КИТС (Keats) Джон (31.10.1795, Лондон – 23.2.1821, Рим), англ. поэт. Сын содержателя конюшни. Получил фельдшерское образование.
С 1814 жил в Лондоне, где познакомился с Дж. Г. Л. Хантом и др. поэтами и художниками. В 1817 издал первый сб. стихов – «Стихотворения» («Poems»), в котором ощутимо сильное влияние Э. Спенсера. В 1818 опубликовал поэму «Эндимион» («Endymion»), где античный сюжет о любви смертного юноши к богине Луны и земной девушке трактован в романтич. духе, как притча о тождестве идеала и реальности (богиня и девушка оказываются разными ипостасями одной и той же сущности). Летом 1818 К. путешествовал по Шотландии; осенью встретился с Фанни Брон, ставшей его музой и единственной любовью; к ней обращено последнее законченное стихотворение К. – «Ода к Фанни» («Ode to Fanny»). В 1819 созданы лучшие произведения поэта – т. н. шесть великих од: «К соловью» («To a Nightingale»), «Mеланхолии» («On melancholy»), «К осени» («To autumn»), «Греческой вазе» («On a Grecian Urn»), «Праздности» («On Indolence»), «К Психее» («To Psyche»); в их центре – внутр. душевный конфликт лирич. героя, остро осознающего одновременно и вечность красоты, и бренность всего земного. Увлечение К. античностью отразилось в неоконченной поэме «Гиперион» [«Hyperion», 1818–19; 2-я ред. под назв. «Падение Гипериона» («The fall of Hyperion», 1820)], в которой К. пытался, используя миф о борьбе титанов и олимпийских богов, создать эпос в подражание «Потерянному раю» Дж. Мильтона. Среди др. произведений – сонеты, баллада «La Belle Dame Sans Merci» (1819), созданные в последние годы жизни небольшие поэмы «Ламия» («Lamia»), «Канун Святой Агнессы» («The eve of St. Agnes»), «Изабелла» («Isabella») на сюжет из «Декамерона» Дж. Боккаччо. В 1819 К. заболел туберкулёзом, в 1820 уехал в Рим, где и скончался. Бóльшая часть его поздних произведений изданы во втором, и последнем, прижизненном сборнике (1820). Важную часть наследия К. составляют письма, излагающие его эстетич. идеи [в т. ч. имевшую резонанс в позднейшей лит. критике идею «негативной способности» (negative capability) поэта принимать тайну мира, не нуждаясь в её рациональном объяснении].
Крупнейший мастер романтич. лирики, К. вошёл в историю англ. и европ. лит-ры как один из родоначальников эстетизма, лозунгом которого стало двустишие из оды «Греческой вазе»: «В прекрасном – правда, в правде – красота, / Вот знания земного смысл и суть» (пер. В. Микушевича). Его поэзия оказала влияние на прерафаэлитов (в т. ч. на Д. Г. Россетти), А. Теннисона, О. Уайльда.