фото: polit.ru
Русанов Владимир Александрович. Русский арктический исследователь и руководитель научных экспедиций. На моторно-парусных судах обошел вокруг Новой Земли. Обследовав остров Шпицберген закрепил за Россией несколько месторождений угля. Возглавляя экспедицию на боте «Геркулес» пропал без вести с экипажем.
Владимир Русанов родился 15 ноября 1875 года в городе Орел. Мальчик вырос в обеспеченной купеческой семье, однако рано потеряв отца, вскоре разорились. Несмотря на материальные трудности, мать постаралась дать сыну хорошее образование. Из-за неуспеваемости юноша не смог окончить ни гимназию, ни училище.
Единственной страстью Русанова являлись приключенческие романы и коллекционирование камней. В двенадцать лет мать предприняла еще одну попытка обучить сына, на этот раз устроив его в Орловскую семинарию, которую окончил в 1897 году.
Во время учебы свои революционные настроения выплескивал, посещая подпольные кружки, например, социал-демократический «Рабочий Союз». В 1897 году подпольщика-активиста Русанова арестовали. Свое самообразование продолжил уже в тюрьме, где внимательно изучил книгу Нансена «Среди льдов и во мраке полярной ночи».
Выйдя на свободу через два года продолжил революционную деятельность, за что снова арестован и со своей молодой женой сослан в город Усть-Усольск, Иркутской области. Отсюда предпринял свои первые путешествия по Печорскому краю, работая статистиком в земской управе города. Так как ему запретили жить во всех крупных российских городах, Владимир уехал в Париж, где окончил Сорбоннский университет и защитил докторскую диссертацию по геологии. В это же время решил заняться изучением Новой Земли.
Весной 1907 года Владимир Русанов возвратился в Россию. Прибыв в Архангельск, к удивлению, встретил со стороны местных властей содействие в подготовке экспедиции на Новую Землю. Объяснялось это тем, что на Новой Земле безнаказанно хозяйничали норвежцы, и архангельский губернатор видел в экспедиции Русанова одну из мер, направленных против браконьерства.
В Архангельске к Русанову присоединился студент-зоолог Харьковского университета Леонид Молчанов, с которым в середине июля и прибыл на рейсовом пароходе «Королева Ольга Константиновна» к устью пролива Маточкин Шар. Отсюда, в сопровождении проводника-ненца на ненецком судне совершили плавание по проливу до Карского моря и обратно.
В сентябре 1907 года Русанов вернулся в Архангельск, а затем, побывав в родном Орле, снова выехал в Париж. Это путешествие окончательно определило направление его дальнейшей научной деятельности. Исследования Русанова на Новой Земле, проведенные им самостоятельно и по собственной инициативе, получили высокую оценку профессоров Сорбонны. Поэтому, когда весной 1908 года для французской экспедиции на Новую Землю потребовался геолог, из многих кандидатов единодушно был избран Русанов. Он с радостью принял это предложение, позволявшее ему продолжить свои исследования по геологии Новой Земли.
Сборы задержали его в Париже, и ученый догнал экспедицию в бухте Белушьей на Новой Земле. Отсюда Русанов с тремя участниками экспедиции вновь направился на пароходе «Королева Ольга Константиновна» в становище Маточкин Шар, затем на ненецком карбасе прошел проливом в Карское море и поднялся вдоль берега к северу до залива Незнаемого. Обследуя этот залив, Русанов сделал интересное открытие: на небольшом полуострове обнаружил неизвестные до этого ископаемые организмы.
Продолжая свое путешествие, Русанов совершил первый в истории сухопутный поход по Новой Земле. Исследователь пересек ее от залива Незнаемого до бухты Крестовой на западной стороне острова. Следует отметить, что Баренцева моря достиг лишь один Русанов, остальные путешественники, не выдержав трудностей пути, отстали.
В сентябре 1908 года экспедиция закончила работы, и Русанов прибыл в Архангельск. Еще в экспедиции начал писать научный отчет о своих исследованиях в 1907 и 1908 годах. Отчет, представленный им начальнику экспедиции капитану Бенару, оказался им без всяких изменений помещен в своих книгах. При этом Бенар ни разу не указал на истинного автора наиболее интересных глав своих трудов.
Вскоре, Русанова назначили начальником экспедиции на остров Шпицберген. Его путешествия, не знавшие неудач, и все возраставший авторитет служили лучшей гарантией успеха. Экспедиция отправлялась на небольшом зверобойном судне «Геркулес», приспособленном для плавания во льдах. Кроме парусного вооружения, судно имело двадцатичетырехсильный двигатель и обладало прекрасными мореходными качествами. В экспедицию вместе с Русановым отправилась его невеста Жюльетта Жан, являвшаяся геологом и врачом.
«Геркулес» вышел 9 июля 1912 года из Александровска-на-Мурмане, имея на борту четырнадцать участников экспедиции. По плану судно должно было вернуться в октябре этого же года. Однако полуторагодовой запас продовольствия и обилие полярного снаряжения на судне свидетельствовали о том, что у Русанова были иные намерения. Исследователь хотел на этом судне обнаружить Великий Северный морской путь.
Экспедиция 16 июля 1912 года благополучно достигла острова Западный Шпицберген и вошел в залив Белзунд, находящийся на западной стороне острова. Отсюда Русанов вместе с двумя матросами пешком прошел до восточного берега Западного Шпицбергена и обратно. Этот переход, совершенный в условиях горной местности, покрытой ледником, едва не закончился гибелью Русанова: на обратном пути ученый провалился в ледниковую трещину и только каким-то чудом задержался на небольшом выступе на краю глубокой пропасти.
Из Белзунда «Геркулес» перешел в Айсфиорд, а затем в Адвентбай. Обследовав все западное побережье острова, Русанов открыл богатые месторождения угля. К началу августа экспедиция закончила выполнение официальной программы: двадцать восемь заявочных знаков, поставленных Владимиром Александровичем, закрепляли за Россией право на разработку угля на Шпицбергене. Помимо этого собраны палеонтологические, зоологические и ботанические коллекции, а во время плавания на Шпицберген и в его прибрежных водах проведены океанографические исследования.
Отправив с попутным норвежским пароходом трех человек со Шпицбергена в Россию, Русанов пошел на Новую Землю. В Маточкином Шаре 18 августа 1912 года оставил для отправки на материк телеграмму следующего содержания: «Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».
Эта телеграмма, раскрывавшая план Русанова оказалась последним известием, полученным с «Геркулеса». Где и при каких обстоятельствах погибла экспедиция Русанова, выяснить не удалось. Поиски ее, проведенные в 1914 и 1915 годы по инициативе Русского Географического общества, ничего не дали. Только в 1934 году на острове Геркулес, находящемся близ берега Харитона Лаптева, обнаружен столб, врытый в землю, на котором вырублена надпись «Геркулес. 1913».
В том же году на острове Попова-Чукчина, названом по имени участников экспедиции Русанова, расположенном в шхерах Минина, найдены остатки одежды, патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож и другие вещи, принадлежавшие участникам экспедиции на «Геркулесе». После тщательных поисков неподалеку от этих предметов найдена мореходная книжка матроса «Геркулеса» Александра Чукчина и серебряные часы с инициалами Владимира Попова, тоже матроса «Геркулеса», и справка, выданная на его имя.
Судя по этим находкам, можно предполагать, что крайне неблагоприятные ледовые условия в 1912 году принудили «Геркулес» к зимовке где-то в районе северной части Новой Земли, а в следующем году Русанов, видимо, достиг Северной Земли. В пользу этого предположения говорят также следы чьей-то стоянки, обнаруженные в 1947 году в заливе Ахматова на северо-восточном побережье острова Северная Земля. По всей вероятности, это следы экспедиции Русанова.
Владимир Александрович Русанов считается погибшим с 30 января 1913 года.
Память о Владимире Русанове
В его честь названа гора Русанова в составе Русских гор в Антарктиде.
Именем Русанова в городе Северодвинске назван Русановский переулок.
В 1964 году в Москве в память Русанова назван проезд.
Ледокол-пароход «Владимир Русанов».
Советский портовый ледокол «Владимир Русанов».
В городе Печоре установлен памятник В. А. Русанову.
В городах Архангельск и Мурманск названа улица в его честь.
В городе Орле названа улица в его честь и установлен бюст исследователя. В 1982 году открыт музей В. А. Русанова.
В городе Печора в честь него названа улица, на которой расположен памятник В. А. Русанову.
В 1976 году в Троицко-Печорском районе Республики Коми в честь него назван посёлок Русаново, которой ранее назвался п. Райпромкомбинат.
В 2018 году в рамках реализации проекта «Ямал СПГ» спущен на воду танкер-газовоз ледового класса пр. Arc7 «Владимир Русанов».
Семья Владимира Русанова
Жена - Мария Булатова, умерла при родах в 1905 году в Париже.
Сын - Александр, воспитывался матерью Русанова.