Осип Бове стал главным архитектором Москвы после пожара 1812 года: он восстановил Красную площадь, Торговые ряды, построил Александровский сад, участвовал в проектировании Большого театра и Театральной площади. Зодчий также оставил своим ученикам объемный теоретический труд — «Альбом образцовых проектов»: в нем Бове собрал образцы зданий и рекомендации по их строительству.
Главный архитектор «фасадической части»
Осип Бове родился 4 ноября 1784 года в Петербурге, в семье Винченцо Бовы — неаполитанского художника-резчика. Бова приехал в Петербург в 1782 году, а вскоре после рождения сына семья перебралась в Москву.
В 1802 году Осип Бове поступил в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения. Его первым учителем стал архитектор Франц Компорези. Благодаря его лекциям Бове изучил основы своей будущей профессии. Позже молодой архитектор работал помощником Матвея Казакова на строительстве Голицынской больницы. В 1809–1810 годах он вместе с молодым архитектором Карлом Росси отправился в Тверь, чтобы построить дворец для генерал-губернатора Тверской, Ярославской и Новгородской губерний — принца Георга Ольденбургского.
Осип Бове быстро продвигался по карьерной лестнице — от канцеляриста до губернского секретаря он вырос за четыре года.
После московского пожара 1812 года в городе создали особую строительную комиссию. В нее вошел и Осип Бове. Для удобства Комиссия разделила город на четыре сектора, а за каждым сектором закрепила архитектора с помощниками. Бове стал архитектором центрального района Москвы и отвечал за Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. За один день в комиссию поступало до 100 прошений на возведение новых зданий. Бове исправлял проекты, планировал новые архитектурные ансамбли, руководил обновлением кремлевских башен и стен.
В 1814 году Бове назначили главным архитектором «фасадической части». По его замыслу Москва должна была приобрести единый стилистический облик и стать городом-монументом. Первые работы Бове были связаны с реконструкцией Красной площади, которая сильно пострадала во время пожара. До событий 1812 года площадь была застроена торговыми лавками. Бове решил сместить акценты в облике главной площади города — с бытового и коммерческого на культурный. В ансамбль архитектор включил Кремлевскую стену со Спасскими и Никольскими башнями и Покровский собор (собор Василия Блаженного). Под его руководством были восстановлены присутственные места, Воскресенские ворота, здание городской думы и магистрата.
Торговые ряды, Театральная площадь, Большой театр
В центре Москвы Осип Бове также перестроил Торговые ряды: он сохранил в своем проекте характер старой постройки, однако придал ей величественность. Углы здания, которые выходили на Ильинку, Бове украсил портиками и колоннами, фризами и лепниной. На углах со стороны Варварки появились полукруглые возвышения с колоннадами. Работу над Верхними и Средними торговыми рядами архитектор завершил в 1816 году. После реконструкции Красная площадь стала самой большой площадью Москвы.
Бове задумал построить также и Нижние торговые ряды, чтобы связать в единый ансамбль площадь с Китай-городом. Эту идею реализовали уже после смерти архитектора, во второй половине XIX века.
В феврале 1816 года Академия художеств присудила Осипу Бове звание архитектора. Вскоре утвердили его новый проект — Театральную площадь. Для ее создания снесли старые кварталы, окружавшие бывший Петровский театр, который пострадал еще в 1805 году от пожара. Одной из главных задач стало строительство нового театра. Осип Бове доработал слишком громоздкий и дорогой проект архитектора Андрея Михайлова. Он уменьшил здание, хотя и сохранил саму композицию строения. Строительство театра завершили в 1824 году, а 6 января 1825 года там прошел первый спектакль. Современники писали о богатом убранстве театра, изящном вкусе архитектора и «легкости архитектуры», благодаря которой казалось, что ложи и галереи «держалися в воздухе без всяких поддержек».
Триумфальная арка — авторский проект Бове
Почти одновременно с возведением Большого театра, Бове построил Кремлевский сад с гротом (сегодня его называют Александровским садом). Архитектор задумал его как регулярный парк с живописными руинами и ландшафтной архитектурой. Русло реки Неглинной пришлось увести в сторону.
В 1824–1825 годах Бове занимался декоративным оформлением и скульптурным убранством Манежа, чертежи разработал Августин Бетанкур. В это время архитектор возглавлял Комиссию по обследованию Манежа. Он создал проект скульптурного убранства Манежа и положил в его основу античные военные доспехи. По рисункам Бове снаружи и внутри здания Манежа установили декоративные детали в виде военных эмблем римских легионеров, а также колонны дорического ордена. Архитектор придал зданию «военный» облик. Однако не все идеи удалось воплотить в жизнь: финансирование приостановилось.
Кроме масштабных городских проектов Осип Бове возводил общественные и жилые здания. Он построил Градскую больницу на Большой Калужской улице, которая стала первой общественной больницей Москвы. Также архитектор проектировал дома для купцов и дворян. Под его руководством был составлен «Альбом образцовых проектов», в котором он собрал рекомендации по строительству и образцы домов. Благодаря Бове появился новый тип сооружений — доходные дома, где нижние этажи отводились под лавки, на верхних располагались комнаты владельцев, а остальные помещения сдавались в аренду. Бове также придумал новый тип особняка с небольшим парадным двориком и флигелями с выходом на улицу.
В 1929 году утвердили авторский проект Осипа Бове — Триумфальную арку на въезде в Москву с петербургского направления. Ее возвели в честь победы русских в Отечественной войне 1812 года. Бове разработал эскизы скульптур — их изготовили Иван Тимофеев и Иван Витали. Открытие Триумфальной арки прошло в сентябре 1834 года, но до этого момента Бове не дожил: он умер за два месяца, 28 июня. Похоронили архитектора на кладбище при Донском монастыре.