https://sun9-69.userapi.com/impg/-HXmJa5zB64N8RaqLgLedbhyY7G37W9RySlHPg/28YLdYic4nc.jpg?size=800x800&quality=96&sign=1def59aec566ab4c851f61b41c96df42&type=album
фото: g4v.mychapchap.ru

Беляева Элеонора Валериановна. Российский музыкальный редактор. Заслуженная артистка РСФСР. Ведущая популярной программы «Музыкальный киоск». Прославилась своей мягкой, интеллигентной манерой, с которой знакомила публику как с примерами классической музыки, так и с современными авторами.

Элеонора Беляева родилась 1 декабря 1935 года в селе Рамонь Воронежской области. Отец девочки был военным. Детство будущей телеведущей пришлось на время Великой Отечественной войны и последующие годы, тяжелые для всего Советского Союза. Благодаря своей матери, которая мечтала о музыкальной карьере для маленькой Эли, девочка с отличием закончила Центральную музыкальную школу в Воронеже по классу фортепиано. Затем было Воронежское музыкальное училище, и, наконец, знаменитая столичная «Гнесинка».

Но певческой карьере не суждено было сложиться. На следующий день после очередного экзамена Беляева потеряла голос. Сказалось несколько причин: стресс из-за развода с первым супругом, а также изначальная ошибка гнесинских педагогов - вокал Беляевой определили как колоратурное сопрано, хотя у девушки был диапазон лирического. Из-за этого обучение велось неправильно, что и привело к таким печальным последствиям.

Потеря голоса стала сильным ударом для певицы. К тому же, оставшись после развода с маленькой дочерью на руках, Беляевой нужно было искать средства к существованию. Какое-то время она занималась переписыванием нот, и давала частные уроки игры на фортепиано.

На телевидение Элеонора Беляева попала волей случая. Однажды, встретив на улице своего сокурсника Владимира Федосеева, она в разговоре обмолвилась о своем бедственном положении. Федосеев помог старой знакомой устроиться на телевидение редактором в отдел массовых жанров. Беляеву несколько раз переводили между отделами. Она работала и с народным творчеством, и с классической музыкой, прежде чем начала работать с Ниной Зотовой, которой Элеонора Валериановна до последних дней была благодарна за то, что та ввела неопытную выпускницу Гнесинского училища в мир телевидения.

«Музыкальный киоск», программа-дополнение к «Голубому огоньку», созданная по идее Александра Габриловича, впервые увидела свет в 1960 году. Изначально Элеонора Беляева работала редактором этой телепередачи, здесь ей изрядно пригодилось ее музыкальное образование. Однако, спустя полгода вышло так, что девушке пришлось «закрыть дыру» в эфире и провести «Музыкальный киоск» вместо заболевшей ведущей. Первая попытка оказалась удачной, и Беляева была назначена ведущей программы, где и проработала более тридцати лет.

Из-за отсутствия рекламы «Музыкальный киоск» был основным источником информации для любителей музыки, ведь здесь меломанов знакомили с очередными музыкальными новинками. Несмотря на то, что эфир программы длился всего полчаса, а сам «Музыкальный киоск» выходил раз в неделю, подготовка материала занимала практически все основное время. Беляева добросовестно отслушивала все исполнения выбранного концертного произведения и выбирала самое достойное. Здесь ей пригодился тонкий музыкальный вкус, привитый еще во времена учебы в музыкальном училище.

Сама телеведущая в некоторой степени задавала формат программы. Ее элегантный внешний вид, вдумчивая подача материала и неизменно уважительное отношение к гостям «Музыкального киоска» завоевали горячую любовь телезрителей, которые называли Элеонору Валериановну «гранд-дамой советского телевидения». Как и все передачи того времени, «Киоск» не избежал цензуры: как вспоминает телеведущая, ей настоятельно рекомендовали не упоминать в эфире имен Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина, которые в свое время эмигрировали из Советского Союза. При этом цензура практически не сказывалась на качестве самой программы благодаря тщательной ее подготовке и личному обаянию Элеоноры Беляевой.

Кроме того, ограничения касались также внешнего вида самих телеведущих. Так, однажды пришлось переписывать новогоднюю программу, так как женщинам-дикторам было запрещено появляться в кадре в брюках. Учитывая тот момент, что Беляева в «Музыкальном киоске» обычно сидела и видна была только по верхнюю половину тела, можно представить себе весь абсурд ситуации. Когда же Элеонора Валериановна сменила прическу, обрезав свою косу, редакция передачи была буквально завалена возмущенными письмами телезрителей. Последний факт можно скорее отнести к широкой популярности самой Беляевой. В 1968 году за свой вклад в культурную сферу телеведущая получила премию «Золотое перо России», а спустя четырнадцать лет на пике своей популярности Беляева была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР.

Юбилейный, тридцатилетний выпуск «Музыкального киоска» состоялся в 1992 году, эту передачу Беляева вела совместно с актером Александром Ширвиндтом. К сожалению, спустя три года «Киоск» закрыли из-за нерентабельности. Как вспоминала сама телеведущая, каждый новый руководитель канала пытался закрыть программу, но ее всенародная популярность не давала это сделать.

Беляева Элеонора Валериановна скончалась 20 апреля 2015 года в Москве из-за оторвавшегося тромба в возрасте 79 лет. Похоронена в Москве на Котляковском кладбище рядом с родителями.

Семья Элеоноры Беляевой

Была трижды замужем.

Всех мужей звали Анатолиями.

Первый муж - баянист Анатолий Беляев (род. 1931), народный артист России.

Дочь - Мария Анатольевна Беляева, художник.

Внучка - Анастасия, стилист.

Награды и почетные звания Элеоноры Беляевой

«Золотое перо России» - (1968);

Заслуженная артистка РСФСР.