https://sun9-48.userapi.com/impg/iQxqz_tPMOcxrKfqQMapPue5grGDnGmfXVES5Q/C1t2DO46yeE.jpg?size=1280x853&quality=96&sign=9c2e47dd7d825c0c6a8071eecbc18dc4&type=album
фото: rostec.ru

7 декабря 1944 года в Чикаго (штат Иллинойс, США) на конференции по воздушному праву была подписана Конвенция о международной гражданской авиации (англ. – Convention on International Civil Aviation), также известная как «Чикагская Конвенция», которая стала основным источником международного воздушного права. Изначально ее подписали 52 страны (участницы конференции), а сегодня участниками Конвенции являются более 190 государств.

Необходимость создания и подписания данного документа была обусловлена развитием гражданской авиации во многих странах и планами ее дальнейшего развития и именно в мирных целях, что стало наиболее актуально к окончанию Второй мировой войны. Принимая во внимание, что будущее развитие международной гражданской авиации, причем при общих правилах и нормах, может в значительной степени способствовать созданию и сохранению дружбы и взаимопонимания между государствами, представители стран-участниц на чикагской конференции и подписали данную Конвенцию.

Она состоит из преамбулы и 96 статей, разделенных на четыре тематические части: 1. Аэронавигация (статьи 1-42), 2. Международная организация гражданской авиации (статьи 43-66), 3. Международный воздушный транспорт (статьи 67-79), 4. Заключительные положения (статьи 80-96). Так, Конвенция установила основные принципы работы международной авиации, в частности, правила полетов над территорией стран участниц, принцип национальной принадлежности воздушного судна, облегчение международных полетов, международные стандарты и рекомендованную практику (SARPs), и т.д.

Одним из важных результатов подписания данного документа стало создание Ассамблеи Организации Международной гражданской авиации (ICAO, ИКАО), на которую были возложены функции контролирующего органа за соблюдением исполнения положений Конвенции и ее приложений, а также задачи по созданию международных норм гражданской авиации и координации ее развития с целью повышения безопасности и эффективности.

Чикагская Конвенция вступила в силу 4 апреля 1947 года (для ратифицировавших ее стран), а в октябре того же года ICAO стала специализированным агентством при ООН. Первоначально текст Конвенции был составлен лишь на английском языке. Позднее, в 1968 году, был подписан Протокол об аутентичном трехъязычном тексте Конвенции – были добавлены тексты документа на французском и испанском языках. Текст на русском языке, аутентичный английскому, французскому и испанскому, был принят в 1977 году.

В память о подписании Чикагской Конвенции ежегодно 7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации.