https://i.imgur.com/QhUY153l.jpg
фото: ru.citaty.net

КИТС (Keats) Джон (31.10.1795, Лон­дон – 23.2.1821, Рим), англ. по­эт. Сын со­дер­жа­те­ля ко­нюш­ни. По­лу­чил фельд­шер­ское об­ра­зо­ва­ние.

С 1814 жил в Лон­до­не, где по­зна­ко­мил­ся с Дж. Г. Л. Хан­том и др. по­эта­ми и ху­дож­ни­ка­ми. В 1817 из­дал пер­вый сб. сти­хов – «Сти­хо­тво­рения» («Poems»), в ко­то­ром ощу­ти­мо силь­ное влия­ние Э. Спен­се­ра. В 1818 опуб­ли­ко­вал по­эму «Эн­ди­ми­он» («En­dy­mion»), где ан­тич­ный сю­жет о люб­ви смерт­но­го юно­ши к бо­ги­не Лу­ны и зем­ной де­вуш­ке трак­то­ван в ро­ман­тич. ду­хе, как прит­ча о то­ж­де­ст­ве идеа­ла и ре­аль­но­сти (бо­ги­ня и де­вуш­ка ока­зы­ва­ют­ся раз­ны­ми ипо­ста­ся­ми од­ной и той же сущ­но­сти). Ле­том 1818 К. пу­те­ше­ст­во­вал по Шот­лан­дии; осе­нью встре­тил­ся с Фан­ни Брон, став­шей его му­зой и един­ст­вен­ной лю­бо­вью; к ней об­ра­ще­но по­след­нее за­кон­чен­ное сти­хо­тво­ре­ние К. – «Ода к Фан­ни» («Ode to Fanny»). В 1819 соз­да­ны луч­шие про­из­ве­де­ния по­эта – т. н. шесть ве­ли­ких од: «К со­ло­вью» («To a Nightingale»), «Mеланхолии» («On me­lancholy»), «К осе­ни» («To autumn»), «Гре­че­ской ва­зе» («On a Grecian Urn»), «Празд­но­сти» («On Indolence»), «К Пси­хее» («To Psyche»); в их цен­тре – внутр. ду­шев­ный кон­фликт ли­рич. ге­роя, ост­ро осоз­наю­ще­го од­но­вре­мен­но и веч­ность кра­со­ты, и брен­ность все­го зем­но­го. Ув­ле­че­ние К. ан­тич­но­стью от­ра­зи­лось в не­окон­чен­ной по­эме «Ги­пе­ри­он» [«Hype­ri­on», 1818–19; 2-я ред. под назв. «Па­де­ние Ги­пе­рио­на» («The fall of Hyperion», 1820)], в ко­то­рой К. пы­тал­ся, ис­поль­зуя миф о борь­бе ти­та­нов и олим­пий­ских бо­гов, соз­дать эпос в под­ра­жа­ние «По­те­рян­но­му раю» Дж. Миль­то­на. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний – со­не­ты, бал­ла­да «La Belle Dame Sans Merci» (1819), соз­дан­ные в по­след­ние го­ды жиз­ни не­боль­шие по­эмы «Ла­мия» («Lamia»), «Ка­нун Свя­той Аг­нес­сы» («The eve of St. Agnes»), «Иза­бел­ла» («Isabella») на сю­жет из «Де­ка­ме­ро­на» Дж. Бок­кач­чо. В 1819 К. за­бо­лел ту­бер­ку­лё­зом, в 1820 уе­хал в Рим, где и скон­чал­ся. Бóльшая часть его позд­них про­из­ве­де­ний из­да­ны во вто­ром, и по­след­нем, при­жиз­нен­ном сбор­ни­ке (1820). Важ­ную часть на­сле­дия К. со­став­ля­ют пись­ма, из­ла­гаю­щие его эс­те­тич. идеи [в т. ч. имев­шую ре­зо­нанс в позд­ней­шей лит. кри­ти­ке идею «не­га­тив­ной спо­соб­но­сти» (negative capability) по­эта при­ни­мать тай­ну ми­ра, не ну­ж­да­ясь в её ра­цио­наль­ном объ­яс­не­нии].

Круп­ней­ший мас­тер ро­ман­тич. ли­ри­ки, К. во­шёл в ис­то­рию англ. и ев­роп. лит-ры как один из ро­до­на­чаль­ни­ков эс­те­тиз­ма, ло­зун­гом ко­то­ро­го ста­ло дву­сти­шие из оды «Гре­че­ской ва­зе»: «В пре­крас­ном – прав­да, в прав­де – кра­со­та, / Вот зна­ния зем­но­го смысл и суть» (пер. В. Ми­ку­ше­ви­ча). Его по­эзия ока­за­ла влия­ние на пре­ра­фа­эли­тов (в т. ч. на Д. Г. Рос­сет­ти), А. Тен­ни­со­на, О. Уай­ль­да.