https://sun9-30.userapi.com/impg/UQPA8MblGVErlR_puOLzHHE8u3DfDW3TMrS3eQ/H-rCxc4AoSQ.jpg?size=793x900&quality=96&sign=c845f2b4f054fdcadf3e28c6bd67e8a5&type=album
фото: fineartamerica.com

РАСИН (Racine) Жан Батист (21.12.1639, Ла-Ферте-Милон, графство Валуа, ныне в деп-те Эн – 21.4.1699, Париж), франц. драматург, чл. Франц. академии (1673). Из семьи чиновника.

В 3 года остался сиротой; воспитывался бабушкой, исповедовавшей янсенизм. В 1655–59 обучался в янсенистском мон. Пор-Рояль; во время учёбы начал писать стихи на лат. и франц. языках. Известность в придворных кругах снискали галантные оды в духе барокко «Нимфа Сены» («Ode а̀ la nymphe de la Seine à la Reyne», 1660; посвящена браку Людовика XIV и Марии Терезии) и «На выздоровление Короля» («Ode sur la convalescence du Roi», 1663). В 1661–63 жил в г. Юзес, безуспешно пытался получить церковные бенефиции. С возвращением в Париж (1663) стал заметной фигурой светских салонов; был близко знаком с Ж. Лафонтеном, дружил с Н. Буало, по протекции Ж. Шаплена и Ж. Б. Кольбера получил королевскую пенсию. Несмотря на недовольство янсенистов, усматривавших в театре источник нравств. порчи, Р., отчасти под влиянием Мольера, обратился к сочинению пьес. Первая сохранившаяся трагедия «Фиваида, или Братья-соперники» («La Thébaїde ou les frères ennemis», поставлена труппой Мольера в 1664; о судьбе детей Эдипа) создана в подражание героич. трагедиям П. Корнеля и галантным пьесам Ф. Кино. Историч. трагедия «Александр Великий» («Alexandre le Grand», поставлена труппой Мольера в 1665), представившая Александра Македонского в образе галантного любовника, стала симптомом нараставшей полемики Р. с Корнелем и отказа от героич. сюжетов.

1667–77 – период наивысшей творч. активности Р., которому покровительствовал Людовик XIV. Несмотря на популярность единственной комедии «Сутяги» («Les plaideurs», 1668, в рус. пер. 1797 – «Челобитчики»), созданной в духе Аристофана и высмеивавшей франц. судопроизводство, Р. вошёл в историю франц. лит-ры как трагедиограф. В снискавшей шумный успех трагедии «Андромаха» («Andromaque», пост. в 1667; рус. пер. 1794) Р. разработал новаторские для эстетики франц. классицизма тип героя и принципы построения сюжета. Принимая трёх единств теорию, он в значит. степени усилил психологизм трагедии, выдвинув на первый план конфликт страсти, разрушительной и ослепляющей, и нравственного долга, и сосредоточился на изображении человека мятущегося и страдающего – не такого, каким он должен быть (как у Корнеля), а такого, каков он есть со своими слабостями (следствие усвоенного янсенистского представления о предопределении и изначально греховной природе человека), а потому вызывающего сострадание. Выдвижение на первый план переживаний действующих лиц позволило Р. свести внешнее действие к минимуму и значительно упростить сюжет.

Поэтич. принципы, разработанные Р. в «Андромахе», были воплощены им и в последующих трагедиях. В политич. трагедии «Британик» («Britannicus», пост. в 1669, рус. пер. 1836) на примере одержимого страстями Нерона показано рождение деспотич. власти. Написанная также на сюжет из др.-рим. истории «Береника» («Bérénice», пост. в 1670) стала единственной трагедией Р., в которой герои, избрав путь самопожертвования, сумели обуздать свои страсти. В предисловии к «Беренике» Р. выступил против героич. эстетики Корнеля, утверждая принципы простоты, камерности действия и его правдоподобия (апеллируя к корнелевскому «Сиду», Р. критикует нагромождение событий, выпавших на долю героя за один день). Отмеченная элегич. интонацией, лишённая риторич. пафоса пьеса имела большой успех; Р. одержал победу в состязании с Корнелем, выступившим тогда же с трагедией «Тит и Береника».

Трагедия «Баязет» («Bajazet», пост. в 1672, рус. пер. 1827) свидетельствовала об увлечении Р. вост. культурой (действие перенесено в Турцию 17 в.); в ней затронуты темы, связанные с тиранич. властью и губительным воздействием страстей (султанша Роксолана влюблена в брата своего мужа). Трагедия «Митридат» («Mithridate», 1673; рус. пер. 1813) о судьбе Митридата VI Евпатора была высоко оценена Людовиком XIV, но широкого признания не получила. Трагедия «Ифигения» («Iphigénie», пост. в 1674, рус. пер. 1796) ознаменовала собой возвращение Р. к мифологич. сюжетам. Вершина творчества Р. – любовно-психологич. трагедия «Федра» («Phèdre», пост. в 1677, рус. пер. 1805), в которой Р. представил образ одержимой преступной любовной страстью женщины, глубоко страдающей от осознания греховности своих чувств и гибнущей в борьбе с ними.

Подвергнутый критике за «Федру» и обвинённый в изображении порока в привлекат. виде, Р. в 1677 прекратил писать пьесы. Он был назначен королевским историографом и вновь тесно сблизился с янсенистами. Возвращение в театр спустя 12 лет было ознаменовано постановками религ.-политич. трагедий «Эсфирь» («Esther», пост. в 1689, рус. пер. 1783) и «Гофолия» («Athalie», 1-й закрытый показ в 1690, публичная постановка в 1716; в рус. пер. 1784 – «Афалия»).

Среди др. произведений Р. – кантата «Идиллия мира» («Idylle sur la paix», 1685; музыка Ж. Б. Люлли), переводы сочинений Платона, Аристотеля, Диогена Лаэртского и др., эпиграммы (преим. на недоброжелателей, критикующих его трагедии), духовные песни и гимны, а также «Краткая история Пор-Рояля» («Abrégé de l’histoire de Port-Royal», изд. в 1742).

Р. – один из самых значит. представителей франц. классицизма, оказавший большое влияние на развитие жанра трагедии Нового времени. В России произведения Р. переводились с кон. 18 в. Наибольшей популярностью пользовалась «Федра»; её неоднократно ставили на рус. сцене; среди исполнительниц роли Федры – Е. С. Семёнова, А. Г. Коонен.