https://sun9-47.userapi.com/impg/J4Ccw8Sdtsw1TCvPGe-5d8i7hrqUprIl9mfACw/mFJ34Wwd2kY.jpg?size=736x1067&quality=96&sign=0672ad738dad7653848ae6f980eee86c&type=album
фото: rgnp.ru

СЕРЕБРЯКОВА Зинаида Евгеньевна [28.11(10.12).1884, имение Нескучное Белгородского у. Курской губ., ныне в Харьковской обл. – 19.9.1967, Париж], рос. живописец и график. Дочь Е. А. Лансере, внучка (по матери) Н. Л. Бенуа; сестра Е. Е. Лансере и Н. Е. Лансере.

Училась в мастерской О. Э. Браза в С.-Петербурге (1903–05), в академии «Ла Гранд-Шомьер» в Париже (зима 1905/06). С 1899 значит. часть года проводила в имении Нескучное, с дек. 1917 жила в Змиёве, с 1918 – в Харькове, в 1918–19 также в Нескучном, с дек. 1920 – в Петрограде. Посетила Италию (1902–03, 1914), Крым (1911, 1913), Швейцарию, Германию (1914). Чл. объединения «Мир искусства» (с 1911). Работала в разл. техниках (масло, темпера, акварель, сангина, с 1921 пастель, и др.). Писала портреты [«За туалетом. Автопортрет» (1909, ГТГ; см. илл. к ст. Автопортрет); «Пьеро» (1911, Одесский худож. музей), серия портретов петрогр. артистов балета (1921–24), в т. ч. Г. М. Баланчивадзе (см. илл. к ст. Дж. Баланчин) и А. Д. Даниловой (оба 1922, ГЦТМ; см. илл. к статье о ней)], в т. ч. групповые [«За завтраком» (дети художницы – Евгений, Александр и Татьяна, 1914, ГТГ; см. илл. к ст. Портрет); «Карточный домик» (1919, ГРМ)], обнажённую натуру («Купальщица», 1911, ГРМ), пейзажи, натюрморты («Атрибуты искусства», 1922, Гос. музей искусств Республики Казахстан, Алма-Ата). В сер. 1910-х гг. созданы лучшие работы С. на темы крестьянской жизни: «Крестьяне. Обед» (1914, ГРМ; см. илл. к ст. Крестьянство), «Жатва» (1915, Одесский худож. музей), «Беление холста» (1917, ГТГ). В духе неоклассицизма написаны картина «Баня» (1913, ГРМ), эскизы 4 панно (олицетворения Турции, Японии, Индии и Сиама) для Казанского вокзала в Москве (1915–16) и др. В 1921 работала в мастерских наглядных пособий при Отделе нар. образования в Петрограде.

С сент. 1924 жила в Париже. Продолжила писать портреты, в т. ч. автопортреты (св. 70 в разл. техниках), портреты членов своей семьи, деятелей иск-ва (С. С. Прокофьева, 1926; К. А. Сомова, 1928; С. М. Лифаря, 1961), также заказные (членов семьи Ротшильд, 1962, и др.), натюрморты. В 1925–62 во время творч. поездок (ок. 40) по Франции (в т. ч. по Бретани и Лазурному берегу) и странам Зап. Европы (Англия, 1925, 1938, 1947–54; Германия, 1927, 1930; Бельгия, 1928, 1930; Италия, 1932 и 1937; Швейцария, 1939, 1950-е гг.; Португалия, 1957), в Марокко (зима 1928/29, 1932) создавала серии живописных и графич. пейзажей, портретов, бытовых зарисовок. Вместе с сыном исполнила декоративные панно для особняка барона Ж. де Браувера в Помрёле в Бельгии (1936–37).

Дети – арх. Евгений Борисович (1906–1991; жил преим. в Ленинграде; после 1945 восстанавливал дворцово-парковые ансамбли), художники Александр Борисович (1907–95; с 1925 жил в Париже), Татьяна Борисовна (1912–89; с 1943 жила в Москве; сценограф) и Екатерина Борисовна (1913–2014; с 1928 жила в Париже) Серебряковы.