https://i.imgur.com/xC1M39A.jpg
фото: livemaster.ru

Мария Ростиславовна Капнист (урождённая Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко). Родилась 9 (22) марта 1914 года в Санкт-Петербурге - умерла 25 октября 1993 года в Киеве. Советская и украинская актриса. Заслуженная артистка Украинской ССР (1988).

Мариэтта Капнист-Серко, также известная как Мария Капнист, родилась 9 (22 по новому стилю) марта 1914 года в Санкт-Петербурге

Отец - граф Ростислав Ростиславич Капнист-старший (1875-1921).

Мать - Анастасия Дмитриевна Байдак (1882-1930), прапраправнучка атамана Ивана Серко.

Из старинного дворянского рода. На острове Занте в Ионическом море находятся руины первого родового замка Капнистов (Капниссос - с греческого). Особенной храбростью и героизмом в боях с турками за независимость греческих островов отличался Стомателло Капниссос, которому был пожалован в 1702 году графский титул правителем Венецианской республики Алоизием Мачениги. Внук Стомателло, Пётр Христофорович воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел на Украине и вскоре умер. Его сын Василий, переписав свою фамилию на Капнист, прославился в боях под Очаковом, будучи командующим казачьими войсками. За боевые заслуги императрица Елизавета Петровна высочайше пожаловала Василию Капнисту родовые земли на Полтавщине.

Мариэтта была пятым и последним ребёнком в семье.

Старшая сестра - Елизавета (1906 г.р.).

Старшие братья - Василий (1907 г.р.), Григорий (1908 г.р.) и Андрей (1910 г.р.).

До семи лет Мариэтта жила в Петербурге в семейном особняке на Английской набережной. После Октябрьской революции семья переехала в Судак. У юной Марии были гувернантки, учителя, шикарный особняк в Судаке на 70 комнат. Там же в 1921 году ее отца расстреляли. В тот же год скончалась сестра Елизавета. В 1926 году умер брат Василий, а Андрей после казни отца был вывезен в эмиграцию и его дальнейшая судьба осталась неизвестной.

Их дом в Судаке был разрушен. Оставшимся в живых членам семьи пришлось скрываться. Крымские татары, чтившие память графа Капниста, помогли её матери и ей бежать из Судака в их национальной одежде.

16-летняя Мария Капнист попала в Ленинград, где год спустя была принята в Театральную студию Юрия Юрьева при Ленинградском драматическом театре имени А. С. Пушкина, а после её закрытия - в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене.

Однако в 1934 году по причине дворянского происхождения Капнист была исключена из института с запрещением жить в Ленинграде. Окончила Киевский финансово-экономический техникум. Работала бухгалтером в Киеве, затем в Батуми.

Арест и заключение

27 августа 1941 года Капнист была арестована, а 6 июня 1942 года приговорена Особым совещанием к 8 годам исправительно-трудовых лагерей по статье 58-1-а «шпионаж в пользу иностранных разведок во время войны».

Первый срок отбывала в Карлаге в одном бараке с Анной Тимирёвой, с которой дружила до конца её жизни. Затем, до 1950 года в Степлаге, где работала вместе с Татьяной Окуневской.

Мария Капнист вспоминала: «В один из лагерей Караганды - это место основали и обживали спецпереселенцы и мы, лагерники, - нас этапом пригнали ночью. Косы мои уже отрезали... Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство... В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских. В Карлаге я познакомилась с Анной Васильевной Темировой, невысокого роста, необычайно красивой женщиной - корнями из терских казаков. Мы подружились, и тогда я узнала, что она - жена Колчака... Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли... Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Ночью присылал "сваху" из наших же, лагерных, и она приводила ему назначенных. Как-то приходит такая в барак и говорит: "Шалва помирает, просит тебя написать письмо его дочке". Я пошла... Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти... И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись. Крикнула: "Черви вонючие! Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули..." Один предложил убить меня, но тот, кто верховодил, приказал: "Пусть говорит - не трогай!" Между ними началась свалка, конвоиры пришли, забрали меня. Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу».

Освободившись, жила на поселении в Казачинском районе Красноярского края.

11 октября 1951 года Капнист была арестована повторно, а 26 декабря 1951 года Красноярским крайсудом по обвинению в антисоветской агитации приговорена к 10 годах заключения. Под давлением была вынуждена оговорить себя в том, что её имя не Мариэтта, а Мария, и постановлением суда далее была осуждена как Мария.

В заключении она познакомилась с Валентиной Ивановной Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше. Базавлук сумела пробиться на приём к Анастасу Микояну и в итоге добилась того, что в 1956 году Капнист была освобождена (изначально её срок должен был закончиться в 1963 году).

В 1958 году она была полностью реабилитирована и все приговоры в отношении неё были отменены в связи с «отсутствием состава преступления».

После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках.

Мария Капнист в кино

Однажды она стояла в фуфайке около касс кинотеатра, к ней подошел молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами «В каком фильме вы снимаетесь?» и потащил на съемочную площадку картины «Таврия», в которой она сыграла игуменью.

Далее режиссёры киностудии имени Довженко стали активно привлекать Капнист к съемкам.

В 1972 году Александр Птушко предложил ей одну из главных ролей - Наину - в своем фильме-сказке «Руслан и Людмила». Во время съемок имел место инцидент, который Капнист пережила весьма непросто. По сценарию в фильме должен был появиться волк. Но Птушко захотел заменить его тигром. Марию об этом не предупредили. Она зашла в павильон и услышала рычание. Обернулась, и увидела приготовившегося к прыжку тигра. Именно этот взгляд и запечатлела камера. Зверь развернулся и удрал в клетку. Когда Птушко подошел к ней со словами: «Ну, Капнист, ты молодец!» - она бросила ему: «Но вы же подлец!» А потом в лохмотьях Наины бросилась в гостиницу «Москва», на своем этаже потеряла сознание и несколько дней пролежала в постели.

Получила известность своими характерными образами - графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она исполнила сразу три роли - Фатум, рыцаря и игуменьи.

Стоит отметить сыгранную Марией Капнист главную роль в фантастической комедии Александра Майорова «Шанс», где она предстала в качестве великосветской дамы, княжны персидской Милицы Федоровны. Экранизация повести Кира Булычёва «Марсианское зелье» из цикла «Великий Гусляр». В середине XVII века казак по имени Алмаз Битый спас от смерти инопланетянина. В благодарность тот одарил землянина эликсиром молодости. Постоянно употребляя эликсир, Алмаз и его подруга Милица дожили до XX века. Настало время опять вернуть молодость, и Алмаз возвращается в город Великий Гусляр, где хранится тайное средство. Однако тайна оказалась раскрыта, и нескольким жителям города представился случай испытать на себе действие «марсианского зелья».

Мария Капнист часто давала благотворительные концерты. Она добилась возвращения из забытья имени одного из своих славных предков, писателя Василия Капниста. Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу.

Гибель Марии Капнист

Из-за работы в заключении под землёй у Капнист развилась клаустрофобия, из-за чего она не пользовалась подземными переходами, что и стало причиной её гибели. В начале октября 1993 года Мария Капнист попала под колёса автомобиля, переходя одну из самых оживлённых автомагистралей Киева - Проспект Победы, у киностудии им. Довженко. Лечения травм осложнилось отёком лёгких.

Умерла 25 октября 1993 года в Киевской Александровской (Октябрьской ) больнице.

Похоронена на фамильном кладбище в селе Великая Обуховка Полтавской области. Из всех близких родственников Капнист до преклонных лет дожил только её брат Григорий, умерший в 1976 году в Ярославле.

В декабре 2007 года, при поддержке предводителя Харьковского дворянского собрания Алексея Иваницкого была создана общественная организация «Фонд памяти Капнистов», которую возглавила дочь актрисы Радислава. 13 сентября 2014 года на доме № 13 на улице Василия Липковского к столетию со дня рождения торжественно открыта мемориальная доска актрисе. 15 ноября 2018 года Киевская городская Рада своим решением переименовала улицу Желябова в улицу Марии Капнист.

Личная жизнь Марии Капнист:

В 1949 году в тюремной больнице Степлага она родила дочь Радиславу (Раду). Отец дочери - польский инженер Ян Волконский, он позже был расстрелян. Капнист назвала дочь в честь одной из героинь рассказа Максима Горького «Макар Чудра».

Когда Радиславе было два года, её забрали у матери и поместили в Есауловский детдом в Красноярском крае.

Радислава Капнист рассказывала: «Когда лагерное начальство узнало, что мать в положении, ее заставляли сделать аборт, - но мама отказалась. И тогда ей устраивали всякие пытки: опускали в ледяную ванну, обливали холодной водой. Она потом мне говорила: "Как ты выжила? Это же вообще невозможно!" Потом мать попала "под сапоги" одного надсмотрщика, который издевался над многими женщинами. Я была настолько крупным ребенком, что, когда мама меня регистрировала, мне дали на год больше. И отчество изменили: с польского Яновна почему-то на Олеговну. Даже в этом хотели маму обидеть».

После второго ареста матери дочь скиталась по детдомам. Позже Валентина Ивановна Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше, сумела разыскать Радиславу и добилась её перевода в детдом в Харькове, где она сама жила.

Когда в 1958-м Марию освободили, воссоединиться с дочерью у Капнист не получилось - она не могла забрать Радиславу из детдома, потому что не имела постоянной работы, а годы заключения сильно подорвали её здоровье. Сама Радислава не смогла признать мать в силу своего возраста, так как успела привязаться к Базавлук. В конечном итоге Базавлук удочерила Радиславу, но оставила ей прежнюю фамилию (когда Радиславу поместили в детдом, ей дали другую фамилию, но Базавлук, разыскав девочку, добилась того, чтобы ей вернули фамилию Капнист). Отношения матери и дочери стали налаживаться только когда Радислава была подростком.

На протяжении всей жизни у Марии Капнист был верный друг - Георгий Евгеньевич Холодовский (Юл - так она его называла). Он знал Марию с семи лет. Георгий был влюблен в ее старшую сестру. Когда же сестры не стало, то его связь с Капнистами прервалась. Но спустя десять лет они с Марией случайно встретились в Петербурге. Между ними вспыхнуло чувство. Однако вскоре Марию репрессировали. Пока она сидела, он отправлял в лагеря посылки.

Дочь Марии Капнист рассказывала: «Он единственный, кто помогал ей, рискуя, можно сказать, жизнью. Когда узнал о том, что родилась я, очень болезненно переживал, но все равно продолжал посылать передачи. Возможно, у них бы и после освобождения сложились отношения, так как оба питали глубокие чувства друг к другу. Но мама не смогла перешагнуть через обиду, нанесенную ей при первой встрече после долгой разлуки. Холодовский встречал Марию на вокзале с огромным букетом цветов. С годами Юл стал еще лучше, седина его только украшала. А мама, в свои 44, выглядела изможденной старухой. Естественно, Юл ее не узнал. Ведь помнил молодой и цветущей... Несколько раз прошел он мимо, даже не обратив внимания. И лишь когда все пассажиры разошлись, вручил букет со словами: "Вас не встретили, и я не встретил того, кого ждал". Уже было собрался уходить, но мама его окликнула. Мужчина был шокирован».

Теплые и нежные чувства между ними оставались до конца жизни. Георгий Евгеньевич неоднократно делал ей предложения, но она так и не приняла их.

Фильмография Марии Капнист:
1956 - Одна ночь (фильм-спектакль) - эпизод
1959 - Таврия - игуменья
1959 - Иванна - монахиня (нет в титрах)
1960 - Летающий корабль - волшебница (нет в титрах)
1960 - Вдали от Родины - мадам Дюваль (нет в титрах)
1961 - За двумя зайцами - дама в иллюзионе (нет в титрах)
1961 - Дмитро Горицвит - мать Варчука
1962 - Мы, двое мужчин - пассажирка, старуха с гусем
1963 - Серебряный тренер - служанка (нет в титрах)
1963 - Рыбки захотелось... (короткометражный)
1964 - Лушка - модистка
1964 - Ключи от неба - лаборантка (нет в титрах)
1964 - Гамлет - эпизод (нет в титрах)
1965-1967 - Война и мир - дама на балу (нет в титрах)
1965 - Нет неизвестных солдат - бдительная гражданка (нет в титрах)
1965 - Вниманию граждан и организаций - старуха (нет в титрах)
1967 - Большие хлопоты из-за маленького мальчика - Ева, помощник режиссера
1968 - Ошибка Оноре де Бальзака - кузина Бетти (нет в титрах)
1969 - Сыновья уходят в бой - жена деда Харитона
1970 - Узники Бомона - заключенная (нет в титрах)
1970 - Олеся - Мануйлиха, бабушка Олеси
1970 - Мир хижинам, война дворцам - монашка (нет в титрах)
1970 - В тридевятом царстве... - пассажирка самолета / фрейлина в оранжевом (нет в титрах)
1971 - Где вы, рыцари? - Прасковья Ильинична, соседка Ковальчука и Голубчика
1972 - Руслан и Людмила - Наина, в титрах Мария Капнист-Серко
1972 - Пропавшая грамота - ведьма
1972 - Вера, Надежда, Любовь - старуха в больнице
1973 - Старая крепость - пани Родлевская, учительница пения
1973 - Горя бояться - счастья не видать - придворная
1974 - Бронзовая птица - "Графиня" (Софья Павловна), экономка
1975, 1988 - Любовь с первого взгляда - волшебница
1976 - Табор уходит в небо - Изергиль
1976 - Память земли - баба Орыся (нет в титрах)
1977 - Солдатки - Марина
1977 - Сапоги всмятку - актриса
1977 - Если ты уйдешь - тетя Марфа
1978 - Квартет Гварнери - баба с козой (нет в титрах)
1979 - Цыган - старая цыганка
1979 - Циркачонок - мать Ратушного
1979 - Дикая охота короля Стаха - экономка
1980 - Копилка - клиентка Кокареля, графиня (нет в титрах)
1981 - Андрей и злой чародей - старуха
1982 - Улыбки Нечипоровки - Секлета
1982 - Преодоление - Амали, гостья Урусовой
1982 - Возвращение Баттерфляй - пани Мозурова
1983 - Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа - дама в вуали
1983 - Вечера на хуторе близ Диканьки - старуха на свадьбе
1984 - Шанс - Милица Федоровна, княжна персидская
1984 - Иванко и царь Поганин - Сова (в титрах Марина Капнист)
1984 - Володькина жизнь - учительница немецкого
1985 - Искушение Дон-Жуана - эпизод
1986 - Рядом с вами - техничка в школе
1986 - Премьера в Сосновке - костюмер областного театра
1986 - Полнолуние. Ноктюрн (короткометражный)
1986 - Золотая цепь - гостья Эвереста Ганувера (нет в титрах)
1986 - Двое на острове слёз - женщина на кладбище
1987 - Пуща - экономка
1987 - Прощай, шпана замоскворецкая... - баба Роза
1988 - Шанс (короткометражный) - старуха
1988 - Фантастическая история - старая дама (нет в титрах)
1988 - Поляна сказок - стюардесса; регистратор брака; бабушка с ребёнком
1988 - Новые приключения янки при дворе короля Артура - дама / рыцарь / монахиня
1988 - Мужчина для молодой женщины - Надырова
1988 - История одной бильярдной команды - Аманда, гадалка
1989 - Сероманец - эпизод
1989 - Искусство жить в Одессе - Маня, старуха
1989 - Этюды о Врубеле - эпизод
1989 - Хочу быть принцессой (документальный)
1990 - Два патрона на мамонта
1990 - Ведьма - эпизод
1991 - Меченые - бабуля в обувной мастерской
1991 - Лох - победитель воды - член мафии
1991 - Анна Карамазофф (Anna Karamazoff) - бабушка Соня
1992 - Сердца трёх - старая сеньора Солано
1992 - Людоед - Катерина Федоровна Жгутова, старая политкаторжанка
1992 - Экстрасенс - эпизод
1992 - Белые одежды - старуха, домработница Тумановой
1993 - Темные воды
1994 - Притча про светлицу