фото: shkolazhizni.ru
Вопросы безопасного обращения пестицидов чрезвычайно важны. Пестициды являются высоко биологически активными соединениями, преднамеренно вносимыми в окружающую среду и циркулирующими в ней, поэтому могут представлять реальную опасность для здоровья населения и среды его обитания. Во всем мире с медицинских позиций пестициды оцениваются и регламентируются наиболее строго.
Способность пестицидов к циркуляции в объектах окружающей среды (вода, почва) и их наличие в сельскохозяйственной продукции обуславливают возможность их хронического неблагоприятного воздействия на живой организм. К тому же немало действующих веществ пестицидов, прежде всего хлорорганические соединения, а также тяжелых металлов (ртуть, свинец), содержащихся в отдельных компонентах средств химизации сельского хозяйства, обладают способностью к накоплению в биосредах человека: кровь, грудное молоко, волосы.
Многолетние научные эпидемиологические исследования подтвердили влияние пестицидов на состояние заболеваемости работающих с временной утратой трудоспособности, в том числе за счет роста числа аллергозов, заболеваний токсического генеза, болезней печени и желчного пузыря, эндокринной системы и органов пищеварения. В регионах интенсивного применения пестицидов отмечается повышенная заболеваемость детей и рост числа врожденных аномалий. У большинства обследованных больных и здоровых лиц, контактирующих с пестицидами, отмечены изменения клеточного и гуморального иммунитета.
На фоне ряда показателей, характеризующих здоровье нации (рождаемость, рост аллергической, инфекционной, репродуктивной, онкологической заболеваемости и др.), пестициды являются дополнительным фактором риска.
Первоочередное внимание уделяется именно качеству пестицидов и обеспечению мер безопасного обращения с ними. С этой целью проводятся двухгодичные регистрационные испытания каждого из заявленных препаратов, их тщательная токсиколого-гигиеническая оценка, включая подтверждение наличия соответствующих условий для их производства и четкую гигиеническую регламентацию сферы и регламентов применения препаратов.
При токсиколого-гигиенической оценке действующих веществ пестицидов в обязательном порядке оценивается их количественное содержание в техническом продукте и наличие релевантных (токсикологически значимых, опасных) примесей.
Не допускается государственная регистрация пестицидов, для которых в Российской Федерации не утверждены в установленном порядке необходимые гигиенические нормативы и методы их аналитического контроля в сельскохозяйственной продукции и объектах окружающей среды. И таких методов (практически для каждого действующего вещества и соответствующих объектов контроля) несколько, учитывая разный уровень технической оснащенности действующих аналитических лабораторий.
Также обязательным условием допуска препаратов на потребительский рынок страны является их предварительная классификация по степени опасности для людей и среды их обитания. Эта классификация основывается на комплексной токсиколого-гигиенической оценке препаратов не только их активных действующих веществ, но и препаративных форм в целом, включая токсиколого-гигиеническую оценку возможных опасных компонентов.
Пестициды 2-го класса опасности (высоко опасные) не допускаются к использованию в условиях личных подсобных хозяйств (ЛПХ), для авиационных обработок, применения в защищенном грунте и др. Чрезвычайно опасные вещества (1-го класса) в стране практически не применяются.
Информация для пользователей (как коллективных и фермерских хозяйств, так и для отдельных граждан, использующих препараты в условиях ЛПХ) в обязательном порядке включает указание класса их опасности и детальное изложение сферы, регламентов применения и мер безопасного обращения с ними.
За последние годы взамен стойких и высоко опасных соединений все чаще предлагаются препараты нового поколения или смесевые, позволяющие добиться эффекта при сниженных нормах расхода и уменьшенном содержании в структуре препаратов наиболее опасных компонентов.
Существенные коррективы внесены в объемы и регламенты применения пестицидов, способных вызывать неблагоприятные отдаленные последствия для здоровья людей и длительное время сохраняться в объектах окружающей среды: почва, водные объекты. Так, запрещено использование пестицидов на основе действующих веществ ацетохлор и трифлуралин; существенно ограничена сфера применения препаратов на основе глифосата, манкоцеба, беномила, хлорпирифоса, обладающих канцерогенными свойствами. Исключено использование в условиях личных подсобных хозяйств аммиачной селитры и простых калийных удобрений (основываясь на их физико-химических характеристиках и необходимости соблюдения специальных мер по радиационной безопасности при хранении и использовании калийных удобрений).
В числе химических средств защиты растений последние годы все больше соединений нового поколения, целенаправленного (избирательного действия на тот или иной вредный объект, не стойких в окружающей среде с низкими нормами расхода и кратностью обработок, что минимизирует риск загрязнения возделываемой сельскохозяйственной продукции, водных объектов вблизи мест обработок и пр. Так, пестициды на основе метсульфурон-метила, трибенурон-метила, тифенсульфурон-метила и аналогичных соединений группы сульфонилмочевин (умеренно- или малоопасные соединения, не стабильные в окружающей среде) применяются с нормами расхода не более 8-10 г/га и однократно, при этом остаточные количества таких действующих веществ в продукции растениеводства и объектах окружающей среды практически не обнаруживаются.
Заметно сокращено производство и поставка смачивающихся порошков пестицидов (СП), при использовании которых существует реальный риск загрязнения окружающей среды и воздуха рабочей зоны операторов, занятых на этих работах.
Наиболее сложной проблемой были и остаются вопросы сбора, идентификации и обезвреживания устаревших и непригодных к дальнейшему использованию по назначению препаратов, в том числе обезличенных или находящихся в смеси. Объем таких препаратов за последние годы, при активной поддержке Администрации субъектов Российской Федерации, заметно сократился.
Также серьезной проблемой остается обезвреживание или возможная утилизация непригодных к дальнейшему использованию по назначению препаратов и тары из-под них.
По инициативе и активной организационной и финансовой поддержке производителей средств защиты растений в Воронежской области был внедрен пилотный проект по сбору и обработке тары из-под пестицидов. Созданы три компании по сбору оборотной тары из четырех Федеральных округов (Центральный, Южный, Приволжский, Северо-Кавказский) и еще три компании по обработке тары. Металлическая тара (после первичной обработки) идет на переплавку, а тара из полимерных материалов (также - после первичной обработки) используется как вторсырье для вторичной переработки.
Роспотребнадзор напоминает, что важнейшей задачей остается четкое, неукоснительное соблюдение установленных мер безопасности на всех этапах производства, поставки и использования пестицидов, повышение ответственности и профессиональной грамотности в этих вопросах пользователей всех уровней - как в сельскохозяйственном производстве, так и в лесном, коммунальном, фермерском и личных подсобных хозяйствах, повышение эффективности производственного и государственного контроля и надзора за их обращением, а также проведение мониторинга за содержанием действующих веществ стойких пестицидов в водных объектах и почвах в местах возделывания сельскохозяйственных культур.
Ежегодно учреждениями Роспотребнадзора исследуется более 100 тысяч проб пищевых продуктов и объектов окружающей среды на соответствие гигиеническим требованиям по содержанию остаточных количеств пестицидов.
Справочно:
Роспотребнадзором утвержден ряд нормативных документов, направленных на охрану здоровья населения и предотвращение негативного влияния пестицидов на среду обитания человека:
Санитарные правила и нормы (СанПиН 1.2.2584-10) «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» (в составе данных СанПиН изложена гигиеническая классификация препаратов по степени опасности); с учетом современных требований и внедрения новых технологий утверждены 3 дополнения к данным СанПиН, включая совершенную технологию обработки и утилизации использованной оборотной тары из-под пестицидов;
СанПиН 1.2.1330-03 «Гигиенические требования к производству пестицидов и агрохимикатов»;
Гигиенические нормативы (ГН 1.2.3539-18) содержания пестицидов в объектах окружающей среды (перечень).
Положения действующих санитарных правил Российской Федерации легли в основу раздела 15 «Требования к пестицидам и агрохимикатам» утвержденных Евразийским Экономическим Союзом в 2010 году «Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)».
С учетом предложений гигиенистов разработаны утвержденные в последующем Советом ЕврАзЭС Технические регламенты «О требованиях к минеральным удобрениям» (ТР № 150 от 30.11.2016) и «О безопасности химической продукции» (ТР № 19 от 03.03.2017).
Важное значение в деятельности учреждений госсанэпидслужбы Российской Федерации уделяется совершенствованию лабораторного (аналитического) контроля за оборотом пестицидов и проведению мониторинговых исследований (скрининг здоровья населения во взаимосвязи с оценкой загрязненности пестицидами объектов окружающей среды).
В субъектах Российской Федерации функционирует более тысячи специализированных лабораторий на базе Центров госсанэпиднадзора, осуществляющих контроль за содержанием токсичных элементов (тяжелых металлов и др.), и более 300 лабораторий по контролю за остаточными количествами пестицидов в продуктах питания и объектах окружающей среды (треть из них являются межрайонными и число их постоянно растет).
Лабораторные исследования проводятся более чем по 60 группам, включающим в себя 216 видов пестицидов. Внедрены более сложные и высокоточные методы контроля: газовая хроматография, высокоэффективная жидкостная хроматография, хромато-масс-спектрометрия. Если в 1996 году меньше половины исследований (42,7 %) выполнены с помощью газовой хроматографии, то в 2017-2018 годах – более 80 24_