https://i.imgur.com/Z0RI14m.jpg
фото: worldofaphorism.ru

ХЭ́ЗЛИТТ (Hazlitt) Уиль­ям (10.4.1778, Мейд­стон, граф­ст­во Кент – 18.9.1830, Лон­дон), англ. лит. кри­тик, эс­се­ист. Ро­дил­ся в се­мье свя­щен­ни­ка. Учил­ся в ду­хов­ной се­ми­на­рии (1793–95; не окон­чил). Обу­чал­ся жи­во­пи­си во Фран­ции, ко­то­рую по­ки­нул в 1803 как англ. под­дан­ный; за­ня­тия жи­во­пи­сью ока­за­ли за­мет­ное воз­дей­ст­вие на фор­ми­ро­ва­ние эс­те­тич. взгля­дов Х. По воз­вра­ще­нии сбли­зил­ся с У. Вор­дс­вор­том, С. Кол­рид­жем и др. пред­ста­ви­те­ля­ми ро­ман­тиз­ма; об­ра­тил­ся к за­ня­ти­ям фи­ло­со­фи­ей, что на­шло от­ра­же­ние в трак­та­те «О прин­ци­пах че­ло­ве­че­ских по­ступ­ков» («An essay on the principles of human action», 1805). На ру­бе­же 1800–10-х гг. сбли­зил­ся с Дж. Кит­сом, Ч. Лэ­мом; вы­сту­пал с ост­рок­ри­тич. стать­я­ми на раз­но­об­раз­ные те­мы: от по­ли­ти­ки до лит-ры и иск-ва. Бле­стя­щий стиль и яр­кая об­раз­ность язы­ка, ост­ро­умие и ши­ро­кая эру­ди­ция Х.-пуб­ли­ци­ста оп­ре­де­ли­ли ус­пех его сб-ков «Подъ­ём и про­гресс со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии» («The rise and progress of modern philosophy», 1812), «Круг­лый стол» («The round table», совм. с Дж. Г. Л. Хан­том, 1817), «По­ли­ти­че­ские опы­ты» («Political essays», 1819), «За­столь­ные бе­се­ды» («Table talk», 1821–22, рус. пер. 2010), «Дух вре­ме­ни» («The spirit of the age», 1825), ока­зав­ших за­мет­ное влия­ние на эс­сеи­сти­ку по­сле­дую­щих по­ко­ле­ний анг­ло­языч­ных пи­са­те­лей. Ро­ман­тич. вос­при­ятие твор­че­ст­ва У. Шек­спи­ра от­ра­зи­лось в кн. «Пер­со­на­жи шек­спи­ров­ских пьес» («Characters of Shakespeare’s plays», 1817). Зна­чи­тель­но по­влия­ли на фор­ми­ро­ва­ние лит. вку­сов его сб-ки ис­то­ри­ко-лит. эс­се «Лек­ции об анг­лий­ских по­этах» («Lectures on the English poets», 1818), «Лек­ции об анг­лий­ских ко­ми­че­ских пи­са­те­лях» («Lectures on the Eng­lish comic writers», 1819) и «Лек­ции об анг­лий­ской дра­ме ели­за­ве­тин­ской эпо­хи» («Lectures chiefly on the dramatic literature of the age of Elizabeth», 1820). Ав­тор книг: «Сво­бод­ная лю­бовь, или Но­вый Пиг­мали­он» («Liber Amoris, or The new Pygmalion», 1823), в ко­то­рой бро­сил вы­зов об­ществ. мо­ра­ли; «Жизнь На­по­ле­о­на Бо­на­пар­та» («The life of Na­poleon Buonaparte», 1828–30) и др.