https://i.imgur.com/yF8FlT5l.jpg
фото: veryimportantlot.com

КАУФМАН (Kauffmann) Ан­ге­ли­ка [Ма­рия Ан­на Ан­ге­ли­ка (Ан­же­ли­ка) Ка­та­ри­на] (30.10.1741, Кур, Швей­ца­рия – 5.11.1807, Рим), нем. и швейц. жи­во­пи­сец. Учи­лась у от­ца – австр. жи­во­пис­ца Йо­зе­фа Ио­ган­на Ка­уф­ма­на (1707–82).

В 1742–57 жи­ла в Ита­лии, за­тем в разл. го­ро­дах Ав­ст­рии (в 1757 по­мо­га­ла от­цу рас­пи­сы­вать при­ход­скую цер­ковь в Швар­цен­бер­ге), Гер­ма­нии и Ита­лии [в Ми­ла­не, Фло­рен­ции (с 1762 чл. АХ), Ри­ме (1763–65 и 1782–1807; с 1765 чл. ака­де­мии Св. Лу­ки), Ве­не­ции (с 1781 чл. АХ) и др.]. В 1766–81 ра­бо­та­ла в Лон­до­не; пер­вая жен­щи­на, из­бран­ная чле­ном Ко­ро­лев­ской АХ. В 1781 вы­шла за­муж за итал. ху­дож­ни­ка-де­ко­ра­то­ра Ан­то­нио Дзук­ки (Цук­ки; Zucchi; 1726–96), ра­бо­тав­ше­го с брать­я­ми Р. и Дж. Адам (см. Адам). В Ри­ме бы­ла друж­на с И. И. Вин­кель­ма­ном, И. В. Гё­те, А. Ка­но­вой. В ран­них кар­ти­нах на ми­фо­ло­гич. сю­же­ты упо­доб­ле­ние поз пер­со­на­жей ан­тич­ной скульп­ту­ре, чёт­кий ри­су­нок сви­де­тель­ст­ву­ют об ин­те­ре­се к жи­во­пи­си А. Р. Менг­са, о вос­при­ятии эс­те­тич. идей клас­си­циз­ма («Вакх и Ари­ад­на», 1764, Ху­дож. му­зей, Бре­генц). В позд­них ра­бо­тах по­яв­ля­ет­ся те­ат­раль­ность («Гек­тор при­зы­ва­ет Па­ри­са на бит­ву», 1775; «Вер­ги­лий чи­та­ет "Энеи­ду" Ок­та­вии и Ав­гу­сту», 1788; обе – Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург); в трак­тов­ке сю­же­тов ощу­ща­ют­ся от­зву­ки иск-ва ро­ко­ко. Под влия­ни­ем англ. лит-ры бы­ли соз­да­ны кар­ти­ны «Про­ща­ние Абе­ля­ра и Элои­зы» (до 1780, на сю­жет из А. По­упа), «Бе­зум­ная Ма­рия» (на сю­жет из Л. Стер­на; обе – Эр­ми­таж, и др.), пред­вос­хи­тив­шие об­ра­ще­ние к по­доб­ным те­мам в жи­во­пи­си ро­ман­тиз­ма.

Боль­шой ус­пех при­нес­ли К. порт­ре­ты пред­ста­ви­те­лей ев­роп. зна­ти и дея­те­лей куль­ту­ры: И. И. Вин­кель­ма­на (1764, Кунст­ха­ус, Цю­рих), И. В. Гё­те (1787, Нац. му­зей Гё­те, Вей­мар; од­но из наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ний К.; оба со­зда­ны в Ри­ме); «Ле­ди Га­миль­тон в ви­де вак­хан­ки» (1797, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Лон­дон), ав­то­порт­ре­ты (1780, Эр­ми­таж; 1788, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция, и др.). В ран­них ра­бо­тах К. ещё ис­поль­зу­ет схе­му ба­роч­но­го порт­ре­та; зна­ком­ст­во с англ. порт­ре­том 18 в. прив­нес­ло в её па­лит­ру ко­ло­ри­стич. звуч­ность, сво­бо­ду и жи­во­пис­ность. Позд­нее, под влия­ни­ем П. Дж. Ба­то­ни, К. об­ра­ща­ет­ся к па­рад­но­му и груп­по­во­му порт­ре­ту, изо­бра­жая мо­де­ли в ин­терь­е­ре или в пей­за­же («Фер­ди­нанд IV Не­апо­ли­тан­ский с семь­ёй», 1782, Му­зей Ка­по­ди­мон­те, Не­аполь; «Гра­фи­ня А. С. Про­та­со­ва с пле­мян­ни­ца­ми», 1788, Эр­ми­таж, и др.).