https://sun9-54.userapi.com/impg/2k8agAhCaT_RQUoz6gO_eEYhWw4EQ1NOylp7ng/E4Cr1lZCzXc.jpg?size=1280x720&quality=96&sign=4c01e11de7a79286e4406de61a418d26&type=album
фото: desktopbackground.org

Скрипка считается одним из самых популярных в мире музыкальных инструментов. А имена таких величайших скрипачей как Антонио Вивальди, Николо Паганини, Арканджело Корелли, Леопольд Ауэр, Иван Хандошкин хорошо известны каждому ценителю классической музыки.

Скрипка представляет собой струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. Бывают также и пятиструнные скрипки, с добавлением нижней альтовой струны. Принадлежит музыкальный инструмент многим народам, в том числе и русским.

Играют на скрипке смычком, основу которого составляет деревянная трость, переходящая с одной стороны в головку, с другой прикрепляется колодка. Между головкой и колодкой натягивается волос из конского хвоста. Волос имеет кератиновые чешуйки, между которыми при натирании пропитывается канифоль, она позволяет волосу цеплять струну и извлекать звук.

История скрипки

Предшественниками скрипки были арабский ребаб, казахский кобыз, испанская фидель, британская кротта, слияние которых и образовало виолу. Отсюда итальянское название скрипки violino, а также славянский четырехструнный инструмент квинтового строя жига, отсюда немецкое название скрипки - geige.

Продолжавшаяся в течение нескольких веков борьба между аристократической виолой и народной скрипкой окончилась победой последней. В качестве народного инструмента скрипка особенно широкое распространение получила в Белоруссии, Польше, Украине, Румынии, Истрии и Далмации. Со второй половины XIX века получает распространение среди татар. С XX века встречается в музыкальном быту башкир.

В середине XVI века на севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Право считаться изобретателем «аристократической» скрипки современного типа оспаривают Гаспаро да Сало из города Бреши и Андреа Амати - основателя кремонской школы.

Производством скрипок занимаются скрипичные мастера. Прекрасной формой и превосходным материалом отличаются кремонские скрипки Амати, сохранившиеся с XVII века. Ломбардия славилась производством скрипок и в XVIII веке. Чрезвычайно высоко ценятся скрипки производства Страдивари, Андреа и Джузеппе Гварнери.

Скрипка является сольным инструментом с XVII века. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Бьяджо Марини 1620 года и «Capriccio stravagante» его современника Карло Фарины. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли. Затем следуют Торелли и Тартини, а также Локателли, ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры, его ученица Магдалена Лаура Сирмен, Никола Маттейс, создавший скрипичную школу в Великобритании, Джованни Антонио Пьяни.

Период барокко - период расцвета скрипки как профессионального инструмента. По причине близости звучания к человеческому голосу и способности производить сильное эмоциональное воздействие на слушателей, скрипка стала ведущим инструментом.

Звучание скрипки устанавливалось выше других инструментов, что делало ее более подходящим инструментом для игры мелодической линии. Играя на скрипке, музыкант-виртуоз способен исполнять быстрые и трудные фрагменты произведений.

Скрипки составляют также значительную часть оркестра, в котором музыканты поделены на две группы, известные как первые и вторые скрипки. Чаще всего мелодическая линия посвящена первым скрипкам, в то время как группа вторых исполняют аккомпанирующую функцию.

Иногда мелодия поручается не всей группе скрипок, а скрипке-соло. Тогда мелодию играет первый скрипач - концертмейстер. Чаще всего это необходимо для придания мелодии особого колорита, нежного и хрупкого. Скрипка-соло наиболее часто ассоциируется с лирическим образом.

Струнный квартет в его изначальном виде состоит из двух скрипок - музыкантов, исполняющих партии первой и второй скрипки, альта и виолончели. Аналогично оркестру, чаще всего ведущую роль играет первая скрипка, но в целом солирующие моменты могут быть у каждого инструмента.

Конструкция инструмента

Скрипка состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, вдоль которого натянуты струны. Размер полной скрипки составляет 60 сантиметров, вес - 300-400 грамм, хотя бывают и скрипки меньших размеров. Идеальная реакция скрипки, как и других смычковых, на щипок - громкий и короткий звук, иначе звук от изменчивых движений смычка будет усреднен во времени. Это реализуется непростой, но физически правильной, геометрией корпуса.