https://i.imgur.com/0wwSLTWl.jpg
фото: rusmuseumvrm.ru

АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Мат­вее­вич (Мор­дух Ма­ты­со­вич) [21.10(2.11).1843, Виль­но, ны­не Виль­нюс – 9.7.1902, Бад-Хом­бург, Гер­ма­ния; по­хо­ро­нен в С.-Пе­тер­бур­ге], рос. скульп­тор, акад. (1871) пе­терб. АХ.

Учил­ся там же (1862–68) у Н. С. Пи­ме­но­ва и др., за­тем в АХ в Берли­не (1868). Жил в C.-Пе­тер­бур­ге, с 1871 в Ита­лии, с 1877 в Па­ри­же. Под воз­дей­ст­ви­ем В. В. Ста­со­ва и И. Н. Крам­ско­го сбли­зил­ся с пе­ре­движ­ни­ками, уча­ст­вуя в вы­став­ках ТПХВ и став гл. вы­ра­зи­те­лем эс­те­тич. про­грам­мы пе­ре­движ­ни­ков в скульп­ту­ре. Для ран­них рель­е­фов А. (из де­ре­ва и кос­ти), вос­про­из­во­дя­щих ти­па­жи евр. «мес­теч­ко­во­го» бы­та, ха­рак­те­рен со­гре­тый тё­п­лым юмо­ром жан­ро­вый на­ту­ра­лизм («Порт­ной», 1864; «Ску­пой», 1865). Позд­нее про­сла­вил­ся про­из­ве­де­ния­ми на те­мы рус. ис­то­рии – стан­ко­вы­ми и мо­ну­мен­таль­ны­ми фи­гу­ра­ми из брон­зы или мра­мо­ра, со­еди­няю­щи­ми бы­то­вое прав­до­по­до­бие с глу­бо­ки­ми ис­то­ри­ко-фи­лос. обоб­ще­ния­ми. Наи­бо­лее из­вест­ны его за­дум­чи­во-мрач­ный «Иван Гроз­ный» (1870–71), гор­де­ли­вый «Пётр I» (1872; от­лив­ки ус­та­нов­ле­ны в ка­че­ст­ве па­мят­ни­ков в Пе­тер­го­фе, Та­ган­ро­ге и Ар­хан­гель­ске). Сре­ди др. ис­то­рич. порт­ре­тов А. – «Яро­слав Муд­рый» (го­рель­еф, 1888–89), «Не­стор-ле­то­пи­сец» (1889–90) и «Ер­мак» (1891). С го­да­ми в иск-ве А. на­рас­та­ли чер­ты сим­во­лиз­ма, он всё ча­ще соз­да­вал ком­по­зи­ции не эпи­чес­ко­го, а пси­хо­ло­гич. скла­да; из­ме­нял­ся и ха­рак­тер мо­де­ли­ров­ки, стре­мя­щей­ся сде­лать «мыс­ля­щим» сам ма­те­ри­ал (обыч­но мра­мор). Та­ко­вы «Хри­стос пе­ред су­дом на­ро­да» (1874–76), «Спи­но­за» (1882), зна­ме­ни­тый «Ме­фи­сто­фель» (1883), во­пло­тив­ший мрач­ное оди­но­че­ст­во мя­теж­но­го ра­зу­ма, «Хри­сти­ан­ская му­че­ни­ца» («Не от ми­ра се­го», 1887), а так­же «Сон» (1899). Ис­пол­нил ряд над­гро­бий: М. А. Обо­лен­ской в Ри­ме (1875–77), Ф. М. Дмит­рие­ва (с фи­гу­рой си­дя­ще­го Хри­ста; 1888, ны­не в Дон­ском мон. в Мо­скве), С. Я. Над­со­на в С.-Пе­тер­бур­ге (1891); так­же порт­рет­ные бюс­ты – В. В. Ста­со­ва (1872–73), И. С. Тур­ге­не­ва (1880) и др. В сво­их стать­ях и пись­мах (из­да­ны под ред. Ста­со­ва в 1905) при­зы­вал к иск-ву ду­хов­но­ пре­об­ра­жа­ю­ще­му, рез­ко кри­ти­куя ма­те­риа­лизм совр. ци­ви­ли­за­ции.