, рус. пер. 1905). Ав­тор ро­ма­на «Крас­ная ли­лия» («Le lys rouge», 1894, рус. пер. 1901), сб-ка ув­ле­ка­тель­ных но­вел «Пер­ла­мут­ро­вый ла­рец» («L’étui de nacre», 1892), от­ме­чен­ных изя­ще­ст­вом сти­ля, гу­ма­ни­стич. па­фо­сом. В 1896 Ф. под­дер­жал на­чи­наю­ще­го М. Пру­ста, на­пи­сав пре­ди­сло­вие к его кн. «Уте­хи и дни» (1896). Стал един­ст­вен­ным чле­ном Франц. ака­де­мии, под­пи­сав­шим ма­ни­фест Э. Зо­ля «Я об­ви­няю» (1898) во вре­мя Дрей­фу­са де­ла. Уча­ст­во­вал в соз­да­нии в 1898 франц. Ли­ги за пра­ва че­ло­ве­ка (в 1904 во­шёл в её Центр. к-т); в это же вре­мя сбли­зил­ся с Ж. Жо­ре­сом.

Позд­нее твор­че­ст­во Ф. в ду­хе реа­лиз­ма. Кри­ти­ка об­ществ. ук­ла­да, са­ти­ра на ак­ту­аль­ную по­ли­тич. си­туа­цию от­ли­ча­ют во мно­гом ав­то­био­гра­фич. ро­ма­ны, со­ста­вив­шие тет­ра­ло­гию «Со­вре­мен­ная ис­то­рия» («L’histoire contemporaine», 1897–1901, рус. пер. 1905–10). В па­ро­дий­но-гро­теск­ном ро­ма­не «Ост­ров пин­гви­нов» («L’île des pingouins», 1908, рус. пер. 1908) Ф. вы­сту­пил с об­ли­че­ни­ем офиц. ис­то­рии Фран­ции. Раз­мыш­ле­ния­ми о бес­пер­спек­тив­но­сти вся­кой ре­во­лю­ции про­ни­зан ис­то­рич. ро­ман «Бо­ги жа­ж­дут» («Les Dieux ont soif», 1912, рус. пер. 1917, эк­ра­ни­за­ция 1926), по­ве­ст­вую­щий о ху­дож­ни­ке, став­шем па­ла­чом. В 1913 Ф. по­се­тил Рос­сию; со­чув­ст­во­вал Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции 1917, од­на­ко, бу­ду­чи бли­зок к со­циа­ли­стич. пар­тии Фран­ции, не со­ли­да­ри­зи­ро­вал­ся с ком­му­ни­ста­ми. В по­след­нее де­ся­ти­ле­тие жиз­ни соз­да­ны сб. кри­тич. ста­тей «Ла­тин­ский ге­ний» («Le génie latin», 1913), ав­то­био­гра­фич. кни­ги «Ма­лень­кий Пьер» («Le petit Pierre», 1918) и «Жизнь в цве­ту» («La vie en fleur», 1922). Сре­ди др. со­чи­не­ний: сб. афо­риз­мов «Сад Эпи­ку­ра» («Le jardin d’Épi­cu­re», 1894; пол­ный рус. пер. 1958), ис­то­рич. труд «Жизнь Жан­ны д’Арк» («La vie de Jeanne d’Arc», vol. 1–2, 1908), пуб­ли­ци­сти­ка.

Но­бе­лев­ская пр. (1921).