https://i.imgur.com/E90qcpHl.jpg
фото: liveinternet.ru

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, Де­зи­де­рий (Erasmus Roterodamus, Desiderius) (28.10.1469, Гау­да, близ Рот­тер­да­ма – 12.7.1536, Ба­зель), ни­дерл. учё­ный-гу­ма­нист, пи­са­тель, фи­ло­лог, бо­го­слов, круп­ней­ший пред­ста­ви­тель Се­вер­но­го Воз­ро­ж­де­ния. Пи­сал на ла­ты­ни. Вне­брач­ный сын свя­щен­ни­ка. Обу­чал­ся в Гау­де, Хер­то­ген­бо­се, Де­вен­те­ре, где вос­пи­ты­вал­ся в шко­ле «Бра­тья об­щей жиз­ни». В 1485 оси­ро­тел, уда­лил­ся в мон. Стейн, в 1492 при­нял пост­риг; по­ки­нул мо­на­стырь в 1493. За­кон­чил об­ра­зо­ва­ние в Сор­бон­не (1499). Сфор­ми­ро­вал­ся под влия­ни­ем гу­ма­ни­стич. фи­ло­со­фии (пре­им. Л. Вал­лы и М. Фи­чи­но), нем. и ни­дерл. мис­ти­ков и духовного течения Devotio moder­na; в 1506 по­лу­чил сте­пень д-ра тео­ло­гии в Ту­рин­ском ун-те. Мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе, жил во Фран­ции, Анг­лии, Гер­ма­нии, Ита­лии, Швей­ца­рии; пре­по­да­вал (в т. ч. др.-греч. яз. в Кем­брид­же); во вре­мя пре­бы­ва­ния в Анг­лии сбли­зил­ся с круж­ком «окс­форд­ских ре­фор­ма­то­ров» (Дж. Ко­лет, Т. Мор и др.), при­зы­вав­ших к на­уч. ана­ли­зу тек­стов Свя­щен­но­го Пи­са­ния.

В 13 лет об­ра­тил­ся к по­этич. твор­че­ст­ву; все­го соз­дал 136 сти­хо­тво­ре­ний (полн. рус. пер. 1983), став­ших яр­ким об­раз­цом не­ола­тин­ской лит-ры. Наи­бо­лее из­вест­ны са­ти­рич. со­чи­не­ния Э. Р. – от­ме­чен­ные боль­шим сти­ли­стич. мас­тер­ст­вом кн. «По­хва­ла Глу­по­сти» («Moriae encomium sive Stultitiælaus», 1509, изд. в 1511 в Па­ри­же с по­свя­ще­ни­ем Мо­ру; сокр. рус. пер. 1789; полн. рус. пер. 1902) – опи­са­ние ок­ру­жаю­ще­го ми­ра с точ­ки зре­ния Глу­по­сти, и сб-к диа­ло­гов на разл. те­мы «Раз­го­во­ры за­про­сто» («Colloquia familiaria», 1519–35, ряд фраг­мен­тов пе­ре­вёл М. В. Ло­мо­но­сов; полн. рус. пер. 1969), в ко­то­рых ут­вер­жда­ется идея про­ти­во­ре­чи­во­сти су­ще­го и от­но­си­тель­но­сти че­ло­ве­че­ских пред­став­ле­ний об ис­ти­не и ми­ре. Ак­тив­но спо­соб­ст­во­вал воз­вра­ще­нию ин­те­ре­са к ан­тич­но­му куль­тур­но­му на­сле­дию. По­пу­ляр­ность сни­скал со­став­лен­ный Э. Р. сб. «По­сло­ви­цы» («Adagia», 1500, из­на­чаль­но 800 по­сло­виц; св. 60 при­жиз­нен­ных пе­ре­из­да­ний; в изд. 1536 – 4151 по­сло­ви­ца), со­дер­жа­щий раз­но­об­раз­ные муд­рые из­ре­че­ния ан­тич­ных ав­то­ров. Из­да­вал со­чи­не­ния Ари­сто­те­ля, Ци­це­ро­на, Се­не­ки, Те­рен­ция и др., вы­пол­нил лат. пе­ре­во­ды про­из­ве­де­ний Ев­ри­пи­да, Ксе­но­фон­та, Исо­кра­та и др.; пе­ре­во­дил и из­да­вал сочинения от­цов Церк­ви, в т. ч. Ори­ге­на; осу­ще­ст­вил пер­во­пе­чатное из­да­ние греч. тек­ста Но­во­го За­ве­та (с ком­мен­та­рия­ми, 1517) и его лат. пе­ре­вод (изд. в 1519), ока­зав боль­шое влия­ние на по­сле­дую­щие пе­ре­во­ды Биб­лии на нар. язы­ки.

Э. Р. – гла­ва т. н. хри­сти­ан­ско­го гу­ма­низ­ма, стре­мив­ше­го­ся со­че­тать тра­ди­ции ан­тич­ной куль­ту­ры и ран­не­го хри­сти­ан­ст­ва. При этом про­бле­мы дог­ма­тич. бо­го­сло­вия (Со­тво­ре­ние ми­ра, пер­во­род­ный грех, тро­ич­ность бо­же­ст­ва и др.) об­хо­дят­ся им как не имею­щие жиз­нен­но­го зна­че­ния и прин­ци­пи­аль­но не­раз­ре­ши­мые. Э. Р. от­вер­гал культ ре­ли­к­вий и об­ряд­ность, кри­ти­ко­вал ка­то­лич. Цер­ковь, от­стаи­вая прин­цип сво­бо­ды во­ли и во мно­гом пред­вос­хи­тив про­тес­тан­тизм. Ре­фор­ма­цию не при­нял, вы­сту­пив про­тив М. Лю­те­ра с его док­три­ной о пре­до­пре­де­ле­нии. Свои ан­тро­по­ло­гич. и тео­ло­гич. воз­зре­ния из­ло­жил в со­чи­не­ни­ях: «Ору­жие хри­сти­ан­ско­го вои­на» (так­же из­вест­но как «Эн­хи­ри­ди­он» – «Enchiridion militis Christiani», 1503, рус. пер. 1986), «О сво­бо­де во­ли» («De libero arbitrio», 1524, рус. пер. 1986) и др.

Ряд тру­дов Э. Р. по­свя­щён про­бле­ме вос­пи­та­ния, ко­то­рое он счи­тал оп­ре­де­ляю­щим фак­то­ром даль­ней­шей жиз­ни че­ло­ве­ка: «Вос­пи­та­ние хри­сти­ан­ско­го го­су­да­ря» («Institutio principis Christiani», 1515, рус. пер. 2001), «Кни­га о при­ли­чии дет­ских нра­вов» («De civilitate mo­rum puerilium», 1530, в рус. пе­ре­ло­же­нии Епи­фа­ния Сла­ви­нец­ко­го – «Гра­ж­дан­ст­во обы­ча­ев дет­ских», 1660-е гг.) и др.

Ав­тор трак­та­тов по ри­то­ри­ке и грам­ма­ти­ке: «О двой­ном изо­би­лии слов и пред­ме­тов» («De duplici copia verbo­rum ac rerum», 1511, сокр. рус. пер. 2016), «Язык, или Об упот­реб­ле­нии язы­ка на бла­го и во вред» («Lingua, sive, de lin­guae usu atque abusu liber utilissi­mus», 1525) и др. Ши­ро­кий ре­зо­нанс имел на­прав­лен­ный про­тив П. Бем­бо са­ти­рич. диа­лог «Ци­це­ро­ниа­нец» («Ci­cero­nia­nus», 1528), вы­смеи­вав­ший раб­ское под­ра­жа­ние ан­тич­но­му сти­лю. На­сле­дие Э. Р. вклю­ча­ет так­же об­шир­ную пе­ре­пис­ку.

Твор­че­ст­во Э. Р. ока­за­ло боль­шое воз­дей­ст­вие на зап.-ев­роп. куль­ту­ру (в т. ч. У. Шек­спи­ра, Ф. Раб­ле, М. де Сер­ван­те­са, М. Мон­те­ня, Б. Пас­ка­ля); по сво­ему ду­ху оно во мно­гом пред­вос­хи­ти­ло куль­ту­ру Про­све­ще­ния.