https://i.imgur.com/eqwBdMQl.jpg
фото: wikimedioc.com

ЧЕЛЛИНИ (Cellini) Бен­ве­ну­то (3.11.1500, Фло­рен­ция – 13.2.1571, там же), итал. скульп­тор, юве­лир, тео­ре­тик ис­кус­ст­ва, пи­са­тель.

Один из гл. пред­ста­ви­те­лей фло­рен­тий­ско­го мань­е­риз­ма. Для твор­че­ст­ва Ч. ха­рак­тер­на тща­тель­ная про­ра­бот­ка де­та­лей, на­ту­ра­ли­стич­ность изо­бра­же­ния в со­че­та­нии с об­щей идеа­лиза­ци­ей ху­дож. об­ра­зов. Ра­бо­тал при разл. дво­рах, в т. ч. в Ри­ме при пап­ском дво­ре, в Фон­тенб­ло при дво­ре Фран­ци­ска I и во Фло­рен­ции при дво­ре гер­цо­га Ко­зи­мо I Ме­ди­чи. Сре­ди не­мно­гих со­хра­нив­ших­ся юве­лир­ных про­из­ве­де­ний Ч. – зо­ло­тая со­лон­ка Фран­ци­ска I (1540–43, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на; см. илл. к ст. Де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ст­во). Так­же соз­да­вал ме­да­ли и мо­не­ты. От­стаи­вал идею не­за­ви­си­мой от ар­хи­тек­ту­ры, сво­бод­но стоя­щей круг­лой скульп­ту­ры: глав­ное про­изве­де­ние Ч. – брон­зо­вая ста­туя «Пер­сей» в Лод­жии-деи-Лан­ци во Фло­рен­ции (1545–54; см. илл. к ст. Мань­е­ризм), др. зна­чит. ра­бо­ты – рель­еф «Ним­фа Фон­тенб­ло» (1542–43, брон­за, Лувр, Па­риж), «Нар­цисс» (1546–1547, мра­мор), бюст Ко­зи­мо I Ме­ди­чи (1545–48, брон­за; оба – Нац. му­зей Бард­жел­ло, Фло­рен­ция); «Рас­пя­тие» (1556–1562, мра­мор, мон. Сан-Ло­рен­со-де-Эль-Эс­ко­ри­аль).

Ав­то­био­гра­фия Ч. «Жизнь Бен­ве­ну­то, сы­на маэ­ст­ро Джо­ван­ни Чел­ли­ни, фло­рен­тий­ца, на­пи­сан­ная им са­мим во Фло­рен­ции» (созд. ме­ж­ду 1558 и 1565, изд. в 1728) – вы­даю­щее­ся про­из­ве­де­ние итал. лит-ры 16 в. и важ­ный ис­то­рич. до­ку­мент, сви­де­тель­ст­вую­щий об из­ме­не­ни­ях, про­изо­шед­ших в са­мо­соз­на­нии и со­ци­аль­ном по­ло­же­нии ху­дож­ни­ков в эпо­ху Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния. Так­же Ч. на­пи­сал ок. 150 сти­хо­тво­ре­ний и два тео­ре­ти­че­ских трак­та­та: «О юве­лир­ном ис­кус­ст­ве» и «О скульп­ту­ре» (оба 1568).