https://i.imgur.com/IUWORlv.jpg
фото: russian.rt.com

Модест Петрович Мусоргский. Родился 9 (21) марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии - умер 16 (28) марта 1881 года в Санкт-Петербурге. Русский композитор, член «Могучей кучки».

Модест Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии.

Его род вел свое начало от Рюриковичей, но княжеский титул семейство утратило еще в XV веке.

Бабушка Модеста была крепостной - крестьянку Ирину Егорову Мусоргские купили в имение Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Деду - Алексею Григорьевичу Мусоргскому, отставному секунд-майору Архангелогородского пехотного полка - Ирина родила сына Петра. Позже родились две дочки. Внебрачные отпрыски крепостной получили дворянскую фамилию.

Старший брат - Филарет.

С ранних лет братьев обучала музыке мама - Юлия Ивановна - которая хорошо играла на фортепиано.

В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. В 1852 году, не окончив училища, Модест поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, где благодаря законоучителю отцу Крупскому «глубоко проник в самую суть» греческой, католической и протестантской церковной музыки.

Окончив школу в 1856 году, Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку. В эти годы познакомился с А. С. Даргомыжским. Потом служил в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

Когда в 1861 году отменили крепостное право, Модесту и Филарету, как и всем российским помещикам, пришлось заняться крайне непростым делом - получать с бывших крепостных откуп за землю, разбираться с арендой и наймом теперь свободной рабочей силы. Модест считал: как прогрессивные и благородные люди они должны отдать крестьянам их наделы и не требовать откупных платежей. Но его брат категорически не согласился.

Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать, как он сам выражался, «музыкусом».

Его заметил Милий Алексеевич Балакирев и пригласил в свой музыкальный кружок. Именно Балакирев заставил Мусоргского обратить внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, анализировал гармонию, контрапункт и форму в сочинениях признанных русских и европейских композиторов, развивал в себе навык их критической оценки.

Игре на фортепиано Мусоргский учился с 1849 года у А. А. Герке и стал хорошим пианистом. От природы обладая красивым камерным баритоном, он охотно пел на вечерах в частных музыкальных собраниях.

В 1852 году в Санкт-Петербурге вышла первая публикация композитора - фортепианная полька «Подпрапорщик».

В 1858 году Мусоргский написал два скерцо, из которых одно было инструментовано им для оркестра и в 1860 году исполнено в концерте Русского музыкального общества, под управлением А. Г. Рубинштейна.

Работу над крупной формой Мусоргский начал с музыки к трагедии Софокла «Эдип», но не окончил её (один хор был исполнен в концерте К. Н. Лядова в 1861 г., а также издан посмертно в числе других произведений композитора). Следующие большие замыслы - оперы по роману Флобера «Саламбо» (другое название - «Ливиец») и на сюжет «Женитьбы» Гоголя - также не были реализованы до конца. Музыку из этих набросков Мусоргский использовал в своих позднейших сочинениях.

Свой самый крупный замысел - оперу «Борис Годунов» по одноимённой трагедии А. С. Пушкина - Мусоргский довёл до конца. В октябре 1870 года окончательные материалы были представлены композитором в дирекцию Императорских театров. 10 февраля 1871 года репертуарный комитет, состоявший преимущественно из иностранцев, забраковал оперу без объяснения причин. Якобы причиной отказа от постановки стало отсутствие в опере «женского элемента».

Премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге лишь в 1874 году на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные изменения.

За 10 лет «Борис Годунов» был дан в Мариинском театре 15 раз и затем снят с репертуара. Музыка Мусоргского завоевала признание в России и во всём мире уже после смерти композитора (характерно, что на его надгробном камне изображён нотный фрагмент из хора «Поражение Сеннахериба», известного и по сей день только знатокам).

На большую сцену - концертную эстраду - музыку Мусоргского вывел Н. А. Римский-Корсаков, который отдал нескольких лет жизни, чтобы привести в порядок наследие своего покойного друга. Современные музыканты зачастую оценивают редакции Римского-Корсакова как «неаутентичные», поскольку редактор решительно вмешивался не только в инструментовку, но зачастую правил «из лучших побуждений» и гармонию, и ритмику, и форму оригинала.

В XIX веке полномасштабные постановки опер Мусоргского были чрезвычайно редки. Опера «Борис Годунов» была поставлена в 1888 г. на сцене московского Большого театра. В конце ноября 1896 г. она же была поставлена в Петербурге на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Петербурге, в зале Кононова, силами любительского Музыкально-драматического кружка. На профессиональной оперной сцене «Хованщина» была поставлена впервые в 1897 г. в Русской частной опере Мамонтова (на сцене Театра Солодовникова, с участием Ф. И. Шаляпина).

В 1872 году Мусоргский задумал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина» (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. «Хованщина» была почти полностью закончена в клавире, но (за исключением двух фрагментов) не инструментована. При жизни Мусоргского «Хованщина» не издавалась и не ставилась.

Для «Сорочинской ярмарки» Мусоргский сочинил два первых акта, а также для третьего акта несколько сцен: Сон Парубка (где использовал музыку симфонической фантазии «Ночь на Лысой горе», сделанную ранее для неосуществленной коллективной работы - оперы-балета «Млада»), Думку Параси и Гопак.

В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой (в том числе, древнерусской монодией), в мелодике, гармонии (модализмы, линеарность, нестандартная аккордика, в том числе, квартаккорды), ритмике (сложные, «неквадратные» метры, оригинальные ритмоформулы), форме; наконец, в разработке сюжетов, главным образом, из русской жизни.

Мусоргский - ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться (например, у него почти полностью отсутствует имитационно-полифоническая разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии). Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.

Специальность Мусоргского - музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и выразительному раскрытию слова. В стремлении следовать слову музыковеды усматривают преемственность с творческим методом А. С. Даргомыжского. Любовная лирика как таковая привлекала его мало.

У него широко проявляется специфическая стилистика Мусоргского в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Н. А. Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» А. Н. Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Т. Шевченко), «Светик Савишна» (на стихи самого Мусоргского, искусно стилизовавшего народный пятисложник) и мн. др. В таких песнях и романсах Мусоргский находит правдивое и драматичное музыкальное выражение для безысходности и скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Юмор, ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому (в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь» и др.).

Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору).

Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1875-1877; слова Голенищева-Кутузова; «Трепак» - картина замерзающего в лесу подвыпившего крестьянина; «Колыбельная» звучит от лица матери у постели её умирающего ребёнка и т. д.).

Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), - одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1872 гг.), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются, по сути, двумя равноценными авторскими решениями одной и той же трагической коллизии.

Особенно новаторской для своего времени оказалась первая редакция, сильно отличавшаяся от господствовавших во времена Мусоргского романтических стереотипов оперного представления. Именно этим объясняется первоначальная резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке - «многие шероховатости и промахи».

Мусоргский оставил лишь несколько сочинений для оркестра, из которых выделяется симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Это - колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога». Менее известны «Интермеццо» (сочинено для фортепиано в 1862 г., инструментовано в 1867 г.), построенное на теме, напоминающей музыку XVIII в., и торжественный марш «Взятие Карса» (1880), приуроченный к победе русских над турками в 1877 году.

Выдающееся произведение Мусоргского для фортепиано - цикл пьес «Картинки с выставки», написанный в 1874 году как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её («Богатырские ворота»), теперь преображаясь в гимн России и её православной вере.

В 1870-е годы Мусоргский болезненно переживал постепенный развал «Могучей кучки» - тенденцию, которую он воспринял как уступку музыкальному конформизму, малодушие, даже измену русской идее. Мучительно было непонимание его творчества в официальной академической среде, как, например, в Мариинском театре, руководимом тогда иностранцами и сочувствующими западной оперной моде соотечественниками.

Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как следствие - в пристрастии к алкоголю. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело совершенно готовую музыку. Эта особенность его творческого метода, помноженная на нервную болезнь и алкоголизм, и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни.

Уволившись из «лесного ведомства» (где с 1872 г. занимал пост младшего столоначальника), он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей.

Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей Д. М. Леоновой, поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения. Характерной чертой его позднего пианизма была вольная и гармонически смелая импровизация. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно.

Одно из последних публичных выступлений Мусоргского состоялось на вечере памяти Ф. М. Достоевского в Петербурге, 4 февраля 1881 года. Когда перед публикой вынесли окаймлённый трауром портрет великого писателя, Мусоргский сел за рояль и сымпровизировал похоронный колокольный звон.

Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге, куда был помещён 13 февраля после приступа белой горячки. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал единственный прижизненный портрет композитора. Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

В 1972 году в деревне Наумово (Куньинского района Псковской области) в усадьбе Чириковых (материнская линия Мусоргского) открыт Музей-заповедник М.П. Мусоргского. Усадьба Мусоргских в селе Карево (расположенном рядом) не сохранилась.

В XX веке композиторы продолжали обрабатывать музыку Мусоргского, в большей или меньшей степени внося в неё элементы собственного стиля, своё «индивидуальное прочтение». Некоторые из композиторских редакций театральной, фортепианной, вокальной музыки (Д. Д. Шостаковича, М. Равеля, В. Я. Шебалина, И. Маркевича, Э. В. Денисова и многих др.) стали вполне репертуарными. Вместе с тем, возродился интерес и к «оригинальному» Мусоргскому, появились издания, основанные на тщательном изучении первоисточников. Пионером такой деятельности стал русский источниковед П. А. Ламм, в 1930-х годах издавший клавиры «Бориса Годунова», «Хованщины», а также вокальные и фортепианные сочинения композитора - все в авторской редакции.

Музыка Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения композиторов. В его новаторской интерпретации мелодии и особенно в гармонии музыковеды ныне видят предвосхищение некоторых специфических особенностей музыки XX века.

Драматургия музыкально-театральных сочинений Мусоргского повлияла на творчество Л. Яначека, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича, А. Берга (драматургия его оперы «Воццек» по принципу «сцена-фрагмент» очень близка к «Борису Годунову»), О. Мессиана. Большое влияние вокально-декламационного стиля Мусоргского испытал Ф. Пуленк. Сочинения Мусоргского оркестровали Э. В. Денисов, Н. С. Корндорф, Е. Ф. Светланов, Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин и другие известные композиторы.

Личная жизнь Модеста Мусоргского:

Женат не был. Детей не имел.

По слухам, в возрасте 20 лет он увлекся кабацкой певицей и тайно жил с ней на съемной квартире. Но потом она сбежала с другим, заставив Мусоргского жестоко мучиться.

У него были отношения с Александрой Пургольд, опекавшей «Могучую кучку».

Художник Илья Репин рассказывал, что Модеста связывали особые отношения с Надеждой Петровной Опочининой и Марией Васильевной Шиловской. Обе были намного старше его. Опочинины были друзьями и дальними родственниками Модеста. Он на целых три года поселился у них в Инженерном замке. Надежда Петровна, женщина чуткая, умная, со вкусом, любила вести с Модестом, который был младше ее на восемнадцать лет, бесконечные беседы о высоких материях. Мусоргский посвятил Надежде Петровне несколько романсов, а на ее смерть написал пронзительное «Надгробное письмо». По словам Репина, Мусоргский тяжело переживал кончину Опочининой.

О Марии Шиловской говорили как о femme fatal. Она была одной из самых красивых и одаренных женщин своего времени, обладала отличным сопрано, близко дружила с Даргомыжским и Глинкой. У Шиловской с Мусоргским тоже была большая разница в возрасте. Ей Мусоргский посвятил романс:

- Что вам слова любви?
- Вы бредом назовете.
- Что слезы вам мои?
- И слез вы не поймете.
- Оставьте ж мне мечты.
- Ни словом и ни взглядом
- Сердечной теплоты
- Не отравляйте ядом.

Также у него были отношения с певицей Дарьей Леоновой. В последние годы его жизни она очень опекала Модеста, даже поселила у себя на даче. Мусоргский с Леоновой объездили юг России с концертами. Дарья Михайловна исполняла сочиненную Мусоргским «Блоху» - так, будто эта песня была написана для ее контральто, а не для баса. Леонова также была значительно старше его, к тому же, несвободна.

Оперы Модеста Мусоргского:
1863-1866 - Саламбо (не окончена)
1868 - Женитьба (не окончена)
1869 - Борис Годунов
1873-1880 - Хованщина (не окончена)
1874-1880 - Сорочинская ярмарка (не окончена)

Романсы и песни Модеста Мусоргского:
- Где ты, звёздочка? Песня (слова Н. П. Грекова);
- Веселый час. Застольная песнь (слова А. В. Кольцова);
- Листья шумели уныло (слова А. Н. Плещеева; вар. назв.: «Музыкальный рассказ»);
- Много есть у меня теремов и садов. Романс (слова А. В. Кольцова);
- Молитва («Я, Матерь Божия»; слова М. Ю. Лермонтова);
- Отчего, скажи, душа-девица. Романс (слова неизвестного автора);
- Что вам слова любви. Романс (слова А. Н. Аммосова);
- Дуют ветры, ветры буйные. Песня (слова А. В. Кольцова);
- Расстались гордо мы. Романс (вар. назв.: «Но если бы с тобою я встретиться могла»; слова В. С. Курочкина);
- Ах, зачем твои глазки порою (вар. назв.: «Малютка»; слова А. Н. Плещеева);
- Песнь старца (слова И. В. Гете из «Вильгельма Мейстера»);
- Песнь Саула перед боем (слова Дж. Г. Байрона, пер. П.А Козлова);
- Ночь. Фантазия («Мой голос для тебя»); Калистрат (слова Н. А. Некрасова);
- Отверженная (слова И. И. Гольц-Миллера);
- Спи, усни, крестьянский сын. Колыбельная песня (слова из пьесы А. Н. Островского «Воевода»);
- Песнь Балеарца на пиру в садах Гамилькара (из оперы «Ливиец»/«Саламбо»; слова Мусоргского по роману Г. Флобера);
- Canto popolare toscano (Ogni sabato avrete; вар. назв.: Тосканская песня) народная тосканская песня, аранжировка Мусоргского на два голоса;
- С няней (посв. «великому учителю музыкальной правды А. С. Даргомыжскому»);
- В углу (посв. В. А. Гартману); Жук (посв. В. В. Стасову);
- С куклой (посв. «Танюшке и Гоге Мусоргским»);
- Поехал на палочке (посв. «Д. В. и П. С. Стасовым»); Кот Матрос;
- На сон грядущий (посв. «Саше Кюи»);
- В четырёх стенах;
- Меня в толпе ты не узнала;
- Окончен праздный шумный день;
- Скучай. В альбом светской барышне;
- Элегия;
- Над рекой;
- Трепак. Посвящается О. Петрову;
- Колыбельная. Посвящается А. Воробьевой-Петровой;
- Серенада. Посвящается Л. Глинке-Шестаковой;
- Полководец. Посвящается А. Голенищеву-Кутузову;
- Ах, ты, пьяная тетеря. Из похождений Пахомыча;
- Вечерняя песенка (слова А. Н. Плещеева);
- Видение (слова А. А. Голенищева-Кутузова);
- Владыко дней моих (слова А. С. Пушкина);
- Гопак (слова из поэмы «Гайдамаки» Т. Г. Шевченко);
- Горними тихо летела душа небесами (слова А. К. Толстого);
- Детская песенка (слова Л. А. Мея);
- Еврейская песня (слова Л. А. Мея);
- Желание (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; посв. «Н. П. Опочининой, в память ее суда надо мной»);
- Желание сердца;
- Забытый (баллада; слова А. А. Голенищева-Кутузова);
- Из слёз моих выросло много (стихи Г. Гейне в переводе М. Михайлова);
- Классик;
- Козёл;
- Колыбельная Ерёмушки (слова Н. А. Некрасова);
- На Днепре (слова из поэмы «Гайдамаки» Т. Г. Шевченко);
- Не Божиим громом горе ударило (слова А. К. Толстого);
- Непонятная;
- Озорник;
- Ой, честь ли то молодцу лён трясти (слова А. К. Толстого);
- Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха;
- Пирушка. Рассказ (слова А. В. Кольцова);
- По грибы (слова Л. А. Мея);
- Поехал на палочке;
- По-над Доном сад цветёт (слова А. В. Кольцова);
- Раёк. Музыкальная шутка;
- Рассевается, расступается (слова А. К. Толстого);
- Сиротка;
- Семинарист. Картинка с натуры (по цензурным соображениям песня в России была запрещена);
- Светик Савишна. Песенка дурачка;
- Спесь (слова А. К. Толстого);
- Странник (слова Ф. Рюккерта);
- Стрекотунья-белобока. Шутка (слова А. С. Пушкина);
- Meines Herzens Sehnsucht;
- Крапивная гора. Небывальщина;
- Надгробное письмо

Сочинения Модеста Мусоргского для фортепиано:
- Картинки с выставки, цикл пьес - оркестровки различных композиторов, в том числе Мориса Равеля, Сергея Горчакова, Лоренса Леонарда, Кита Эмерсона и пр.;
- Полька «Подпрапорщик»;
- Интермеццо. Посв. А. Бородину;
- Экспромт «Воспоминание о Бельтове и Любе»;
- Няня и я. Из воспоминаний детства;
- Скерцо «Швея»;
- Слеза;
- В деревне. Quasi fantasia;
- Каприччио «Близ южного берега Крыма. Гхурзуф у Аю-дага»;
- На южном берегу Крыма. Из путевых заметок;
- Дума. Пьеса на тему В. А. Логинова;
- Ein Kinderscherz (Детская шалость);
- La capricieuse (Шалунья), пьеса на тему Л. Гейдена;
- Meditation (feuillet d’album) (Размышление. Листок из альбома);
- Скерцо cis-moll, посв. Любови Михайловне Бубе

Сочинения Модеста Мусоргского для оркестра и хора:
- Марш Шамиля, для четырёхголосного мужского хора и солистов (тенора и баса) с оркестром (1859);
- Ночь на Лысой горе («Иванова ночь на Лысой горе») (1867), симфоническая картина;
- Intermezzo in modo classico (для оркестра, 1867). Посв. Александру Порфирьевичу Бородину;
- Взятие Карса. Торжественный марш для большого оркестра (1880);
- Скерцо B-dur для оркестра; соч.: 1858; посв.: А. С. Гуссаковскому;
- Иисус Навин, для солистов, хора и фортепиано (1866; 1877);
- Поражение Сеннахериба, для хора с оркестром на слова Дж. Г. Байрона из «Еврейских мелодий» (1867);
- Alla marcia notturna. Маленький марш для оркестра (в характере ночного шествия) (1861).

Библиография Модеста Мусоргского:
- Письма к В. В. Стасову;
- Письма и документы. Собрал и приготовил к печати А. Н. Римский-Корсаков при участии В. Д. Комаровой-Стасовой;
- Письма к А. А. Голенищеву-Кутузову, под ред. Ю. В. Келдыша;
- Литературное наследие. Кн. 1: Письма. Биографические материалы и документы;
- Литературное наследие. Кн. 2: Литературные произведения