https://i.imgur.com/9O7F2K6l.jpg
фото: ru.citaty.net

ШЕРИДАН (Sheridan) Ри­чард Бринс­ли (30.10.1751, Дуб­лин – 7.7.1816, Лон­дон; по­хо­ро­нен в Вест­мин­стер­ском аб­бат­ст­ве), англ. дра­ма­тург, те­ат­раль­ный и об­ществ. дея­тель.

Ро­дил­ся в се­мье ар­ти­ста, пре­по­да­ва­те­ля сце­нич. ре­чи и пи­са­тель­ни­цы. В 1768 окон­чил при­ви­ле­ги­ров. шко­лу Хар­роу, изу­чал пра­во в Лон­до­не. В 1776–1809 воз­глав­лял лон­дон­ский те­атр «Дру­ри-Лейн». В 1780–1812 чл. пар­ла­мен­та от пар­тии ви­гов. Яр­кий ора­тор, Ш. про­сла­вил­ся свои­ми ре­ча­ми в за­щи­ту не­за­ви­си­мо­сти Ир­лан­дии, за вве­де­ние все­об­ще­го го­ло­со­ва­ния. Вы­сту­пал про­тив вой­ны с сев.-амер. ко­ло­ния­ми, за при­зна­ние Франц. рес­пуб­ли­ки; ши­ро­кую из­вест­ность по­лу­чи­ли ре­чи про­тив англ. гу­бер­на­то­ра Ин­дии У. Хей­стинг­са и его зло­упот­реб­ле­ний.

Ш. – круп­ней­ший пред­ста­ви­тель англ. ко­ме­дии нра­вов, об­ра­тил­ся к лит. твор­че­ст­ву в 1774. Ав­то­био­гра­фич. опыт лёг в ос­но­ву пер­вой пье­сы «Со­пер­ни­ки» («The rivals», 1775; не­од­но­крат­ные эк­ра­ни­за­ции); от фа­ми­лии од­ной из ге­роинь пье­сы про­ис­хо­дит ут­вер­див­ший­ся в англ. язы­ке тер­мин «ма­ла­про­пизм» в зна­че­нии пре­тен­ци­оз­ной, ис­ко­вер­кан­ной ре­чи. По­пу­ляр­ность сни­ска­ли ко­мич. опе­ра на либ­рет­то Ш. «Ду­э­нья» («The Duenna»; 1775, му­зы­ка на­пи­са­на тес­тем Ш. – Т. Лин­ли; либ­рет­то ис­поль­зо­ва­но С. С. Про­кофь­е­вым для опе­ры «Об­ру­че­ние в мо­на­сты­ре», 1940; эк­ра­ни­за­ция М. Г. Гри­горь­е­ва, 1979), фарс «День Свя­то­го Пат­ри­ка, или Пред­при­им­чи­вый лей­те­нант» («St. Patrick’s day, or The scheming lieutenant», 1775, в рус. пер. 1854 – «Крас­ный мун­дир»), ко­ме­дия «Ла­герь» («The camp», 1778; са­ти­ра на дей­ст­вия англ. вла­стей во вре­мя амер. вой­ны за не­за­ви­си­мость) и др. Вер­ши­ной дра­ма­тур­гич. мас­тер­ст­ва Ш. ста­ла са­ти­рич. ко­ме­дия «Шко­ла зло­сло­вия» («The school for scandal», 1777; рус. пер. с нем. яз. – 1791, с англ. яз. – 1794; впер­вые по­став­ле­на в Рос­сии в 1793; не­од­но­крат­ные эк­ра­ни­за­ции), ра­зо­бла­чаю­щая ли­це­ме­рие англ. выс­ше­го об­ще­ст­ва, его по­ро­ки, скры­ваю­щие­ся под мас­кой доб­ро­де­те­лей. От­ме­чен­ным яр­кой те­ат­раль­но­стью пье­сам Ш. при­су­щи лёг­кость и за­ни­ма­тель­ность ин­три­ги, от­сут­ст­вие пря­мо­го ди­дак­тиз­ма, ла­ко­низм и афо­ри­стич­ность язы­ка, мас­тер­ское по­строе­ние диа­ло­гов; они ока­за­ли зна­чит. воз­дей­ст­вие на даль­ней­шее раз­ви­тие англ. ко­ме­дии, в т. ч. на О. Уай­ль­да и Б. Шоу.

Ав­тор тра­ге­дии «Пи­сар­ро» («Pizar­ro», на ос­но­ве пье­сы А. Ф. фон Ко­це­бу «Ис­пан­цы в Пе­ру»), сти­хо­тво­ре­ний, эс­се.