фото: autogear.ru
А́лла Бори́совна Пугачёва (в первом замужестве — Орбакене; род. 15 апреля 1949, Москва, РСФСР, СССР) — советская и российская эстрадная певица, композитор-песенник, эстрадный режиссёр, продюсер, киноактриса и телеведущая. Народная артистка СССР (1991). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995)Перейти к разделу «#Награды и звания». Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени.
В её репертуар входит более 500 песен на русском, английском, немецком, французском, иврите, финском, украинском языках, а её дискография насчитывает более 20 сольных пластинок, CD и DVD. Помимо России и стран бывшего СССР альбомы певицы издавались в Японии, Корее, Швеции, Финляндии, Германии, Польше, Чехословакии и Болгарии. Перейти к разделу «#Дискография». Общий тираж дисков превысил 250 млн экземпляров.
Карьера Аллы Пугачёвой ознаменована как всесоюзным, так и международным успехом на музыкальной сцене в странах восточной и северной Европы. Ныне именуется «примадонной», «королевой эстрады», «главной певицей России». С 1976 по начало 1990-х годов по результатам опросов всесоюзных музыкальных хит-парадов неизменно признавалась лучшей певицей годаПерейти к разделу «#Награды и звания».
В 2010 году прекратила гастрольную деятельность, однако не отошла от активной творческой деятельности: часто принимает участие в большом количестве сборных концертов и телепередач, а также регулярно выпускает новые песниПерейти к разделу «#2011 — по настоящее время: «Жизнь после шоу»». Замужем за Максимом Галкиным. Имеет двух дочерей, сына и троих внуков.
Биография
Родители: Зинаида Архиповна Одегова (1922—1986) и Борис Михайлович Пугачёв (1918—1982) познакомились в 1946 году, оба — фронтовики, в 1946 году поженились, а в 1947 у них родился первенец Геннадий, но ребёнок был болезненным и умер через несколько месяцев после рождения. 15 апреля 1949 года у них родился второй ребёнок — дочь, которую назвали в честь актрисы МХАТа Аллы Тарасовой. 7 апреля 1950 года родился третий ребёнок — сын Евгений (1950—2011).
1949—1964: Детство
Алла Пугачёва родилась 15 апреля 1949 года в Москве. Всё детство прожила в Москве на Крестьянской заставе в Зонточном переулке.
В 1954 году, в возрасте 5 лет, родители отдали дочь в музыкальную школу № 31 при музыкальном училище им. М. М. Ипполитова-Иванова. В том же году Алла впервые вышла на сцену. Она участвовала в большом сборном концерте в колонном зале Дома Союзов.
Начиная с пятилетнего возраста, Аллу отправляли летом на дачу в деревню Новоалександрово, расположенную на берегу Клязьминского водохранилища, туда же доставляли трофейное пианино «Циммерман» и мать заставляла заниматься на нём не менее 3 часов в день.
В 1956 году пошла в первый класс средней школы № 496 в Лавровом переулке Таганского района Москвы. Несмотря на то, что в своих интервью неоднократно заявляла, что была в школе круглой отличницей, в аттестате она имела и четвёрки, и тройки (по географии, химии, иностранному языку, черчению, физическому воспитанию).
Росла в дворовой послевоенной среде. Как отмечают некоторые биографы, это сказалось на её характере. Одноклассники вспоминали, что в школьные годы у неё были проблемы с поведением. За своенравный характер и умение за себя постоять во дворе и школе ей дали кличку Фельдфебель. В 14 лет начала курить.
В 1964 году окончила музыкальную школу по классу фортепиано и 8 классов средней школы, затем поступила в музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова (ныне Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова), где училась на одном курсе с Михаилом Шуфутинским. Несмотря на то, что ещё в музыкальной школе ей сулили будущее пианистки, она выбрала дирижёрско-хоровое отделение.
1965—1976: От «Робота» до «Арлекино»: Начало творческого пути
1965—1968: Учёба в музыкальном училище. Первые записи и выступления
В ноябре 1965 года будучи студенткой второго курса училища отправилась в свою первую гастрольную поездку с Мосэстрадой в составе сборной эстрадной программы А. Лившица и А. Левенбука «Пиф-Паф, или Сатирические выстрелы по промахам». Выступления прошли в Кировской, Пермской, Свердловской, Тюменской и Омской областях. По возвращении из поездки в декабре 1965 года для программы «С добрым утром!» Всесоюзного радио записала свою первую песню «Робот».
В начале 1966 года на певицу вышел малоизвестный композитор Владимир Шаинский. Он предложил ей записать несколько его песен: «Как бы мне влюбиться», «Не спорь со мной», «Дрозды». Вскоре «Как бы мне влюбиться» и «Не спорь со мной» стали победителями в конкурсе «Песня месяца», проводимом на Всесоюзном радио.
9 мая 1967 года впервые выступила на телевидении. В прямом эфире праздничного выпуска детской телепередачи «Будильник» исполнила песню «Иду из кино» (муз. Б. Савельева, сл. И. Кашежевой)
В августе 1967 года стала участницей агитбригады радиостанции «Юность» и отправилась на гастроли по Тюменской области на теплоходе по рекам Иртышу и Оби. В составе агитбригады выступала перед геологами-нефтяниками, геофизиками, буровиками, строителями и оленеводами Крайнего Севера, исполняя 3 песни: «Король, цветочница и шут» (Владимира Шаинского), «Просто очень люблю» (Карины Филипповой) и «Единственный вальс» (собственного сочинения).
В начале 1968 года певица снова отправилась в поездку по Заполярью в составе агитбригады радиостанции «Юность». Гастроли прошли на Ямале, в Тюмени, Салехарде и других городах Крайнего Севера. С небольшими перерывами гастролировала вплоть до марта 1968 года.
Продолжительные гастроли, а вследствие этого, долгие отсутствия в училище отрицательно сказались на учебном процессе. Из-за этого в мае 1968 года Аллу не допустили к сдаче выпускных госэкзаменов, и она не получила диплом. Решением руководства училища её направили на стажировку учителем музыки и пения в московскую среднюю школу № 621. Учителем проработала полгода: с сентября 1968 по январь 1969 годов. В конце концов, в мае 1969 года она сдала госэкзамены и окончила дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища по специальности «Дирижирование хором» с присвоением ей квалификаций «Дирижёр хора», «Учитель пения в общеобразовательной школе», «Преподаватель сольфеджио в детской музыкальной школе».
Несколько месяцев работала в московской школе № 621 на Ташкентской улице преподавателем музыки.
1969—1974: Начало профессиональной карьеры
В апреле 1969 года она устроилась солисткой и концертмейстером в Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ). Там познакомилась с цирковым артистом-клоуном Миколасом Орбакасом, её будущим мужем. Летом 1969 года со студентами ГУЦЭИ, в том числе с Орбакасом отправилась на гастроли по областям средней полосы России в составе сборной эстрадной программы «Бумажный кораблик». Помимо будущего мужа Миколаса Орбакаса, в бригаде был Олег Непомнящий, впоследствии администратор Пугачёвой и первый директор Киркорова, актёр Юрий Чернов, иллюзионист Сос Петросян, один из номеров которого внесен в Книгу рекордов Гиннесса, Анатолий Марчевский, который впоследствии возглавил Екатеринбургский цирк.
8 октября 1969 года вышла замуж за Миколаса Орбакаса. В браке с ним она официально носила фамилию Орбакене, хотя на концертах выступала под своей девичьей фамилией Пугачёва.
В октябре 1969 года уволилась из ГУЦЭИ и устроилась в Липецкую филармонию солисткой ВИА «Новый электрон» под управлением Валерия Приказчикова. Помимо концертов в Липецке и Липецкой области, в составе ансамбля гастролировала по многим маленьких городкам, посёлкам и деревням Крайнего Севера в Архангельской области, республиках Коми и Карелии.
В августе 1970 года уволилась из Липецкой филармонии и ВИА «Новый электрон». Она устроилась в Росконцерт солисткой Московской областной филармонии, где в то время работал её муж Миколас Орбакас. От филармонии вместе с мужем выступала в сборных концертах по Сибири и Дальнему Востоку, а в новогодние праздники они подрабатывали играя новогодние утренники в детских садах Подмосковья. Выступала вплоть до 7 месяца беременности и лишь марте 1971 года уволилась из филармонии и ушла в декретный отпуск.
25 мая 1971 года у Пугачёвой и Орбакаса родилась дочь Кристина Эдмундовна Орбакайте.
После родов певица некоторое время жила на родине мужа в Литве в городе Паланга. В декретном отпуске пробыла недолго и спустя 6 месяцев после родов, в ноябре 1971 года стала солисткой ВИА «Москвичи» под управлением Геннадия Пузырёва. Однако в «Москвичах» проработала всего два месяца и в январе 1972 года, уйдя из ансамбля, стала солисткой Государственного эстрадно-джазового оркестра под управлением Олега Лундстрема (Росконцерт). В составе оркестра гастролировала по многим городам СССР, а в сентябре 1972 года прошли её первые зарубежные гастроли: она приняла участие в фестивале джаза «Jazz Jamboree[pl]» в Варшаве, а также в концертах по городам Польши. В октябре 1972 года на гастролях в Ленинграде познакомилась с поэтом-песенником Ильёй Резником, который предложил ей песню «Посидим, поокаем».
В мае 1973 года певица покинула оркестр Лундстрема и вновь стала солисткой Московской областной филармонии, где по-прежнему работал её муж Миколас Орбакас. Будучи солисткой филармонии работала в жанре детских песен, в частности записала песни к детскому аудиоспектаклю «Дважды два — четыре».
В ноябре 1973 года развелась с Миколасом Орбакасом и ушла из Росконцерта и Московской областной филармонии. Она устроилась в Москонцерт и стала солисткой обновлённого состава ВИА «Москвичи» под управлением Виталия Кретюка. В составе ансамбля выступала в Москве и других городах СССР. 14 мая 1974 года в московском ДК железнодорожников состоялась премьера концертной программы ансамбля «Ты, я и песня», режиссёром-постановщиком которой являлись Наум Брод, а солистами — Алла Пугачёва и Юлий Слободкин. Они пели преимущественно дуэтом, хотя у Аллы было и несколько сольных номеров.
В октябре 1974 года приняла участие в V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады с песнями «Посидим, поокаем» и «Ермолова с Чистых прудов». По итогам выступления певице отказались присуждать призовое место, однако члены жюри Иосиф Кобзон, Гелена Великанова и Константин Орбелян настояли на том, чтобы молодую солистку не обошли стороной. В итоге под их напором остальные члены жюри всё же согласились присудить ей «утешительную» третью премию, которую она разделила вместе с Шайгеном Айрумяном, Борисом Лехтлааном, Сергеем Морозом, и таким образом стала лауреатом конкурса. Первую премию получили Валерий Чемоданов и Ренат Ибрагимов.
1975—1976: ВИА «Весёлые ребята» и «Арлекино»
После участия в V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады певице поступило предложение от руководителя ВИА «Весёлые ребята» Павла Слободкина стать солисткой его ансамбля. Уже в ноябре 1974 года она уволилась из «Москвичей» и стала солисткой «Весёлых ребят». Поскольку она хорошо интонировала, поначалу Слободкин ставил её за кулисы на бэк-вокал. Однако вскоре ей стало отводиться две песни в первом отделении, а затем по две песни в обоих отделениях (конце первого и начале второго).
В начале 1975 года её выбрали представителем СССР на XI международном песенном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии. Кандидатуру Аллы Пугачёвой Министерству культуры предложил Константин Орбелян, поскольку она являлась лауреатом всесоюзного конкурса. С марта 1975 года она начала подготовку к конкурсу — выбрала песню болгарского автора и исполнителя Эмила Димитрова «Арлекино». Павел Слободкин переработал мелодию и сделал новую аранжировку, Борис Баркас написал русский текст, а сама певица добавила знаменитый смех в конце припевов. В мае 1975 года она стала «обкатывать» песню на концертах.
2 июня 1975 года она отправилась на «Золотой Орфей». 4 июня участвовала в конкурсе новых болгарских песен с песней «Я вновь хочу увидеть Ленинград», а 5 июня — в международном конкурсе исполнителей с песнями «Ты снишься мне» и «Арлекино». Исполнение «Арлекино» настолько восхитило болгарскую публику, что ей пришлось повторить песню на «бис». По итогам выступления жюри единогласно присудило певице главный приз фестиваля — гран-при в виде золотой статуэтки Орфея. 4 июля 1975 года фестиваль транслировало Центральное телевидение СССР, а уже 20 июля 1975 года вышел в свет её первый сольный релиз — миньон «Арлекино», на котором она впервые была представлена как единственный исполнитель. Миньон составили ставшие популярными песни «Арлекино», «Посидим, поокаем» и «Ты снишься мне». Общий тираж пластинки составил 14 миллионов экземпляров. С этого момента она быстро стала набирать популярность в Советском Союзе, а песня «Арлекино» стала её визитной карточкой.
На волне успеха на «Золотом Орфее» на протяжении 1976 года её приглашали на престижные международные фестивали. В январе 1976 года участвовала в международной музыкальной ярмарке MIDEM в Каннах (Франция), где ей аккомпанировал ВИА «Песняры». В апреле 1976 года с «Весёлыми ребятами» отправилась в ГДР в месячный промотур, где приняла участие во множестве сборных концертов и популярных передач на немецком телевидении и радио, записала сингл «Harlekino». Затем, в мае—июне 1976 года с ансамблем гастролировала по городам Чехословакии и в Болгарии, где выступила в качестве почётной гостьи фестиваля «Золотой Орфей». В августе 1976 года выступила в рамках концерта звёзд XVI международного фестиваля песни «Сопот-76» в Польше. В сентябре 1976 года с ансамблем гастролировала по городам ГДР и приняла участие в международном шлягер-фестивале в Дрездене. Несмотря на формальное присутствие ансамбля на всех этих зарубежных гастролях, фактически всё внимание публики уделялось ей, а сам ансамбль воспринимался как «довесок к Пугачёвой». В это же время, в начале 1976 года репертуар певицы значительно пополнился новыми песнями. Со временем ей стало отводиться полностью второе отделение в концертах «Весёлых ребят», и они постепенно становились чуть ли не аккомпанирующим коллективом певицы. Это вызывало недовольство у многих музыкантов, а затем и у руководителя ансамбля — Павла Слободкина. На этой почве между Пугачёвой и Слободкиным произошёл конфликт, и 30 сентября 1976 года она покинула ансамбль и уволилась из Москонцерта.
После ухода из ВИА «Весёлые ребята» в октябре 1976 года устроилась в Росконцерт и стала солисткой эстрадно-симфонического оркестра Армении под управлением Константина Орбеляна. В составе оркестра выступала в сборных концертах в московском ГЦКЗ «Россия», где исполняла 4 песни. Однако в оркестре Орбеляна проработала недолго. В ноябре 1976 года познакомилась с Александром Стефановичем, в будущем — её вторым мужем. По его совету уже в декабре 1976 года покинула оркестр Орбеляна, чтобы начать сольную карьеру. Она уволилась из Росконцерта и снова стала солисткой Москонцерта.
В 1976 году она впервые стала лауреатом фестиваля «Песня года». В заключительном концерте «Песни-76» исполнила ставшую популярной песню «Очень хорошо» (муз. А. Мажукова, сл. Д. Усманова). Тогда же, в 1976 году впервые приняла участие в новогодней телепередаче «Голубой огонёк», причём не только как исполнительница, но и как соведущая программы.
1977—1978: После «Арлекино»: Начало сольной карьеры. Успех
В декабре 1976 и январе 1977 года в Харькове состоялись её первые сольные гастроли. Там она познакомилась с местным ансамблем «Ритм» под управлением Александра Авилова и провела с ними первые выступления. По окончании гастролей она предложила ансамблю постоянное сотрудничество, и те согласились. Харьковский ВИА «Ритм» стал аккомпанирующим коллективом певицы вплоть до 1980 года.
Зимой 1977 года дала в Лужниках отчётный сольный концерт, по результатам которого получила «красную строку» от худсовета Москонцерта, дающую право на сольные выступления в СССР и за его пределами. Так, в начале 1977 года она стала уже самостоятельной сольной певицей и в течение года провела свои первые сольные концерты в крупных городах СССР — Москве, Ташкенте, Ленинграде, Таллине, Риге и других.
Летом 1977 года на киностудии «Мосфильм» был запущен в производство музыкальный фильм-мелодрама «Женщина, которая поёт», в котором она сыграла главную роль — певицу Анну Стрельцову. Специально для съёмок в этом фильме модельер Вячеслав Зайцев создал для певицы свободное платье-балахон. Этот балахон позволял трансформироваться певице в различные образы — от самых комических до самых трагических, тем самым создавая «театр Аллы Пугачёвой». Она оставила этот балахон для своих концертных выступлений и в дальнейшем на протяжении всей творческой карьеры подобного рода платья являлись одной из визитных карточек певицы, важной деталью её сценического образа.
На съёмках фильма «Женщина, которая поёт» у неё произошёл конфликт с композитором фильма Александром Зацепиным. Изначально писать фоновую музыку к фильму должен был Александр Зацепин. Однако во время съёмок фильма она, не предупредив композитора заранее, без его ведома включила в картину свои песни (под псевдонимом Борис Горбонос). Из-за этого Зацепин отказался быть композитором фильма, однако согласился оставить в фильме свои песни. В итоге вся фоновая музыка была написана Аллой Пугачёвой.
В мае 1978 года вышел в свет её первый сольный студийный альбом «Зеркало души». Альбом составляли 16 записей 1975—1977 годов преимущественно Александра Зацепина, а также три песни самой певицы (под псевдонимом Борис Горбонос) и по одной песне Бориса Рычкова и Марка Минкова. В конце 1970-х годов альбом стал одним из самых продаваемых в СССР, было выпущено несколько его экспортных вариантов со списком песен на английском, французском, испанском языках. Кроме того, альбом был издан за границей в Болгарии и Чехословакии.
В 1978 году продолжила активно гастролировать, давая концерты в СССР и за рубежом. Летом 1978 года она уволилась из Москонцерта, а ВИА «Ритм» — из Харьковской филармонии. Был создан единый коллектив на базе Росконцерта, где певица проработала до 1988 года. Её концертным директором стал Евгений Болдин, в будущем — её третий муж.
В августе 1978 года отправилась в польский город Сопот для участия во II международном песенном конкурсе «Интервидение-78», где исполнила песни «Сонет Шекспира» и «Всё могут короли». Результатом её выступления стала победа на фестивале и триумф у польской публики. За исполнение песни «Всё могут короли» ей присудили гран-при «Янтарный соловей» и вручили денежную премию в размере 20 000 злотых, которую она передала в фонд строительства «Международного центра здоровья детей».
1979—1980: «Женщина, которая поёт»
В январе 1979 года в московском Театре эстрады состоялась премьера концертной программы певицы «Женщина, которая поёт». До этого её концерты не имели определённого названия, а в афишах значилось «Поёт Алла Пугачёва». Хотя общий песенный костяк программы был сложен ещё в 1977—1978 годах, в ней было много новинок. Помимо Москвы в 1979 году программу представила во многих крупных городах СССР; она стала своеобразным промотуром одноимённого фильма.
5 марта 1979 года во всесоюзный кинопрокат вышел кинофильм «Женщина, которая поёт». Фильм собрал 54,9 млн зрителей и занял в советском кинопрокате 1979 года первое место; По результатам опроса журнала «Советский экран» певица была названа «Лучшей актрисой года». После выхода в прокат фильм получил множество отзывов и рецензий в прессе, как положительных, так и отрицательных и вызвал бурную полемику в обществе, однако не сколько вокруг себя, сколько вокруг певицы.
5 июля 1979 года в Москве дала совместный концерт с Джо Дассеном по случаю открытия олимпийской гостиницы «Космос». 25 августа 1979 года как почётный гость выступила в гала-концерте III международного фестиваля «Интервидение-79» в Сопоте (Польша).
В 1979 году вышел второй альбом певицы «Арлекино и другие», в который вошли записи периода работы в ВИА «Весёлые ребята». В 1980 году вышло ещё два альбома певицы: «Поднимись над суетой», состоящий из песен 1978—1979 годов её как композитора и «То ли ещё будет» с записями 1977—1979 годов. Помимо этих пластинок вышло несколько синглов, а также альбомы в Японии, Финляндии, Болгарии и Чехословакии.
14 июня 1980 года провела своё последнее выступление с ВИА «Ритм». На базе безымянного ансамбля под управлением Ю. Шахназарова и некоторых музыкантов, пришедших из «Ритма», она организовала группу «Рецитал». 21—25 июля 1980 года в московском Театре эстрады певица дала концерты для иностранных гостей «Олимпиады-80». Эти концерты стали первой совместной работой певицы и группы «Рецитал», которая в дальнейшем вплоть до окончания музыкальной карьеры в 2010 году неизменно оставалась её аккомпанирующим составом.
В августе 1980-го певица приступила к съёмкам в кинофильме «Рецитал». Режиссёром картины выступил муж певицы Александр Стефанович. Фильм задумывался как музыкальная драма о певице, на пике своей популярности теряющей голос и вынужденной бросить эстраду. Однако на начальном этапе съёмок руководство Мосфильма отстранило певицу от участия в картине. Причиной этого стал скандал, устроенный ею на съёмочной площадке. Это привело к разрыву отношений между Пугачёвой и Стефановичем и последующему разводу. Впоследствии, с несколько изменённым сценарием и другими песнями, фильм вышел под названием «Душа» (1982), а главную роль в нём сыграла София Ротару.
Подготовка к съёмкам в фильме «Рецитал» и к концертам для гостей «Олимпиады-80» отнимала у неё много времени. Следствием этого стало редкое появление певицы на телевидении, что сказалось на её популярности. Впервые за 4 года она не стала лауреатом всесоюзного фестиваля «Песня года». В целом, 1980 год стал трудным и переломным в творческой и личной жизни певицы, отделяющим «Пугачёву 1970-х» от «Пугачёвой 1980-х».
1981—1983: Новые сотрудничества. «Монологи певицы»
В ночь с 31 декабря 1980 года на 1 января 1981 года в новогодней телепередаче «Голубой огонёк» в её исполнении прозвучала песня «Маэстро» на музыку латышского композитора Раймонда Паулса и стихи Ильи Резника. Эта песня положила начало знаменитому творческому тандему Паулс—Резник—Пугачёва и такие известные песенные произведения как «Старинные часы», «Возвращение», «Без меня», «Делу время» и другие.
В июне 1981 года она окончила факультет эстрадного искусства ГИТИСа по специальности «Эстрадная режиссура». В качестве дипломной работы она представила свою новую концертную программу «Монологи певицы». Защита дипломной работы состоялась в концертном зале Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского в Москве и представляла собой закрытый концерт для офицеров. Уже с июля 1981 года она отправилась представлять новую концертную программу во многих крупных городах СССР и за рубежом. В течение 1981—1983 годов представила «Монологи певицы» в 15 крупных городах СССР, а также в 10 странах помимо СССР.
Осенью 1981 года певица дала серию концертов по городам Чехословакии, где также выступила на международном фестивале «Intertalent '81» в качестве почётного гостя. Также провела гастроли по городам Австрии и Финляндии, где приняла участие в международном фестивале политической песни в Хельсинки. Весь сбор средств от финских концертов был направлен в фонд Всемирного Совета Мира на кампанию в поддержку всеобщего полного разоружения. По итогам этих гастролей генеральный секретарь Всемирного Совета Мира Р. Чандра наградил певицу медалью «За содействие делу борьбы за мир». Также в 1981 году ей был присуждён приз «Золотой микрофон» от западно-германской фирмы «Dynacord[de]» «За выдающуюся эстрадную деятельность, завоевавшую широкую международную популярность».
В конце 1981 года она с Игорем Кио стала соведущей новой телепрограммы «Новогодний аттракцион», в которой звёзды эстрады и кино выступали в цирке в непривычных для себя амплуа. Сама певица стала ассистенткой фокусника Кио. Премьера первого выпуска «Новогоднего аттракциона» состоялась 2 января 1982 года. В то же время она выступила в роли исполнительницы, ведущей и режиссёра-постановщика творческих вечеров Раймонда Паулса «У нас в гостях Маэстро», которые прошли 21—29 декабря 1981 года в московском Театре эстрады.
Практически весь 1982 год певица провела в зарубежных гастролях: в ГДР, Югославии, Румынии, Венгрии, Италии. 3—7 июня 1982 года она являлась почётной гостьей XVI международного песенного конкурса «Золотой Орфей '82» в Болгарии; 28 июня 1982 года выступила в Париже в знаменитом зале «Олимпия». Французская пресса дала множество положительных отзывов и рецензий относительно того выступления. Помимо этого, снялась в кинофильме «Любовью за любовь», а также приняла участие в первом советско-американском телемосте Москва—космос—Калифорния, который так и не был показан советским телезрителям.
2 января 1983 года во втором выпуске праздничной телепередачи «Новогодний аттракцион» в исполнении Пугачёвой прозвучала её новая песня «Миллион алых роз», которая вскоре стала настоящим хитом не только в СССР, но и за его пределами. Особенной популярностью она пользовалась в Японии.
В 1983 году участники шведской поп-группы «ABBA» Бьёрн Ульвеус и Бенни Андерссон приступили к работе над мюзиклом «Шахматы». Сюжет мюзикла повествовал о поединке русского и американского шахматистов. По сюжету, победив в чемпионате, русский спортсмен должен был сбежать на Запад с девушкой американца. Для знакомства с атмосферой СССР и сбора дополнительного материала, Ульвеус и Андерссон приехали в Москву, где познакомились с Аллой Пугачёвой и предложили ей исполнить роль жены русского шахматиста. Однако она отказалась от предложения, поскольку чтобы сыграть в мюзикле с фактически антисоветским сюжетом, ей пришлось бы уехать из страны, оставив свою семью.
Помимо гастролей по городам СССР, в течение 1983 года она принимала активное участие во всевозможных международных фестивалях. Так, 27 мая 1983 года певица приняла участие в программе международного фестиваля «Братиславская лира '83[sk]» в Братиславе; 12 июня 1983 года в качестве почётного гостя дала концерт под открытым небом в рамках XIX фестиваля советской песни «Подмосковные вечера» в Зелёной-Гуре; в октябре 1983 года являлась гостьей международного фестиваля «Intertalent '81» в Праге; в ноябре 1983 года являлась гостем фестиваля советской песни в Будапеште.
В течение 1981—1983 годов выпустила 9 синглов и пятый номерной альбом «Как тревожен этот путь». Также было выпущено три её зарубежных альбома в Чехословакии и Финляндии.
1984—1985: «Пришла и говорю»
В новогоднюю ночь 1984 года в праздничной телепрограмме «Новогодний аттракцион» певица исполнила две новые песни: «Расскажите, птицы» и «Айсберг». Они были написаны начинающим композитором Игорем Николаевым, который в то время числился музыкантом-клавишником в её группе «Рецитал». С этих песен началось их сотрудничество, результатом которого стал альбом «…Счастья в личной жизни!» (1986). Всего же Николаев написал для Пугачёвой более 30 композиций.
В начале 1984 года начала подготовку новой сольной программы «Пришла и говорю». Название программе дала одноимённая песня на стихи Беллы Ахмадулиной. Режиссёром-постановщиком выступила сама певица. «Пришла и говорю» по концепции существенно отличалась от предыдущей «Монологи певицы» (1981—1983); она была рассчитана на большие площадки (дворцы спорта и стадионы) и являлась более зрелищной: каждая песня сопровождалась хореографическим номером, определёнными декорациями и визуально-художественными эффектами. Певица позиционировала новую программу не просто как сольный концерт, а как театрализованное представление. Премьера программы состоялась 2 июня 1984 года в Москве в СК «Олимпийский». В течение 1984 года певица представила её зрителям Ленинграда и Еревана. В 1985 году она также выступила с ней в Москве, Донецке и Владивостоке.
Одновременно с премьерой программы на «Мосфильме» начались съёмки кинофильма «Алла», в котором певица играла главную роль. В отличие от предыдущего кинофильма с её участием — «Женщина, которая поёт» (1978), — фильм не имел определённого сюжета и представлял собой музыкальное киноревю, то есть набор клипов и документальных съёмок, освещавших новый этап творчества певицы. На завершающей стадии производства картине было присвоено прокатное название «Пришла и говорю». Во всесоюзный кинопрокат фильм вышел 16 сентября 1985 года.
В 1984 году также снялась в музыкальном кинофильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Сезон чудес». В нём она исполнила несколько песен Юрия Чернавского, с которым в то время начала сотрудничество. В их планах было издание целого совместного альбома «Видеомашина», однако проект не был завершён из-за отъезда композитора за границу.
В течение 1984—1985 годов активно гастролировала за рубежом, в частности в странах Скандинавии. Итогом этих гастролей стало издание нескольких синглов и альбомов в Финляндии и Швеции, съёмки в популярных телепрограммах на местном телевидении, а также присвоение в честь певицы одному из паромов имени «Alla». Судно было спущено на воду в финском порту Котка. В декабре 1984 года на гастролях в Финляндии состоялось вручение ей «Золотого диска» от музыкальной фирмы «Track Music», а в январе 1985 года — «Золотого диска» от фирмы «Мелодия». 10 января 1985 года Алле Пугачёвой было присвоено звание «Народный артист РСФСР».
В 1985 году прекратила активное сотрудничество с Раймондом Паулсом. Премьера последних совместных композиций «Делу время» и «Без меня» состоялась в новогоднюю ночь 1985 года. В конце 1980-х годов имело место недолгое возобновление их сотрудничества: певица записала несколько его песен, однако всенародными шлягерами эти песни уже не стали.
1985—1993: «Молодёжный» период. Новые образы
1985—1987: «Herreys», Владимир Кузьмин и Удо Линденберг
В марте 1985 года в московском Центре международной торговли состоялись три совместных концерта певицы и шведской группы «Herreys». В конце августа — начале сентября 1985 года зрителям была представлена программа «Алла Пугачёва представляет…»: уже на большой концертной площадке — сцене Ленинградского СКК им. Ленина было дано 7 совместных концертов со шведской группой[39]. Затем концертная программа была показана зрителям Таллина и Москвы). Всего было дано 25 совместных концертов. Также в октябре 1985 года певица дала 4 совместных концерта с норвежской группой «Bobbysocks!».
В июле 1985 года певица приняла участие в XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. В рамках фестиваля она дала несколько совместных концертов с американским исполнителем Дином Ридом и западногерманским рок-исполнителем Удо Линденбергом. В дальнейшем между ними завязалось тесное сотрудничество. В сентябре 1985 года она приняла участие в сольных концертах Линденберга в Эссене, в октябре 1986 года вместе с ним участвовала в большом концерте-манифестации в Хассельбахе, а в августе—сентябре 1987 года состоялись их большое совместное турне «Рок за безъядерный мир к 2000 году» в Москве, Ленинграде, городах Швейцарии и ФРГ. Итогом сотрудничества советской певицы и западногерманского исполнителя стал выпуск сплит-альбома «Песни вместо писем» в июле 1988 года.
Примерно в то же самое время, в начале 1986 года начала сотрудничество с советским музыкантом и исполнителем, руководителем рок-группы «Динамик» Владимиром Кузьминым. В марте 1986 года в их исполнении прозвучала песня «Две звезды», которая стала визитной карточкой этого творческого дуэта. Вместе с Кузьминым Пугачёва гастролировала во многих крупных городах СССР, а также за рубежом, в частности выступила на песенном фестивале в Сан-Ремо (Италия) в феврале 1987 года. 30 мая 1986 года после аварии на Чернобыльской АЭС они приняли участие в большом сборном благотворительном концерте-акции «Счёт-904» в Москве в помощь пострадавшим от аварии, а 8 сентября 1986 года в посёлке вахтовиков Зелёный Мыс, неподалёку от Припяти, всего лишь в нескольких километрах от ещё не закрытого саркофагом реактора певица дала концерт под открытым небом для ликвидаторов аварии. Это выступление в зоне повышенной радиации негативно отразилось на здоровье певицы, в том числе на её голосе. Впоследствии ей было присвоено звание ликвидатора аварии на ЧАЭС. В конце 1986 года Пугачёва с Кузьминым приступили к работе над совместным альбомом «Он, она и дождь», однако в середине 1987 года они прекратили своё сотрудничество и альбом так и не был выпущен своевременно. Вышел он спустя 10 лет под названием «Две звезды».
24 августа 1987 года во время её гастролей в Ленинграде произошёл конфликтный инцидент в гостинице «Прибалтийской», получивший широкий резонанс в советской прессе. Информация о скандале попала в ленту ТАСС и была опубликована в зарубежных СМИ. Суть конфликта сводилась в отказе администрации предоставить певице заранее забронированный для неё номер. Требования вселить её именно в этот номер (любимый номер певицы, в котором она всегда останавливалась во время своих визитов в Ленинград) были названы «капризом певички». Дальше разговор шёл на повышенных тонах. В результате скандала певица подверглась резкому остракизму со стороны общества, прессы и Гостелерадио СССР; её песни и выступления были изъяты из теле- и радиоэфиров на несколько месяцев. «Прибалтийский» инцидент стал одним из первых проявлений политики гласности в применении к советской массовой культуре.
Период второй половины 1985 года — начала 1988 года стал первой волной нового, т. н. «молодёжного» периода в творчестве певицы. В это время она сменила имидж: на смену бесформенным концертным балахонам пришли современные брючные; аранжировки большинства композиций были выполнены в рок-стилистике, да и в текстах песен стала превалировать рок-тема. В этот период певица активно гастролировала в капиталистических странах, таких как Швеция, Финляндия, Норвегия, ФРГ, Бельгия, Италия, Австрия, Нидерланды, Япония, Швейцария, позиционируя себя рок-певицей.
1988—1993: создание «Театра песни» и «Рождественских встреч». Сергей Челобанов
1994—1996: Свадьба с Ф. Киркоровым и творческий отпуск
1997—2000: Возвращение на сцену: «Избранное» и «Да!»
В 1997 году совместно с корпорацией «Эконика» певица под брендом «Alla Pugachova» выпустила свою марку обуви. Обувь стала самым успешным непесенным бизнес-проектом певицы.
15 апреля 1997 года в СК «Олимпийский» состоялся грандиозный концерт «Сюрприз для Аллы Борисовны» в честь дня рождения певицы. На том концерте около сорока звёзд эстрады перепели известные песни Пугачёвой. Со временем подобное стало происходить чуть ли не ежегодно (некоторые отчётные концерты «Фабрики звёзд», программа «Большая премьера», «„День Пугачёвой“ на конкурсе „Пять звёзд“» в Сочи, концерты «С днём рождения, Алла!», «Песни для Аллы» и другие). В финале концерта выступила сама певица, она исполнила несколько песен, в том числе и «Примадонну», с которой через две недели ей предстояло выступить на «Евровидении».
История с «Евровидением» началась в январе 1997 года, когда телеканал «ОРТ», как член Европейского вещательного союза выбрал для представления страны на этом конкурсе Валерия Меладзе. Он должен был исполнять песню «Примадонна», музыку и слова к которой написала Алла Пугачёва. Однако из-за болезни певец вынужден был отказаться от участия в конкурсе, поэтому срочно пришлось искать ему замену. Руководство телеканала «ОРТ» уговорило ехать саму Пугачёву. Конкурс проходил 3 мая в Дублине. По итогам голосования певица набрала 33 балла и заняла 15-е место.
26 ноября 1997 года во время большой пресс-конференции в редакции газеты «Аргументы и факты» она официально объявила о возвращении на большую сцену и возобновлении гастрольной деятельности. Певица подготовила сразу две концертные программы: «Да!» (для стадионов и дворцов спорта) и «Избранное» для камерных залов. Большое турне началось 3 апреля 1998 с концерта в Алма-Ате. За три года певица дала свыше 150 концертов в России, странах бывшего СССР, а также в Германии, Греции, Израиле, Великобритании и США. Телеверсия московских концертов транслировалась по телеканалу «ОРТ», а позже была выпущена на CD, VHS и DVD. В мае 1998 года был выпущен 14-й номерной альбом «Да!», в поддержку которого были организованы туры «Да!» и «Избранное». Помимо этого, за три года ею было выпущено несколько синглов и сборников.
В декабре 1997 года после двухлетнего перерыва певица возродила сборные концерты «Рождественские встречи». В 1997 году они прошли в СК «Олимпийский», в 1999 году — на даче певицы, а в 2000 году — в Московской оперетте. Также в течение 1997—2000 годов приняла участие в большом количестве сборных концертов и телешоу, среди которых «Песня года», «Славянский базар», «Золотой граммофон», «Празднование 850-летия Москвы», «Старые песни о главном» и другие проекты.
15 апреля 1999 года Президент России Борис Ельцин наградил певицу Орденом «За заслуги перед отечеством» II степени.
2001—2007: «Фабрика звёзд» и тур «Мы приехали»
В 2001 году певица продолжила гастролировать с программой, которая называлась то «Лучшее», то «Святая грешница», то даже «Избранное». Однако это была уже не программа «Избранное» 1998—1999 годов, а некая промежуточная программа, которая годом позже преобразовалась в «Мы приехали» и просуществовала до сентября 2007 года. В основе новой программы лежали песни композитора Любаши, с которой она начала тесно сотрудничать и даже выпустила совместный диск «А был ли мальчик?», композиции текущего репертуара, а также песни 1970—1980-х годов («Не отрекаются любя», «Старинные часы» и другие).
С 2002 года стала проживать отдельно в гостинице «Балчуг». В прессе всё чаще стали появляться слухи о разводе певицы с Филиппом Киркоровым. Сама певица эти слухи поначалу опровергала, однако всё чаще стала появляться на публике с Максимом Галкиным. В 2003 году они провели совместные гастроли, а позже снялись в музыкальном телефильме «За двумя зайцами». В мае 2005 года Пугачёва и Киркоров развелись. Певица в это время занялась бизнесом: выпускала чипсы «АБ». Однако дело не пошло, и купленный в Краснодарском крае завод был продан.
В декабре 2005 года она стала членом Общественной палаты при Президенте Российской Федерации, где до 2008 года занималась вопросами социального развития.
2001—2005 годы стали периодом наиболее тесного сотрудничества певицы с композитором Игорем Крутым. В это время она записала ряд его новых песен, приняла участие в его «Творческих вечерах», а также активно поддерживала его проекты: стала сопродюсером и соведущей фестиваля «Песня года» и в качестве «музы» выступала на конкурсе молодых исполнителей «Новая волна» в Юрмале.
Помимо этого певица учредила собственную премию «Золотая звезда Аллы» и возглавила «Фабрику звёзд-5» на Первом канале; организовала «Рождественские встречи» в запрет «Кристалл»; снялась в музыкальном телефильме «Сказки про любовь» (реж. И. Миронова); получила множество наград и премий, среди которых «Овация» в номинации «Певица десятилетия», медаль Кембриджского Биографического центра «2000 выдающихся музыкантов XX века» и другие; выпустила два номерных альбома — «Речной трамвайчик» (2002) и «Живи спокойно, страна!» (2003) и несколько сборников и сплит-альбомов.
27 сентября 2007 года в Сочи дала последний концерт в рамках гастрольного тура «Мы приехали». В течение 2001—2007 годов концертная программа «Мы приехали» была показана публике 195 раз.