В 25 лет Эраст Гарин уже стал звездой Государственного театра им. Всеволода Мейерхольда. Его образы Хлестакова и Чацкого называли лучшими в истории. Актер сам ставил спектакли и снимал кино, записывал радиопостановки и озвучивал мультфильмы. Всесоюзную славу ему принесли роли королей в фильмах «Золушка», «Обыкновенное чудо» и «Каин XVIII». Юрий Никулин говорил: «Настоящих комедийных актеров у нас мало. А Гарин был не просто блестящий комедийный актер. Его таланту была подвластна высшая сфера драматического искусства — трагикомедия».
Первый выход на сцену и Рязанский гарнизонный театр
Эраст Гарин родился 10 ноября 1902 года в Рязани. Его настоящая фамилия была Герасимов. Отец, Павел Герасимов, служил лесничим. Мать, Мария Гарина, вела хозяйство и воспитывала двоих детей — будущего актера и его сестру Татьяну. Родителям кроме жилья в городе принадлежал небольшой сельский дом, поэтому семья часто проводила время на природе. В детстве Эраст Герасимов любил цирк, и мать старалась покупать билеты на каждое представление в шапито.
В 1910 году будущий актер поступил в Рязанскую мужскую гимназию. Вместе с ним учился сын владельца городского кинотеатра. Из озорства мальчик отрезал кусочки от кинопленок. Иногда эти фрагменты доставались Эрасту Герасимову, и он показывал матери и сестре отрывки фильмов на своем маленьком проекторе.
Уроки в гимназии Герасимова интересовали мало. В 1916 году он писал сестре: «Учиться стал очень хорошо. Двойки только по алгебре, французскому, немецкому, латыни, истории, но я все-таки начал исправляться». В старших классах он увлекся театром, почти каждый вечер ходил на спектакли и мечтал, что когда-нибудь сам окажется на сцене.
Летом 1917 года Эраст Герасимов окончил гимназию, которую незадолго до того переименовали в шестую трудовую школу, и устроился статистом в труппу Рязанского городского театра. Там он играл второстепенные роли без слов. Артист вспоминал: «Пришел я к Николаю Афанасьевичу Листову, он руководил нашим городским театром, пришел просто так, с улицы… <…> …что я чувствовал, впервые появившись на сцене… Перепугался! Больно много людей смотрело на меня. Хотя, если разобраться, я и виден никому не был». Дебютом Герасимова стал спектакль «Враги» по произведению Максима Горького. Затем он участвовал в постановках «Мадам Сан-Жен» и «Дни нашей жизни». Во время представлений актеру часто приходилось менять костюм и грим: обычно он играл сразу нескольких эпизодических персонажей.
Летом 1919 года семнадцатилетний Эраст Герасимов пошел добровольцем в Красную армию. Но воевать ему не пришлось: артиста оставили служить в родном городе. Он патрулировал улицы, выполнял мелкие поручения начальства, а по вечерам играл в Рязанском гарнизонном театре. Уже в октябре 1919 года Герасимова как лучшего актера перевели в Москву, в Первый самодеятельный театр Красной армии. Главный режиссер Виктор Жемчужный сразу задействовал его в комедии «Сбитенщик». Молодому артисту доверили роль отставного офицера Болтая.
После репетиций Эраст Герасимов ходил на лекции по истории театра, которые вел режиссер Николай Фореггер. Там актер впервые услышал о методе Станиславского, что, по его воспоминаниям, «послужило материалом для упражнений, дум и горячих споров». С этого времени Герасимов, работая над ролью, старался использовать принципы достоверной игры: правду переживаний, продумывание предполагаемых обстоятельств. Каждый свободный вечер артист проводил в театрах. Он вспоминал: «Смотрели во все глаза. Слава богу, было что посмотреть! Современным молодым людям трудно поверить, но тогда в полуголодной Москве существовало 94 театра… нас окружало столько интересного, что мы забывали о хлебе, и это было очень кстати — питались мы ничем». В это же время Герасимов решил взять сценический псевдоним Гарин, по фамилии матери.
В самодеятельном Театре Красной армии Эрасту Гарину давали все больше ролей. Он сыграл помещика Фирюлина в сатирической комедии «Несчастье от кареты», выходил на сцену с программами «живых газет», где в форме песен и частушек сообщал публике свежие новости. В 1921 году на одном из спектаклей побывал известный режиссер Всеволод Мейерхольд. После спектакля он прошел за кулисы пообщаться с актерами. Гарин вспоминал: «Уходя, Мейерхольд сказал прямо мне: «Учиться надо, молодой человек, учиться. Мы скоро режиссерские курсы открываем, поступайте».
«Я прямо влюблен в Гарина»: учеба у Мейерхольда и главные роли
В ноябре 1921 года Эраст Гарин поступил в Государственные высшие режиссерские мастерские под руководством Мейерхольда. На первом курсе студенты учились гимнастике, классическому танцу, акробатике. Потом добавлялись уроки по сценической речи, и к началу второго курса ученики начинали играть в спектаклях Театра актера (позже — Государственный театр им. В. Мейерхольда). В 1922 году Эраст Гарин вышел на сцену в постановке «Нора» по Генрику Ибсену, исполнил роль Ванечки в «Смерти Тарелкина» и повара в драме «Земля дыбом». А спустя два года он сыграл в премьерном показе «Д. Е.», или «Даешь Европу!». Актер вспоминал: «Я постепенно стал входить в спектакли мейерхольдовского театра. Роли у меня были маленькие. Но зато я играл по нескольку в каждом спектакле. В «Земле дыбом» — две; а в «Д. Е.» — целых десять, в том числе и роль трупа; это потому, что я тогда был изящный, мало весил и носить меня по сцене было легко».
«Помню на уроках в ГВЫТМе (Государственные высшие театральные мастерские. — Прим. ред.) худенького юношу Эраста Гарина. Взобравшись на лесенку босиком, в синей косоворотке и обращаясь через окно в небо, он читал с потрясающей тоской «Исповедь хулигана» Сергея Есенина. В исполнении Гарина обнажалась трагедия Есенина. Юноша актер начисто снимал обывательское снисходительное отношение к русому поэту из рязанской деревни, опровергая, будто о нем можно судить мелкой мерой»
Хрисанф Херсонский, сценарист. Из книги «Страницы юности кино»
В 1924 году Всеволод Мейерхольд поручил Эрасту Гарину главную роль в пьесе «Мандат». По сюжету его герой — нэпман Павел Гулячкин — ностальгировал о прошлом и пытался приспособиться к новой жизни. Актриса Мария Суханова вспоминала: «Он [Мейерхольд] говорил о Гарине в образе Гулячкина: «Я прямо влюблен в Гарина. И утром, когда встаю, и днем, что бы ни делал, все думаю и мечтаю, как буду ставить сцену Павлуши Гулячкина. Если бы не он, Гарин, играл Гулячкина, не такой бы заварился и спектакль!». Костюм своему персонажу Гарин придумал сам: вышел на сцену в собственных брюках и пиджаке отца. Спектакль имел оглушительный успех. Актерской игрой восхищались в газетах «Комсомольская правда», «Искусство трудящихся», «Известия».
Когда Гарин в «Мандате» кричит: «Я человек партийный», «Я всю Россию переарестую» — и тут же пугается своих слов, то перед вами не простак, а духовная квинтэссенция мещанства, которое с появлением нэпа выползло из своих щелей и, судорожно цепляясь за жизнь, мечтает о новой вывеске над денационализированным магазином.
Христофор Токарь. Из газеты «Театр, музыка, кино» за 1926 год, №26
В 1926 году Гарин окончил Государственные высшие режиссерские мастерские и сразу же приступил к работе над новой ролью в Театре Мейерхольда. Актер играл Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор». Репетиции продолжались полгода. Чтобы Гарин мог глубже прочувствовать образ, режиссер снимал его с остальных спектаклей. На первый показ в декабре 1926 года пришел известный актер МХАТа Михаил Чехов, которого называли лучшим исполнителем Хлестакова в истории русского театра. Эраст Гарин выдержал конкуренцию. В начале 1927 года Чехов писал артистке Зинаиде Райх: «Я все еще хожу под впечатлением, полученным мною от «Ревизора». Критики восхищались Гариным и называли его игру вершиной актерского мастерства. Спектакль собирал полные залы.
В 1928 году в Театре Мейерхольда поставили еще один спектакль с Эрастом Гариным в главной роли — «Горе уму». Чацкий в исполнении актера отличался от привычного образа. Критик Борис Щукин писал: «Это был Чацкий, лишенный внешне эффектных «геройских» черт, это был глубоко страдающий и чувствующий человек, внутренний мир которого был раскрыт с предельной чуткостью, остротой и новизной». После очередного успеха Эраст Гарин стал ведущим артистом театра. Вскоре начались репетиции двух новых спектаклей: «Командарм-2» и «Клоп», во время которых он познакомился с Владимиром Маяковским. Однако работа шла медленно: Мейерхольд и Гарин часто спорили из-за трактовки пьес. В 1929 году после генеральной репетиции «Командарма-2» актер ушел из театра. Впоследствии он писал: «Это объясняется глупостью (моею), заносчивостью и отсутствием выдержки… Господи! Какие все мы были наивные идиоты. Если кто-нибудь подсмотрел бы в зеркало будущее!!!»
В соавторстве с женой: личная жизнь Эраста Гарина
В 1930 году Эраст Гарин несколько месяцев работал в Театре пионера детского ДК. Потом он попробовал себя в качестве режиссера и поставил спектакль «Первый кандидат» для передвижной студии «Станок», но сразу после премьеры ушел в Ленинградский театр сатиры. В октябре 1930 года Гарин встретил на улице Мейерхольда. Актер вспоминал: «Всеволод Эмильевич как ни в чем не бывало, с легкостью, снимавшей все прежние сложности в наших отношениях, сказал: «Работать надо, играть пора». Сказал просто, деловито; сказал это и как режиссер и директор театра, и как старый, добрый учитель». Эраст Гарин вернулся в Театр Мейерхольда. В 1931 году он уже исполнил роль Жана Вальжана в спектакле «Последний решительный», а через несколько месяцев сыграл Хеллея в «Рычи, Китай».
В Государственном театре им. Мейерхольда работала и супруга актера — Хеся Локшина. Они познакомились еще на режиссерских курсах и через несколько месяцев поженились. Актер Евгений Весник писал: «Эраст Гарин и Хеся Локшина — святая пара. Друг без друга они жить не могли. <…> Она часто болела, и в эти дни можно было ощутить, кем была Хеся для Эраста. Он сникал, худел, мрачнел, старел, обрастал бородой, делался мятым, неуютным и даже злюкой с глазами, полными тревоги, печали и растерянности». Супруги вместе репетировали, ставили спектакли и мечтали снять собственный фильм.
В свободное время Эраст Гарин подрабатывал на радио. В 1932 году он записал передачу «Путешествие в Японию», где от лица туриста рассказывал о достопримечательностях. А вскоре вышла монодрама «15 раундов» по роману Анри Декуэна. Текст актер адаптировал сам. В 1933 году в газете «Рабочий и театр» писали: «Спектакль держится на мастерстве актера, голос которого в течение 55 минут ведет слушателя сквозь перипетии 15 раундов. Труднейшая задача эта разрешается Эрастом Гариным с подлинным блеском и виртуозным мастерством». Постепенно артист стал готовить все больше и больше радиопостановок. За короткий срок в эфире прозвучали: «Самолет и я», «Цусима», «Мое открытие Америки», «Клоп» и многие другие.
В 1934 году Гарина впервые пригласили сняться в кино. Режиссер Александр Файнциммер искал актера на роль адъютанта Каблукова в историческом фильме «Поручик Киже». Образ льстивого дворцового чиновника артисту дался легко. После премьеры Эраста Гарина пригласили на съемки сразу несколько режиссеров, в том числе Григорий Козинцев. Однако актер был вынужден отказаться: он уезжал на длительные гастроли в Сибирь с Театром Мейерхольда.
Вскоре Гарину стало мало одной игры на сцене. Вернувшись из Сибири, он вместе с Хесей Локшиной написал свой первый киносценарий по мотивам пьесы Гоголя «Женитьба». Артист вспоминал: «Почему я, актер, взялся за сценарий? Потому что мне давно и упорно хотелось сыграть Подколесина. Этот образ я считаю одним из самых замечательных образов, вышедших из-под гоголевского пера». В 1935 году начались съемки. Но работали медленно: Гарин не был знаком со спецификой кинематографа и учился на ходу. Кроме режиссерской работы, он одновременно играл и главную роль. Лента вышла на экраны в 1937 году.
Работа в кино: знаменитые фильмы Гарина
В 1938 году Театр Мейерхольда закрыли, а самого педагога через несколько месяцев арестовали и приговорили к расстрелу за «контрреволюционную деятельность». После его смерти Эраст Гарин стал режиссером Ленинградского театра комедии. В короткий срок он поставил спектакли «Простая девушка» и «Сын народа», в котором сыграл главную роль — доктора Калюжного. Журналист Евгений Шварц писал: «С первых же картин видать на сцене большого человека. Непонятно почему, но постепенно зрители начинают верить в то, что Калюжный действительно способен на великие дела». В 1939 году Эраст Гарин и Хеся Локшина сняли по пьесе «Сын народа» фильм «Доктор Калюжный».
После того как закрылся Театр Мейерхольда, актер стал больше времени уделять кино. В 1940 году на экраны вышел фильм режиссеров Александра Ивановского и Герберта Раппапорта «Музыкальная история», где Эраст Гарин сыграл певца Федора Тараканова. За эту роль ему вручили Сталинскую премию второй степени. В том же году артист вместе с женой начал снимать картину по роману Марка Твена «Принц и нищий». Работу прервала Великая Отечественная война. Осенью 1941 году съемочный павильон в Ленинграде обстреляли немцы, и режиссерам пришлось эвакуироваться сначала в Москву, а потом в Сталинабад (сегодня — Душанбе). Съемки продолжились в Таджикистане. Гарин вспоминал: «Здесь, в единственном павильоне с рисованными на его стенках декорациями (внутренность Вестминстерского аббатства!), продолжали мы съемки «Принца и нищего». Только талант, виртуозный профессионализм и терпение оператора М. Кириллова сделали возможным показать панораму Тауэра и ряд других сложных объектов так, что они хорошо смотрятся и сегодня».
В 1944 году Эраст Гарин вернулся в Москву и снялся в фильме Исидора Анненского «Свадьба» — экранизации одноименного водевиля Антона Чехова. Он сыграл алчного жениха Апломбова, которого заставили сделать предложение дочери отставного коллежского регистратора. Партнерами Гарина по съемочной площадке стали именитые артисты: Фаина Раневская, Алексей Грибов, Зоя Федорова и другие.
Всесоюзную славу актеру принесла кинолента «Золушка». В 1947 году сказку Шарля Перро в адаптации Евгения Шварца сняли режиссеры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро. Эраст Гарин исполнил роль Короля. Актер решил изменить привычный образ монарха: вместо мудрого и величественного правителя он сыграл чудака, который готов отказаться от престола, а через секунду передумает и возьмет слово обратно. В газете «Вечерняя Москва» писали: «Эраст Гарин играет Короля в своей эксцентрической, гротесковой манере. Его Король смешон, трогателен, суматошен, как марионетка ярмарочного балагана, и вместе с тем глубоко человечен».
После войны Эраст Гарин устроился режиссером в Ленинградский театр комедии и поставил там спектакли «Вас вызывает Таймыр», «Московский характер», «Медведь», «Роковое наследство». Параллельно актер много работал на радио, записал инсценировку «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и новеллу Проспера Мериме «Кармен». В 1950 году за крупные заслуги в развитии советского киноискусства Гарину присвоили звание «Заслуженный артист РСФСР». Кроме того, Гарин озвучивал мультфильмы. Голосом актера с экрана разговаривал судья из ленты «Волшебный клад», Лис из «Девочки в джунглях» и Царь в «Красе ненаглядной».
От короля до профессора: «Обыкновенное чудо», «Джентльмены удачи» и «12 стульев»
В начале 1950-х годов Эраст Гарин перешел на работу в Театр киноактера. Первая громкая премьера с ним в главной роли вышла в 1956 году — зрители увидели постановку по Шварцу «Обыкновенное чудо», в которой актер исполнил роль короля. После смерти Сталина Гарин повторил свой первый звездный спектакль «Мандат». На афишах крупными буквами было написано: «По мотивам работы народного артиста РСФСР Вс. Мейерхольда». Имя режиссера впервые публично упомянули после его расстрела.
В 1957 году Гарин снялся в фильмах «Девушка без адреса» Эльдара Рязанова и «Шли солдаты» Леонида Трауберга. Через год актер стал известен и западному зрителю: на фестивале в Сан-Франциско показали картину «Ведьма», где он сыграл ревнивого дьячка. В начале 1960-х годов артист стал настолько популярным, что работал над двумя-тремя картинами в год. Гарин писал сестре 21 июня 1962 года: «Я каждый день снимаюсь. Съемки павильонные, так что вечером, выходя из пыльного погреба павильона, удивляешься, что солнце светит и так симпатично на природе».
В 1963 году режиссеры «Золушки» Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро снова предложили Эрасту Гарину сыграть короля — на этот раз в фильме-притче «Каин XVIII» по пьесе Евгения Шварца «Голый король». Это была четвертая роль монарха в карьере артиста и первый для него образ государя-тирана. В журнале «Искусство кино» в №8 за 1963 год писали: «У великолепно сыгранного Гариным Каина блудливые и жадные глазки… …все, что Каин делает, кажется на редкость бесцельным и противопоказанным здравому смыслу. Он весь такой, каким его охарактеризовал актер, — воплощение нелепости мира». Картина стала сатирой на Карибский кризис. Главный герой убил своего брата Авеля с помощью «атомного комара», который взорвался и уничтожил не только соперника, но и все его королевство.
Во время съемок актер договорился с Евгением Шварцем об экранизации еще одной его сказки — «Обыкновенное чудо». По сюжету волшебник встретил в лесу медведя и превратил его в юношу. Чтобы вернуть свой прежний вид, хищник должен был добиться поцелуя принцессы. Эраст Гарин и Хеся Локшина сами написали сценарий и срежиссировали картину. Кроме этого, артист исполнил роль короля.
В 1966 году, когда Эраст Гарин возвращался со съемок фильма «Веселые расплюевские дни», он попал в автомобильную аварию. Актер получил серьезную травму и перестал видеть на один глаз. Его стали реже приглашать в кино. В 1971 году Гарин сыграл небольшую роль профессора Мальцева в «Джентльменах удачи» и критика театра «Колумб» в «12 стульях». Большую часть времени актер работал на радио и озвучивал мультфильмы. В 1972 году его голосом заговорил Ослик Иа из анимационной картины «Винни-Пух и день забот», еще через год — Осел и Любопытный из мультфильма «В мире басен».
В последние годы жизни актер часто попадал в больницу, из-за чего приходилось прерывать работу. В 1977 году Эрасту Гарину присвоили звание народного артиста СССР. Актер скончался 4 сентября 1980 года. Его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.