https://sun9-24.userapi.com/impg/hqDhf9ZQPH1pna1l7lWVRUBpxqmsSce2nFxNrw/gyO33cFsBds.jpg?size=864x1080&quality=96&sign=ee31876471a08730fc45050c1c5fd6bc&type=album
фото: chapchap.su

Анастасия Александровна Вертинская. Родилась 19 декабря 1944 года в Москве. Советская и российская актриса; народная артистка РСФСР (1988).

Анастасия Вертинская стала известной актрисой, когда ей было всего 15 лет. Она прославилась благодаря ролям в фильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Уже в 18 лет Вертинскую пригласили в труппу Московского драматического театра им. А.С. Пушкина. Она снималась в фильмах Михаила Козакова, Георгия Данелии, Сергея Бондарчука, играла во МХАТе и «Современнике». Вертинская стала известна не только в СССР, но и за границей, где ее считали «советской Вивьен Ли».

Первые роли в кино: Ассоль и Гуттиэре
Анастасия Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве. Ее отцом был поэт и певец Александр Вертинский, а матерью — актриса и художница Лидия Циргвава. За несколько месяцев до рождения Вертинской ее родители вернулись в СССР из эмиграции. Старшая сестра будущей актрисы — Марианна Вертинская — родилась еще в Шанхае.

Когда Вертинские только приехали в Москву, они не смогли получить квартиру или комнату. Первое время семья жила в гостинице «Метрополь». В собственную квартиру они въехали, только когда Анастасии Вертинской исполнилось три года. Родители будущей актрисы поселились на улице Горького (сейчас — Тверская).

Вертинская получила хорошее домашнее образование. С детства с ней и ее старшей сестрой занимался отец. Он учил дочерей иностранным языкам, музыке, этикету, водил в театры и музеи. Вертинская вспоминала: «Он старался всесторонне нас развивать: учил любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными».

В детстве Анастасия Вертинская мечтала стать балериной. Однако в театральную студию будущую актрису не взяли. Педагоги решили, что она слишком высокая. Тогда Вертинская решила стать переводчиком. Она начала дополнительно заниматься иностранными языками и готовилась поступать на филфак.

В 1960 году, в 15 лет, Вертинская впервые снялась в кино. Она сыграла главную героиню — Ассоль — в экранизации «Алых парусов» Александра Грина. На пробы Вертинскую пригласил художник картины Леван Шенгелия. Однако режиссер Александр Птушко сначала решил, что Вертинская не похожа на романтическую героиню.

На роль Ассоль до Вертинской пробовалось много актрис, в том числе Людмила Гурченко. Птушко долго не мог определиться с кандидатурой и в итоге решил утвердить малоизвестную молдавскую актрису по фамилии Маркач. Из-за этого он поссорился с Шенгелией. Художник вспоминал: «Мы по-разному представляли себе главную героиню — Ассоль. Я настаивал на Насте Вертинской и даже в своих эскизах использовал ее образ. В конце концов набрался смелости и заявил: «Если героиня будет не такая, я уйду с картины».

Художника поддержали операторы Геннадий Цекавый и Виктор Якушев. Из-за спора съемки картины чуть не отменили. Вмешалось руководство студии «Мосфильм». Художественный совет утвердил Анастасию Вертинскую на главную роль.

Снимали «Алые паруса» в Крыму. Вертинская раньше не занималась актерским мастерством и даже не посещала театральные кружки. Позднее она вспоминала: «Я тогда толком не знала, что делать перед камерой, как двигаться и что говорить». Помогал начинающей актрисе режиссер Александр Птушко и другие члены съемочной группы. А озвучила ее роль артистка Нина Гуляева.

Кроме Вертинской в фильме сыграл Василий Лановой. Он исполнил другую главную роль — капитана Артура Грея.

Премьера картины состоялась в 1961 году. «Алые паруса» стали одним из лидеров советского кинопроката. Ленту посмотрело более 23 миллионов зрителей.

Фильм прославил Анастасию Вертинскую. Она вспоминала: «Мне не нравилась моя внезапная слава. Я не могла спокойно сходить в магазин, пройти по улице, поехать куда-то на трамвае. Люди меня узнавали, останавливали, трогали, задавали бесконечные вопросы, просили автографы». Из-за съемок Вертинская пропустила половину учебного года. Ей пришлось перейти из обычной школы в вечернюю, где училась рабочая молодежь: «Мне там было легко: я давала автограф на своей фотографии, и мне в дневнике соответственно тоже ставили автограф…»

В том же 1961 году Вертинская вновь получила главную роль. Она сыграла Гуттиэре в экранизации научно-фантастического романа Александра Беляева «Человек-амфибия». О своей роли в «Человеке-амфибии» Вертинская позднее вспоминала: «Смеюсь над образом с нежностью и теплотой и делаю скидки на возраст. Смотрю на фильм, как смотрят на детские фотографии, где есть подростковая нелепость».

Специально для фильма Вертинская брала уроки у инструктора — чемпиона СССР по подводному плаванию Рэма Стукалова. Он научил начинающую актрису плавать и нырять. Вертинская отказалась от дублеров. Она сама выполняла сложные трюки: ныряла на большую глубину без акваланга, погружалась в ледяную воду.

Картина стала лидером проката в 1962 году. Ее посмотрело более 65 миллионов зрителей.

«Вивьен Ли советского экрана»
В 1963 году Анастасия Вертинская окончила школу. Она решила поступить в Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина, где уже училась ее старшая сестра Марианна. На вступительных испытаниях Вертинская провалилась, но уговорила преподавателей дать ей второй шанс. К повторным экзаменам актриса готовилась вместе с актрисой Людмилой Максаковой, подругой ее сестры.

Со второго раза Вертинскую зачислили в актерскую мастерскую. Ее однокурсниками были Никита Михалков и Николай Бурляев. Михалков вспоминал: «Она пришла на курс уже звездой. И хотя всегда вела себя очень достойно и сдержанно, для всех была человеком, который находится… бог знает где».

Училась Вертинская на отлично, но часто спорила с педагогами: «Мне все время ставили то три, то четыре по мастерству — хотя диплом с отличием: педагоги наказывали за то, что я никак не хочу сыграть героиню. То я играла коммунальщицу, которая соседям в еду соль подсыпает, то какую-то идиотку… Меня тянуло на характерные роли».

На втором курсе Вертинская вновь получила главную роль. Она сыграла Офелию в картине Григория Козинцева «Гамлет» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. В фильме также снялись Иннокентий Смоктуновский, Михаил Названов, Эльза Радзиня.

Актриса считала роль Офелии одной из самых сложных в своей карьере. В альманахе «Актеры советского кино» писали: «Да, нас вновь пленяют поэтичность и девственная ясность внешнего облика Офелии–Вертинской. Но мы хотим видеть в этой роли большее, хотим проследить глубину переживаний, развитие и переходы человеческих чувств. Но тщетно. Внешние движения актрисы не таят под собой движений внутренних».

Премьера «Гамлета» состоялась в 1964 году. Фильм стал одним из лидеров кинопроката и получил несколько советских и международных наград, в том числе специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля. Картину номинировали на премии BAFTA и «Золотой глобус». А о Вертинской стали писать зарубежные критики. Ее называли «Вивьен Ли советского экрана», «самой красивой советской актрисой».

Когда Анастасия Вертинская была студенткой театрального института, она сыграла в еще одном популярном фильме — киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». Режиссер предложил ей роль Лизы Болконской. В интервью журналу «Искусство кино» в 1985 году она рассказывала: «Моя работа в фильме началась с того, что я отказалась сниматься в роли… <…> Мне казалось, что я не подхожу к этому образу уже чисто внешне. Не говоря о том, что внутренне Лиза Болконская казалась абсолютно далекой, чуждой моим актерским возможностям». Однако Бондарчук уговорил актрису согласиться. В альманахе «Актеры советского кино» писали: «Анастасии Вертинской пришлось передать разные чувства, и она сделала это с ощущением внутренней актерской свободы и естественности поведения на экране. Перед нами уже не условно выражаемые, а истинные движения живой человеческой души».

В 1967 году Вертинская с отличием окончила Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина. В том же году она сыграла Кити Щербацкую в экранизации романа «Анна Каренина» Александра Захри.

Анастасия Вертинская — театральная актриса
В 1962 году, вскоре после выхода «Человека-амфибии», Анастасию Вертинскую пригласили в труппу Московского драматического театра им. А.С. Пушкина. Актрисе было только 18 лет. В том же году она сыграла одну из главных ролей в спектакле «Покой нам только снится».

Когда Вертинская окончила театральный институт, она перешла в Московский театр им. Е. Вахтангова. Там актриса играла всего один сезон. Уже в 1968 году она начала работать в «Современнике». В интервью «Новой газете» Вертинская рассказывала: «В «Современнике»… я ходила два года в массовке, потом играла какие-то роли, удававшиеся дай бог через раз». Среди известных ролей актрисы в этом театре — помещица Любовь Раневская в «Вишневом саде», Нина Заречная в «Чайке», Интересная женщина в постановке «А поутру они проснулись».

Ведущая роль Вертинской досталась и в спектакле «Двенадцатая ночь» по одноименной комедии Шекспира. Актриса сыграла графиню Оливию. Спектакль поставил главный режиссер Шеффилдского драматического театра Питер Джеймс. В интервью газете «Известия» Вертинская рассказывала: «Я обожаю этот спектакль. Английский режиссер Питер Джеймс дал нам невероятную свободу. У него было огромное чувство юмора, и это всех раскрепостило. Для актера играть комедию — огромное удовольствие, да и самим проектом все были увлечены». В спектакле также играли Олег Табаков, Константин Райкин, Марина Неелова.

В 1980 году Анастасия Вертинская ушла из «Современника» и присоединилась к труппе МХАТа. Актриса вспоминала: «Надо признаться, я вызревала очень медленно. И только перейдя из «Современника» во МХАТ, оказалась на необходимом и адекватном себе уровне профессионализма». Здесь Вертинская играла в спектаклях «Живой труп», «Тартюф», «Наедине со всеми». А в спектакле Анатолия Эфроса «Буря» по пьесе Уильяма Шекспира артистка исполнила сразу две роли — Просперо и Ариэля.

В 1989 году Вертинская поставила спектакль по собственной пьесе «Мираж, или Дорога русского Пьеро». Произведение она посвятила своему отцу Александру Вертинскому. А премьеру спектакля приурочили к его столетию.

«Мне нечего было играть»
В 1970-х и 1980-х Анастасия Вертинская стала реже сниматься в кино. Она вспоминала: «В театре я сыграла много характерных ролей. А в кинематографе действительно было время, когда под нажимом снимались стандартные идеологические советские фильмы по тематике. И мне нечего было играть. Огромный простой». От многих ролей актриса отказывалась сама.

Вертинская сыграла принцессу Луизу в философской сказке «Тень», архитектора Клару Вересову в драме «Человек на своем месте». Самой известной ролью актрисы в 1970-х стала светская львица Мона в двухсерийном фильме Михаила Козакова «Безымянная звезда». В основу картины легла одноименная пьеса румынского писателя Михаила Себастьяна.

Козаков хотел экранизировать «Безымянную звезду» еще в 1960-х, но не получил разрешения от Комитета по телевидению и радиовещанию. Его руководитель Сергей Лапин решил, что в сценарии много аллюзий на противостояние СССР и США в холодной войне. Режиссер несколько лет пытался добиться разрешения на съемки и наконец получил его в 1978 году. Козаков сам снялся в фильме. Он исполнил одну из главных ролей — Грига. В фильме также принял участие Игорь Костолевский.

В 1980-х Вертинская снялась всего в восьми фильмах. Она сыграла Джемму в экранизации «Овода» Этель Лилиан Войнич, герцогиню в «Житии Дон Кихота и Санчо». А в драме «Кража» партнером актрисы по съемкам вновь стал Иннокентий Смоктуновский.

За свои роли в театре и кино в 1988 году Вертинская получила звание народной артистки РСФСР.

Личная жизнь: «Не влюбиться в него было невозможно…»
Анастасия Вертинская была замужем дважды. Со своим первым супругом, актером и режиссером Никитой Михалковым, она встретилась, когда училась в театральном институте. Артистка вспоминала: «Это было настолько обаятельное существо, веселое, ну просто луч солнца. Он без конца острил, шутил. Его всегда окружала целая гоп-компания друзей. Не влюбиться в него было невозможно…»

В 1966 году Михалков и Вертинская поженились. Вскоре у них родился сын Степан. Однако через три года актеры расстались. Вертинская вспоминала: «Теперь уже, когда смотришь на наш брак с Никитой Михалковым сквозь призму времени, понимаешь, что мы не смогли вместе жить не по каким-то житейским или бытовым причинам. Это был период дикой жажды самоутверждения. Я исступленно, почти маниакально хотела стать актрисой. Ради этого, мне казалось, я должна пожертвовать всем. А Никита, конечно же, шел своим путем».

Вторым мужем Вертинской стал певец и композитор Александр Градский. Они поженились в 1976 году, но почти сразу расстались. Актриса вспоминала: «Этот брак я вообще браком не считаю. Он продлился крайне недолго и не принес мне ни особых разочарований, ни особого обольщения».

Своим главным увлечением Вертинская называет кулинарию. Она даже разработала специальное именное меню для ресторанов своего сына Степана Михалкова.

«У меня нет творческих планов»
В 1989 году Анастасия Вертинская ушла из МХАТа. Артистке предложили преподавать актерское мастерство в Оксфордском университете. Более 12 лет Вертинская работала педагогом за границей. Она вела мастер-классы во французском театре «Комеди Франсэз» и в швейцарской «Школе европейского кино».

В 1990-х Вертинская почти перестала сниматься в кино. Актриса сыграла Маргариту в экранизации романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Вертинская вновь исполнила все трюки сама — даже снялась без дублера в эпизоде, где ее героиня летает. Еще актриса сыграла атаманшу в картине «Бременские музыканты» Александра Абдулова.

В последний раз Вертинская снялась в кино в 2002 году. Она исполнила эпизодическую роль в комедии «Казус белли». В интервью «Известиям» актриса рассказывала: «У меня нет творческих планов. Рада была бы назвать, да нечего. Никогда не буду играть маму киллера и тому подобное. Сидеть в кадре бабкой и вязать мне неинтересно. Я как была прихотлива в выборе ролей, так и осталась. Но не вижу в этом никакой драмы».

Сейчас Вертинская занимается благотворительностью: она создала и возглавила Благотворительный фонд актеров. Еще артистка отреставрировала большое количество пластинок своего отца Александра Вертинского и опубликовала его мемуары.